Внебюджетные фонды
[1] с. 82-91 [2] с. 145-156 [3] с. 111-118
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
[1] с. 82-83 [2] с. 145-147
Пенсионный фонд РФ
[1] с. 84-85 [2] с. 147-150 [3] с. 111-114
Фонд социального страхования
[1] с. 85-86 [2] с. 154-156 [3] с. 114-116
Фонд обязательного медицинского страхования
[1] с. 86-89 [2] с. 150-154 [3] с. 116-118
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;
2) формирование фондов с собственными источниками доходов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
· специальные налоги и сборы;
· бюджетные средства. Эти средства переводятся во внебюджетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов;
· заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.
Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кредитными учреждениями.
По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
|
По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды.
Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
|
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения, в РФ.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средстваПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Средства ПФР формируются за счет:
· страховых взносов работодателей 22% от ФОТ;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
· страховых взносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
· добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются на:
· выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
|
· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· выплата материнского капитала;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально-техническое, обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Различают два основных типа пенсионных систем — распределительную и накопительную.
Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплаты пенсионерам производятся за счет текущих доходов работающих. Финансовая база этой пенсионной системы основана на принципе солидарности поколений. Солидарность поколений заключается в том, что выплата пенсий производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых поколений.
При распределительной системе размер пенсии зависит прежде всего от трудового стажа и среднего заработка. В СССР размер трудовой пенсии в сумме 132 руб. в месяц был достаточно высоким.
Накопительная пенсионная система предусматривает, что работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
Можно назвать следующие преимущества накопительной системы:
· не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
· обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
· позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;
· сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.
В настоящее время в рамках пенсионной реформы введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет.
Фонд социального страхования
Фонд социального страхования создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует на основании Положения о Фонде социального страхования РФ. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.
Средства Фонда образуются за счет:
· страховых взносов работодателей 2,9%;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
· прочих поступлений.
Средства Фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;
· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
· оплату проезда к месту лечения и обратно;
· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда в случаях, установленных законодательством;
· проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Основной источник доходов ФСС — поступления единого социального налога (взноса). Сумма налога определяется налогоплательщиком как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Главный недостаток многих социальных выплат — отсутствие адресности. В настоящее время порядок выплат пересмотрен с учетом доходов семьи и прожиточного минимума.
Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов.