Общие сведения о ребенке
1. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, возраст во время исследования. Дата написания характеристики.
2. Сведения о семье (состав, образовательный уровень, профессии членов семьи, в первую очередь — родителей). Взаимоотношения ребенка с другими членами семьи. Наличие глухих в семье. Серьезные заболевания, психические нарушения у родителей и других родственников.
3. Анамнез: перенесенные заболевания, общее состояние здоровья в настоящее время.
4. Состояние слуха.
5. Состояние устной речи.
Внешняя картина личности
1. Физическая внешность: вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы, черты лица, бросающиеся в глаза признаки.
2. Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, общая
скованность или свобода движения, индивидуальные позы).
3. Особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, оживленность и т.д.).
4. Поведение по отношению к другим людям (способ установления контакта, характер и стиль общения, позиция в общении, положение в коллективе и отношение к этому, наличие противоречий в поведении и т.д.).
5. Поведенческие проявления по отношению к самому себе (своей внешности, к нарушению слуха, здоровью, недостаткам и достоинствам, личным вещам, к будущему).
6. Действия в психологически значимых ситуациях (этически важных, при получении задания, в ситуациях конфликта).
7. Поведение в ведущей деятельности (в дошкольном учреждении — в процессе предметно-манипулятивной деятельности и сюжетно-ролевой игры; в школе — во время учебной деятельности, в подростковом возрасте — в процессе интимно-личностного общения).
8. Примеры высказываний и действий, характеризующих кругозор, интересы ребенка.
|
Основные черты поведения рассматриваются с точки зрения характерных особенностей данного возрастного периода жизни ребенка.
Особенности познавательной сферы
Данный раздел составляется на основе психолого-педагогического исследования различных психических процессов и личностных свойств.
1. Зрительное восприятие (восприятие предметов разной формы, цвета, размеров). Характеристика константности восприятия, его целостности, осмысленности, категориальное™. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия. Восприятие изображений.
2. Внимание и его свойства (объем, устойчивость, концентрация, распределение, способность к переключению).
3. Память (преобладание произвольного или непроизвольного запоминания, уровень развития разных видов памяти — образной, словесной, логической, механической).
4. Воображение (живость, активность, уровень развития разных видов воображения — воссоздающего, творческого; вид деятельности, где наиболее ярко оно проявляется — конструирование, изобразительная деятельность, написание сочинений и т.д.).
5. Мышление (преимущественное развитие одного из видов мышления — наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; соответствие развития данного вида мышления возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; развитие мыслительных операций и т.д.). Охарактеризовать обучаемость ребенка.
6. Речь. Устная и письменная речь ребенка (индивидуальные особенности, умение выражать свои мысли, словарь, аграмматизмы). Использование дактилирования. Мимико-жестовая речь (частота использования, ситуации использования, сфера применения).
|
Особенности учебной деятельности
1. Характеристика успеваемости, поведения, отношения к учебе за предыдущие годы обучения.
2. Интерес к различным учебным предметам. Предметы, которые даются легче, которые — труднее.
3. Форма речи, преобладающая в процессе учебной деятельности.
4. Оценка школьных навыков чтения, письма, счета (для младших школьников); состояние навыка чтения с губ.
5. Соотношение разных видов деятельности в жизни школьника: игровой, учебной, трудовой.
6. Уровень сформированности учебной деятельности и ее основных компонентов (принятие учебной задачи, планирование, контроль и т.д.).
7. Отношение к труду, интерес к разным видам труда.
Особенности личностной сферы
1. Реакция на разные виды педагогических воздействий (поощрение, наказание и т.д.).
2. Характеристика эмоциональных состояний, особенностей внешних выражений эмоций, преобладающего настроения, ярко проявляющихся свойств (тревожность, импульсивность, аффективность и т.д.).
3. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, причины, влияющие на ее изменение, соответствие возрастной норме).
4. Характеристика интересов.
5. Черты характера.