Методы, подходы личностно-ориентированного образования




Традиционная дидактическая система

Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта (1.776— 1841), который, критически переосмыслил классно-урочную систему Я.А. Коменского, научно обосновал систему обучения с позиций теоретических достижений этики и психологии. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. На этой ступени осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом основанным на широком использовании средств наглядности. Ступень ассоциации: связь новою материала с прошлыми знаниями. На этой ступени происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Содержанием обучения на этой ступени является связное изложение нового материала с выделением главных положений, вывод правил и формулирование законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. На этой ступени у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно видеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Средства управления - надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, что особенно ярко нашло свое выражение у последователей и учеников Гербарта (Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

4 Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личностичеловека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и ученик в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

 

Во-первых, Николь Хьюза рекомендует оптимально использовать технические возможности. Современные цифровые технологии позволяют составлять индивидуальный учебный план для каждого ребёнка, вести индивидуальную статистику успеваемости, сделать занятия более наглядными и наладить между всеми участниками процесса эффективную коммуникацию. Всё это требует определённого технического обеспечения. Работает ли каждый ученик школы со своим персональным ноутбуком или планшетом, или у вас в распоряжении только 1-2 компьютерных класса?

В первом случае, если у каждого ребёнка есть своё цифровое устройство, вы можете создать полностью персонифицированную среду обучения, с разработанным индивидуальным учебным планом и поддержкой. Это можно реализовать без дополнительных финансовых трат, так как учителя могут вести свои личные блоги или веб-страницы, с помощью которых могут представлять учебные материалы и поддерживать коммуникацию. Если средства позволяют, приобретается программное обеспечение, разработанное специально для школ.

Во втором случае вам нужно организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру с определённой периодичностью для выполнения заданий по определённым предметам. Например, часть уроков по математике может проходить в компьютерном классе, во время которых ученики работают над персональными заданиями. Можно комбинировать эти подходы, обеспечив всем ученикам регулярный доступ к общим компьютерам и выделив 3-5 ноутбуков на каждый класс.

Во-вторых, Николь Хьюза предлагает гибко использовать человеческие ресурсы для воплощения ваших идей. Вовсе необязательно, чтобы весь школьный коллектив сразу был готов перестроиться под личностно-ориентированное обучение. Достаточно взять в свою команду нескольких педагогов, готовых экспериментировать и имеющих хорошую репутацию среди коллег. Их успехи будут способны заразить энтузиазмом и остальных.

Кроме того, вы можете делать ставку на старших школьников, которые уже имеют все данные для того, чтобы играть активную роль в процессе обучения. Ребята с активной жизненной позицией и лидерскими качествами будут только рады, если вы отдадите часть инициативы в их руки.

В-третьих, вы должны быть готовы к тому, что придётся преодолевать некоторое сопротивление и при этом обеспечивать учителям возможность для дополнительного профессионального образования: краткосрочные курсы, конференции, тренинги — всё это поможет освоить новые методы преподавания и, возможно, изменить подход к образованию вообще.

Ещё одно важное замечание, которое делает Николь Хьюза, касается того, как не превратить внедрение нового подхода в хаос. Для этого все участники процесса должны чётко представлять, что ожидается в результате. Такими ожиданиями может быть повышение самостоятельности учеников в решении тех или иных вопросов, повышение успеваемости и так далее. Нужно быть уверенным, что все стороны одинаково понимают эти ожидания и согласны с ними. Реализация личностно-ориентированного подхода зависит от множества факторов и нужно иметь в виду, что нет единой модели, которая подходит безусловно всем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: