Приложение к занятию № 22 от 18.11.2020
Викторина «Права и обязанности детей»
(Всемирный день прав ребенка – 20 ноября)
в кружке декоративно-прикладного творчества «Эко-сувенир»
Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры
Задачи:
1.Знакомить детей с основными правами. Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений.
2. Развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в команде.
3. Воспитывать у детей чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость, любовь к семье.
4. Мотивировать детей к чтению сказок, учить детей понимать и анализировать прочитанное.
Ход мероприятия.
Знают все, как дважды два, у ребенка есть права:
Руки мыть и уши, много каши кушать,
Утром заправлять кровать, по хозяйству помогать,
Хорошо учиться, рано спать ложиться.
Слово данное держать, никого не обижать,
Не грубить, не драться, спортом заниматься,
Вежливым и добрым быть, маму с папою любить!
И скажу вам по секрету: лучше прав на свете нету.
Закончи стихотворение:
1) Мама работала, папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой, имеют полное право на …(отдых)
2) Всех по-разному зовут: кот - Мурлыка, пес - Барбос,
Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила все имеют своё …(имя)
3) Чтобы вырасти успешным, надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим недостаточно питанья
Мы использовать должны право на … (образование)
4) Если дети заболели, плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач вам поможет только… (врач)
|
5) Сказка учит нас, друзья жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно это право на …(жильё)
Вопрос – ответ:
1. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
2. На Ваш взгляд, какие права есть у учащихся в школе:
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б) Право на получение оценки своих знаний;
В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;
Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
(Ответ: А, Б, В, Д)
3. Какие имеются обязанности у учащихся школы:
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
Б) Бережное отношение к имуществу школы;
В) Допустимость пропуска учебных занятий;
Г) Уважение чести и достоинства других учащихся и работников школы.
(Ответ: А, Б, Г)
4. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
5. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность (с 18 лет).
6. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (с 16 лет).
|
Сказки
1. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
2. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
3. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).
4. Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.
1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).
3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).
4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).
Игра с залом «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
Пословицы
1. Доброе имя лучше … (богатства).
|
2. Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
3. Человек без Родины – соловей без …(песни).
4. Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
5. Береги одёжу снову, а честь - … (смолоду).
6. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто …(честный).
7. Кого почитают, того и …(величают).
8. Уваженье трудно заработать, но легко …(потерять).
Игра
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…
4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…
5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…
6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…
ответы
1. личную неприкосновенность
2. получение бесплатного образования
3. пользоваться учреждениями культуры
4. иметь имущество в собственности
5. неприкосновенность жилища
6. свободу передвижения
Подведение итогов викторины.
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.