Фонд социального страхования




Внебюджетные фонды

[1] с. 82-91 [2] с. 145-156 [3] с. 111-118

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

[1] с. 82-83 [2] с. 145-147

Пенсионный фонд РФ

[1] с. 84-85 [2] с. 147-150 [3] с. 111-114

Фонд социального страхования

[1] с. 85-86 [2] с. 154-156 [3] с. 114-116

Фонд обязательного медицинского страхования

[1] с. 86-89 [2] с. 150-154 [3] с. 116-118

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

В современных условиях внебюджетные фонды выступают меха­низмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных со­циальных групп населения, решения конкретных задач экономиче­ского характера.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;

2) формирова­ние фондов с собственными источниками доходов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

· специальные налоги и сборы;

· бюджетные средства. Эти средства переводятся во внебюд­жетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме от­числений от налоговых доходов;

· заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры явля­ются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кре­дитными учреждениями.

По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существова­ние после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная ко­миссия Европейских сообществ.

По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, науч­но-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, эколо­гические, военно-политические фонды.

Впервые целевые внебюд­жетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целе­вые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируе­мые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституци­онных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное стра­хование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицин­скую помощь.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важ­нейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, под­держки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

 

 

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Вер­ховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государствен­ного управления финансами пенсионного обеспечения, в РФ.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреж­дением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средстваПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Средства ПФР формируются за счет:

· страховых взносов работодателей 22% от ФОТ;

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

· страховых взносов иных категорий работающих граждан;

· ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и по­собий, а также на предоставление льгот в части пенсий, посо­бий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыль­ской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

· добровольных взносов фи­зических и юридических лиц, а также доходов от капитализа­ции средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

· выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше по­лутора лет;

· выплата материнского капитала;

· оказание органами социальной защиты населения материаль­ной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое, обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Различают два основных типа пенсионных систем — распреде­лительную и накопительную.

Распределительная пенсионная система предусматривает, что вы­платы пенсионерам производятся за счет текущих доходов работаю­щих. Финансовая база этой пенсионной системы основана на прин­ципе солидарности поколений. Солидарность поколений заключается в том, что выплата пен­сий производится за счет средств, перечисляемых в текущем перио­де в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых поколений.

При распределительной системе размер пенсии зависит прежде всего от трудового стажа и среднего заработка. В СССР размер тру­довой пенсии в сумме 132 руб. в месяц был достаточно высоким.

Накопительная пенсионная система предусматривает, что рабо­тающее поколение платит взносы, которые не расходуются на вы­плату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем использу­ются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Можно назвать следующие преимущества накопительной системы:

· не зависит от демографической ситуации в стране, от соотно­шения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;

· обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффектив­но были инвестированы его накопления;

· позволяет использовать аккумулируемые деньги для долго­срочного инвестирования в экономику;

· сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосу­дарственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

В настоящее время в рамках пенсионной реформы введен инди­видуальный (персонифицированный) учет в системе государствен­ного пенсионного страхования и на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет.

 

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует на основании По­ложения о Фонде социального страхования РФ. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он вы­ступает в качестве специализированного финансово-кредитного уч­реждения при Правительстве РФ.

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов работодателей 2,9%;

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и бан­ковские вклады;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступле­ния иных финансовых средств, не запрещенных законода­тельством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расхо­дов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской ката­строфы или радиационных аварий на других атомных объек­тах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

· прочих поступлений.

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им воз­раста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в са­наторно-курортные учреждения, расположенные на террито­рии РФ, и в санаторно-курортные учреждения в государст­вах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право за­нятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, куль­турно-массовое обслуживание);

· частичную оплату путевок в детские загородные оздорови­тельные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

· финансирование деятельности подразделений органов испол­нительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда в случаях, уста­новленных законодательством;

· проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участ­вующих в реализации мероприятий по социальному страхо­ванию;

· участие в финансировании программ международного сотруд­ничества по вопросам социального страхования.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются феде­ральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Основной источник доходов ФСС — поступления единого со­циального налога (взноса). Сумма налога определяется налогопла­тельщиком как соответствующая процентная доля на­логовой базы.

Главный недостаток многих социальных выплат — отсутствие адресности. В настоящее время порядок выплат пересмотрен с уче­том доходов семьи и прожиточного минимума.

Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных ли­стов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: