Стадии бюджетного процесса




Тема 7. Бюджетный процесс

1. Понятие и участники бюджетного процесса

2. Стадии бюджетного процесса

Понятие и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность орга­нов власти и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, ут­верждению и исполнению бюджетов. В сферу бюджетного процесса включается также контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетный процесс основан на трех основополагающих принципах:

1. Разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной власти: по законодательству оставление и исполнение бюджетов закреплено за ис­полнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение – за представи­тельными органами.

2. Специализация бюджетных показателей, обеспечивающая сопоставимость показате­лей бюджетов всех уровней. Достигается за счет формирования и испол­нения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации – группировки до­ходов по источникам и расходов по назначению.

3. Ежегодность бюджета заключается в том, что бюджеты уточняются каждый год за­ново. Этим обеспечивается возможность своевременно и полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке.

Участниками бюджетного процесса выступают: Президент РФ, высшее должно­стное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (предста­вительные) и исполнительные органы государственной власти; Банк России; органы госу­дарственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государствен­ными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, а также источни­ков финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств (ст.152 БК).

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из двух укрупненных стадий.

Первая стадия – составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджет­ных фондов составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Проект бюджета субъекта РФ и проекты местных бюджетов со­ставляются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года в соответствии с законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муни­ципального образования) (ст.169 БК).

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных адми­нистраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов возло­жено на Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст.171 БК).

Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Прези­дента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период. Подготовка проекта бюджета другого уровня основывается также на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории и основ­ных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Порядок и сроки составления проектов федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, выс­шими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными ад­министрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК.

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов регламентируются ст.184.1,184.2, 185, 187, 190, 191 БК. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете», а также внесения в него изменений устанавливаются гл.22 и 23 БК.

Так, на очередной финансовый год и плановый период правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект Федерального закона «О федеральном бюджете». Одновременно оно вносит проекты законов «Об утверждении от­четов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в отчетном финансовом году» и «О бюджетах государственных внебюджетных фондов», а также «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производство и профессиональных заболеваний на очередной финан­совый год и плановый период». Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Указанные акты должны быть представлены не позднее 26 августа текущего года (ст.192 БК).

Статьей 195 БК определено распределение функций в Думе по рассмотрению пред­ставленных документов. Проект рассматривается в трех чтениях. Статьями 196, 197, 199-205,207 БК детализированы процедуры рассмотрения проекта при каждом чтении проекта Федераль­ного закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый и плановый период. В первом чтении обсуждаются его концепции, прогноз социально-экономического развития РФ и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются: приложения, например, устанавливающие распреде­ление межбюджетных трансфертов между субъектами РФ; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; программы государственных внутренних и внешних заимствований. РФ на очередной финансовый год и плановый пе­риод и др. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Принятый Государственной Думой закон передается на рассмотрение Совета Фе­дерации, порядок рассмотрения определен ст.208 БК. Далее закон утверждается президен­том РФ. В случае отклонения Федерального закона «О федеральном бюджете» на очеред­ной финансовый год и плановый период он передается для преодоления возникших разно­гласий в согласительную комиссию.

Порядок внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете» ус­тановлен ст.212 и 213 БК.

Вторая стадия – исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджета – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей.

Документ, на базе которого осуществляются организация и исполнение бюджета, называется бюджетной росписью. Различают два вида росписи:

сводная бюджетная роспись – документ, который оставляется и ведется финансо­вым органом в целях организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распо­рядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирова­ния дефицита бюджета) (ст.6 БК).

Согласно ст. 215.1 БК исполнение бюджетов различных уровней обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган и осуществля­ется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовые обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ возлага­ется на Федеральное казначейство.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений; возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, перечисление Федеральным казна­чейством средств, необходимых для осуществления этого возврата (зачета); уточнение администратором доходов бюджетных платежей (ст.218 БК).

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном со­ответствующим финансовым органом. Оно предусматривает принятие бюджетных обяза­тельств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств (ст.219 БК).

Исполнение бюджета по расходам означает финансирование расходов, предусмот­ренных в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств оставляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной рос­писью. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответ­ствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обяза­тельств.

Учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах, откры­ваемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципаль­ного образования).

В соответствии со ст.242 БК операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают вое действие в указан­ный срок. До последнего рабочего дня финансового года включительно орган, осуществ­ляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционирован­ные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюд­жета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств не позднее двух по­следних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с БК на банковских депозитах.

Основы и процедуры составления, внешней проверки и рассмотрения бюджетной отчетности представлены в гл.25.1 и 25.2 БК. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо от­клоняет Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета».

Законодательством установлен достаточно жесткий контроль за исполнением бюджета РФ.

Законодательные (представительные) органы осуществляют: предварительный контроль – в ходе обсуждения и утвержден проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (ст.265 БК).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: