Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных
Упражнение 1
Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.
Д..лекий, ре..кий, с..леный, гл..за, щу..ка, др..зды, кре..кий, сла..кий.
Упражнение 2
Составь ответ на каждый вопрос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.
В р..ке, на з..мле, в л..су, в ств..ле с..сны.
· Где живут ежи?
· Где живут щуки?
· Где выдолбил дупло дятел?
· Где устроил гнездо жаворонок?
Упражнение 3
Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.
От цветов в полях льется запах кругом,
И сияет роса на полях серебром.
(И. Суриков)
Упражнение 4
Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.
В..сной разлилась река. В..да затопила лес и лу..а. Б..да пришла к зв..рькам. В..да хлынула в их жилища. Крот выле.. из-под земли и пустился вплавь. Вот и бере… Здесь кроту не страшна в..да.
Правописание слов с двумя безударными гласным
Упражнение 1
Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона – стороны – сторонка». Обозначь орфограмму.
Полоса –...
Молоток –...
Голодал –...
Дорогой –...
Голова –...
|
Голоса –...
Волосок –...
Колоски –...
Говорят –...
Молодой –...
Деревянный –...
Упражнение 2
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Г..л..ва – головы, головка – голова
П..л..са
Ст..р..жить
М..л..дой
Д..р..гой
Б..p..да
З..л..неть
Г..в..рить
Упражнение 3
Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.
У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.
Упражнение 4
Дополни сам.
Тр..п..тали – трепещет
В..ч..реет – вечерний
Ст..р..жили – сторожка
З..л..нели – зелень
Л..п..тали – лепет
х..л..да –
б..р..да –
г..л..ва –
п..л..са –
Упражнение 5
Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.
Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.
Упражнение 6
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Вставленные слова разбери по составу.
З..л..тая, г..л..ве, ст..р..нушке, б..р..де, з..л..на, х..л..дна.
Мудрость в..., а не в...
Без работы и печь...
На чужой... рад своей воронушке.
Не нужна соловью... клетка, а нужна... ветка.
|
Упражнение 7
Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например: «Холоднее – холод – холодный». Обозначь орфограмму.
Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.
Упражнение 8
Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем – проверочные. Обозначь орфограмму.
Вечер, вечерний, вечереет.