О референдуме Республики Татарстан (с изменениями на 7 ноября 2018 года)





ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 9 августа 2003 года N 33-ЗРТ


О референдуме Республики Татарстан

(в ред. Законов РТ от 31.03.2005 N 58-ЗРТ, от 24.06.2008 N 27-ЗРТ, от 14.10.2010 N 72-ЗРТ, от 01.08.2011 N 52-ЗРТ, от 20.12.2011 N 106-ЗРТ, от 18.10.2013 N 82-ЗРТ, от 26.05.2014 N 41-ЗРТ, от 08.05.2015 N 34-ЗРТ, от 18.06.2016 N 45-ЗРТ, от 07.06.2018 N 38-ЗРТ, от 07.11.2018 N 83-ЗРТ)

 


Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
17 июля 2003 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящим Законом устанавливается порядок назначения и проведения референдума Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами и законами Республики Татарстан.


(в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)

Статья 2. Референдум Республики Татарстан


1. Референдум Республики Татарстан (далее - референдум) наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации (далее - граждан) по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.


2. Референдум проводится на всей территории Республики Татарстан (округ референдума).

Статья 3. Принципы проведения референдума


1. Гражданин участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.


2. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.


3. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования и определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.


3.1. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.


(п. 3.1 введен Законом РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


4. Референдум организуют и проводят комиссии референдума. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Право на участие в референдуме


1. Гражданин, место жительства которого расположено на территории Республики Татарстан, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме (участник референдума). Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин, достигший возраста 18 лет.


(в ред. Закона РТ от 18.06.2016 N 45-ЗРТ)


2. Гражданин имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Равное право на участие в референдуме


Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях.

Статья 6. Право на прямое волеизъявление на референдуме


Гражданин голосует на референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование


Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 8. Язык проведения референдума


Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум, бюллетени для голосования на референдуме, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на референдуме решения, документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на государственных языках Республики Татарстан, а в необходимых случаях - на языках, которыми пользуется население на территории его компактного проживания.

Статья 8.1. Порядок исчисления сроков


(введена Законом РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.


2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.


3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.


4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Глава II. Реализация инициативы проведения референдума, назначение референдума

Статья 9. Вопросы референдума


1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Республики Татарстан, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.


2. Обязательному вынесению на референдум в соответствии с Конституцией Республики Татарстан подлежит вопрос об изменении положений статей 1 и 123 Конституции Республики Татарстан. Конституцией Республики Татарстан и федеральным законом могут быть предусмотрены иные случаи обязательного проведения референдума.


3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.


4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.


5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.


6. На референдум в соответствии с Федеральным законом не могут быть вынесены вопросы:


а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Татарстан, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Республики Татарстан либо об отсрочке указанных выборов;


б) о персональном составе органов государственной власти Республики Татарстан;


в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;


г) о принятии или об изменении бюджета Республики Татарстан, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Татарстан;


д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.


7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.

Статья 10. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума


1. В соответствии с Федеральным законом референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Республики Татарстан, или на части территории Республики Татарстан, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.


2. Государственный Совет Республики Татарстан вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.


3. В течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.


4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, не допускается.

Статья 11. Субъекты выдвижения инициативы проведения референдума


(в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


1. Инициатива проведения референдума принадлежит:


а) гражданам, имеющим право на участие в референдуме;


б) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом на республиканском или федеральном уровне, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.


2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи субъекты являются инициаторами проведения референдума.

Статья 12. Порядок образования и регистрации инициативной группы по проведению референдума


(в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


1. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 11 настоящего Закона, и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) в количестве не менее 20 граждан, имеющих право на участие в референдуме. Инициативную группу вправе образовать каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме.


(п. 1 в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


2. В случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы.


(п. 2 в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


3 - 4. Утратили силу. - Закон РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ.


5. Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан с ходатайством о регистрации инициативной группы.


6. В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Республики Татарстан. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.


(в ред. Закона РТ от 08.05.2015 N 34-ЗРТ)


7. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.


8. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:


в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Конституции Республики Татарстан, Федерального закона, настоящего Закона - о направлении их в Государственный Совет Республики Татарстан;


в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.


9. Государственный Совет Республики Татарстан обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 9 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.


10. Государственный Совет Республики Татарстан не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.


11. Если Государственный Совет Республики Татарстан признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 9 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Государственным Советом Республики Татарстан соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 9 настоящего Закона.


12. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан и которое выдается инициативной группе, действительно до официального опубликования (обнародования) общих результатов референдума либо до принятия решения об отказе в проведении референдума.


13. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом вправе предложить Государственному Совету Республики Татарстан создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 11 настоящей статьи, приостанавливается.


14. Если Государственный Совет Республики Татарстан признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 9 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан отказывает инициативной группе в регистрации.


15. В случае отказа инициативной группе в регистрации ей выдается решение Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, в котором указываются основания отказа.


16. Основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан, настоящего Закона, иных законов Республики Татарстан. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона.


(в ред. Закона РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)

Статья 13. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума


(в ред. Закона РТ от 20.12.2011 N 106-ЗРТ)


1. Подписи участников референдума могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума составляет 30 дней.


2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Республики Татарстан.


3. Подписи могут собираться только среди участников референдума. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой.


5. Подписные листы для сбора подписей участников референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".


6. При выдвижении инициативы проведения референдума в подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.


7. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства участника референдума. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Если участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии, уполномоченным представителем инициативной группы. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.


(п. 7 в ред. Закона РТ от 07.06.2018 N 38-ЗРТ)


8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума.


(в ред. Закона РТ от 07.06.2018 N 38-ЗРТ)


9. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.


(в ред. Законов РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ, от 07.06.2018 N 38-ЗРТ)


10. При сборе подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника референдума.


11. После окончания сбора подписей уполномоченные представители инициативной группы подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Протокол подписывается соответственно уполномоченным представителем инициативной группы.


(в ред. Законов РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ, от 07.06.2018 N 38-ЗРТ)

Статья 13.1. Представление подписных листов в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан


(введена Законом РТ от 24.06.2008 N 27-ЗРТ)


1. Подписные листы в сброшюрованном и пронумерованном виде, протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, а также документ, подтверждающий дату оплаты изготовления подписных листов, передаются уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) инициативной группы в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.


(в ред. Законов РТ от 20.12.2011 N 106-ЗРТ, от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать необходимое количество подписей, но не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.


3. При приеме документов Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, и выдает уполномоченному представителю инициативной группы документ в письменной форме, подтверждающий прием подписных листов, с указанием количества принятых подписных листов, заявленного количества подписей участников референдума, даты и времени приема подписных листов. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан не вправе ограничивать доступ уполномоченных представителей инициативной группы в занимаемое ею помещение или отказывать им в приеме документов в случае, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.


4. Если инициативной группой до 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, не выполнены действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

Статья 13.2. Проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума


(в ред. Закона РТ от 20.12.2011 N 106-ЗРТ)


1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан в течение 14 дней со дня приема подписных листов и документов, указанных в статьях 13 и 13.1 настоящего Закона, проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.


2. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


3. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума при выдвижении инициативы проведения референдума используется ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума.


4. Проверке подлежит не менее 20 процентов содержащихся в подписных листах подписей участников референдума от установленного в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Выборка проводится в Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан непосредственно после выдачи уполномоченному представителю инициативной группы документа, подтверждающего прием подписных листов. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.


5. По результатам проверки подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.


6. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


7. Недействительными признаются:


а) подписи участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;


б) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;


в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;


(пп. "в" в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


г) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;


д) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;


е) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


ж) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


з) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, уполномоченном представителе инициативной группы указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;


(в ред. Законов РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ, от 07.06.2018 N 38-ЗРТ)


и) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 9 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 6 статьи 13 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона;


к) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 13 настоящего Закона;


л) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


м) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы;


н) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы.


8. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и" и "н" пункта 7 настоящей статьи.


9. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и" и "н" пункта 7 настоящей статьи.


10. Если при проверке подписей участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


11. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан.


(в ред. Закона РТ от 26.05.2014 N 41-ЗРТ)


12. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.


13. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке и времени ее проведения Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обязана сообщить уполномоченным представителям инициативной группы.


14. По око



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: