Основные этапы становления и развития социологии: а) Огюст Конт и «позитивная наука»; б) Карл Маркс и экономический детерминизм; в) Эмиль Дюркгейм и понятие социологии; г) Главные социологические школы ХХ века. Социология как наука о социальной сфере общества: а) конкретная и теоретическая (общая) социология; б) общая социология (объект и предмет исследования); структура социологического знания; в) методы общей социологии; г) социология и общество.
1. Научные и социально-политические предпосылки становления социологии как науки.
2. Социологическая концепция О.Конта.
3. Позитивизм как направление социологии. Теория Г.Спенсера.
4. Карл Маркс и экономический детерминизм.
5. Э.Дюркгейм и М.Вебер.
6. П. Сорокин и русская школа социологии.
Основные имена и понятия
О.Конт, позитивизм, Г.Спенсер, К.Маркс, материализм,, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П. Сорокин
Словарь терминов
1) Социология – (от лат. societas - общество и logos – учение) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Специальные социологические теории изучают закономерности отдельных сфер общества. (Энциклопедический социологический словарь. С.698).
2) Позитивизм – (от лат. positivas – положительный) философское направление, исходящее из того, что все подлинное, позитивное знание – совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в стоящей над ней философии как исследовании мировоззренческих проблем. Основан в 30-е гг. ХIХ в. О.Контом. Выделяют три этапа эволюции позитивизма: 1) классический; 2) эмпириокритицизм; 3) неопозитивизм. (Там же. С.552).
|
3) Социальная статика – первый большой раздел социологии О.Конта, который изучает условия существования и законы функционирования общественной системы (теория общественного порядка, организации и гармонии). (Там же. С.766).
4) Социальная динамика – второй большой раздел социологии О.Конта, который изучает законы развития и изменения социальных систем (теория общественного прогресса). (Там же. С.181).
5) Психологизм – социологический, методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г.Тард, Ч.Кули, Дж.Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящийся объяснить социальные отношения и структуры на основе психологических данных, свойственных человеческой психике, анализа непосредственного взаимодействия людей. (Учебный социологический словарь. С.224).
6) Марксизм – система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса, наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления. Основоположниками марксизма являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. (См.: Учебный социологический словарь. С.149).
7) Материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойства материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму. (См.: Социологический словарь /Под ред. С.А.Ерофеева. Казань, 1997. С.163).
|
8) Расово-антропологическая школа – разновидность биолого-натуралистического направления в социальной мысли второй половины ХIХ- начала ХХ вв. Основные ее положения: а) социальная жизнь и культура являются результатом действия расово-антропологических факторов; б) расы, т.е. группы людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются основными субъектами социально-исторических процессов; в) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и др. способностей; г) расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития; д) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью. В научной социологии расово-антропологические концепции рассматриваются главным образом как рационализация расовых и этнических предрассудков, как социальные мифы, пагубно влияющие на развитие общества и культуры. Тем не менее время от времени предпринимаются попытки возрождения тех или иных положений данной школы в форме тенденциозных истолкований данных антропологии, генетики, психологии, истории и других наук. (Учебный социологический словарь. С.226).
9) Географическая школа в социологии – одна из школ в социологии, признающая географическое положение и географическую среду решающим условием и фактором общественного развития. Хотя о влиянии географической среды на общественное развитие не раз высказывались многие мыслители, начиная еще с античности, развернутое изложение этих проблем связано с XVIII-XIX вв., в том числе с великими географическими открытиями. Различные представители географической школы особо выделяли из всей системы географических условий и факторов тот или иной ее элемент – климат, почву, территорию, ландшафт, реки, флору, фауну, недра и т.д. В целом для географической школы характерны натурализм и антиисторизм в подходе к существованию и развитию общества. (Там же. С.46).
|
Темы докладов и рефератов
· Рождение социологии и его основные факторы.
· О.Конт и возникновение позитивистской социологии.
· Эволюционная концепция Г.Спенсера.
· Проблема понимания и категория социального действия в теории М.Вебера.
· М.Вебер и развитие современной социологии.
· Социология революции П. Сорокина
Контрольные вопросы
1. Объясните, какой вклад внес О.Конт в развитие науки об обществе.
2. Дайте сравнительную характеристику основных идей О.Конта и Г.Спенсера. Что есть общее и различное в их взглядах?
3. Определите место учения О.Конта в истории социологии.
4. В чем заключается суть понятия «социальные типы общества» по Г.Спенсеру. Объясните понятия «функционализм», «индивидуализм», «органицизм».
5. Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологических тенденций в социологии. Определите психологическую социологию в исторической перспективе.
6. В чем суть теории социальных конфликтов К.Маркса?
7. Объясните идеи общественной солидарности и разделения труда Э.Дюркгейма.
8. Раскройте содержание учения о типах господства и противоречивость политической позиции М.Вебера.
Основная литература
· Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.
· История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 576 с.
· Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М.:ЮНИТИ, 1998.– 349 с.
Дополнительная литература
· Кравченко А.И. Концепция капитализма М.Вебера и трудовая мотивация // Социс.1997.№ 4.
· Зарубина Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (Концепция М.Вебера и современные теории развития) // Там же.
· Борзунова Е.А. Социологические концепции легитимности власти Т.Парсонса и М.Вебера: сравнительный анализ // Социс. 1997. № 9.
· Мнацаканян М.О. место протестантской этики в концепции капитализма М.Вебера // Социс. 1998. № 7.
· Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социс. 1999. № 1.
· Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему // Социс. 1999. № 3.
· Лапин Н.И. Когда и как О.Конт ввел термин «sociologie» // Социс. 2003. № 4. С.25-34.
Семинар 2. Социальная структура современного общества
1. Понятие общества, типы и законы развития общества.
2. Понятие социальной общности и социальной группы.
3. Этническая общность, этнос, нация, этническая группа.
4. Марксистская типология обществ.
5. Типологии обществ современных западных исследователей (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, О.Тоффлер, А.Турен).
Основные термины и понятия
Общество; государство; страна; суверенность; государственная власть: публичность, аппарат управления, аппарат принуждения; право; правовое государство; правовое общество; гражданское общество; развитие общества: прогресс, регресс, реформа, революция; социальные общности; этнические общности; нация; социальная структура общества; присваивающее, аграрное, индустриальное общество.
Словарь терминов
1) Общество – исторически сложившаяся совокупность отношений, возникающая между людьми в процессе их совместной деятельности. (См.: Учебный социологический словарь. С.189).
2) Государство – важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними. (Там же. С.54).
3) Страна – населенная территория, имеющая определенные границы и обладающая суверенитетом. (Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. С.42).
4) Гражданское общество – вся неполитическая сфера человеческих отношений, т.е. семейные, родственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные, межклассовые отношения, включая демографическую структуру общества. (См.: Там же. С.44).
5) Развитие общества – последовательный процесс количественных и качественных изменений во всех сферах жизни общества. (См.: Энциклопедический социологический словарь. С.624).
6) Прогресс социальный – тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую (в соответствии с объективными критериями) ступень стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик. Конкретнее социальный прогресс характеризуется смягчением социальных противоречий и конфликтов, упрочением социальных связей и, следовательно, социальной сплоченности, улучшением условий жизни все более широких масс. (Там же. С.598-599).
7) Регресс – развитие общества по нисходящей линии, упадок, социальные взрывы, потрясения. Регресс, в отличие от прогресса, не глобальный, а локальный процесс, так как характерен для отдельных обществ в короткие промежутки времени. (См.: Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. С.49).
8) Реформа – усовершенствование в какой-либо сфере, постепенные преобразования, не затрагивающие основы существующего социального строя. (См.: Там же. С.50).
9) Революция – комплексное изменение всех сторон общественной жизни, меняющее основы существующего строя; резкий переход общества из одного состояния в другое. (Там же).
10) Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. (Энциклопедический социологический словарь. С.480).
11) Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним (самоназвание). Этническая общность имеет следующие черты: общность территории, общность языка, единство духовной культуры и ее составляющих (ценности, нормы и образцы поведения, социально-психологические характеристики сознания и поведения людей), этническое самосознание как чувство принадлежности к определенному этносу (опирается на общие генеалогические предания – сказки, былины, песни, на участие в исторических событиях). (См.: Там же. С.916).
12) Нация – высшая форма этнической общности. Концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П.А.Сорокин: нация является многообразной, многофункциональной солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые являются гражданами одного государства, имеют общий язык и совокупность культурных ценностей, происходящих из одной прошлой истории, занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. (Там же. С.444).
13) Социальная структура общества – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. (Там же. С.778).
Темы докладов и рефератов
· Социологическая концепция Раймона Арона.
· Гражданское общество и правовое государство в России.
· Демографические последствия современных этнических и национальных конфликтов.
· Проблема этнического самосознания.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «общество». Разграничьте понятия «общество», «страна», «государство». Объясните, какое из них исторически возникло раньше. Аргументируйте свое мнение.
2. Почему «общество» является универсальным понятием? Как трактуется общество согласно формационному и цивилизационному подходу?
3. Расскажите, как понимается общество в классической западной социологии (О.Конт, Г.Спенсер).
4. Определите понятие «социальная общность». Выделите признаки социальных общностей.
5. Что такое «этнос»? Является ли это понятие тождественным «этнической группе»? Выделите характерные черты этноса.
6. Объясните понятие «нация». Охарактеризуйте концепцию основных черт и условий формирования русской нации П.А.Сорокина.
7. Выделите критерии типологии обществ. Какие типы обществ существуют в истории развития человечества (например, в рамках марксистской методологии и в современной социологической мысли)?
8. Расскажите об основных моделях общества будущего, рисуемых современными западными социологами.
Основная литература
· Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.
· Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко.
o Глава 8. Теория социальной структуры общества. Социальные отношения. Гражданское общество. С.112-127.
o Глава 9. Этническая социология. С.128-146.
· Тадевосян Э.В. Социология.
o Глава 4. § 1. Понятие общества. С.125-134.
· Ценности гражданского общества и личность. М., 2001. – 238 с.
o Становление гражданского общества в России. С.25-140.
· Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2003. – 384 с.
o Глава 1. 1.2. Тип общества. С.13-15.
o Глава 2. 2.1. Государство – нация. С.64-67.
o Глава 2. 2.7. Гражданское общество и правовое государство. С.90-97.
o Глава 9. 9.2. Виды и структура социальных общностей и групп. С.251-260.
Дополнительная литература
· Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол») // Социс. 1997. №№ 1, 2.
· Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3.
· Тухватуллин Р.М. Язык как национальная ценность // Социс. 1997. № 8.
· Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социс. 1997. № 8.
· Скакунов Э.И. Социокультурный анализ осетино-ингушского конфликта // Социс.1997. № 7.
· Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. 1998. № 2.
· Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социс. 1998. № 6.
· Воржецов А.Г. Общественное согласие и социальное правовое государство // Социс. 1998. № 11.
· Полянский В.С. Историческая память в этническом самосознании народов//Социс.1999.№ 3.
· Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социс. 1999. № 1.
· Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социс. 1999. № 5.
· Он же. Об интегральной теории национально-этнической общности // Там же. № 9.
· Он же. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность //Социс.2001.№ 3.
· Мукомель В.И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. 1999. № 6.
· Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социс. 1999. № 4.
· Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс. 1999. № 9.
· Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999. № 4.
· Михайлов В.А., Михайлова Л.Я. Национальный вопрос глазами студентов // Социс. 1999. № 12.
· Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. 2000. № 4.
· Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России // Социс. 2001. № 10.
· Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социс. 2001. № 3.
· Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации // Социс. 2002. №5.
· Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. 2003. № 8. С.3-11.
· Россия и Европа глазами россиян // Социс. 2003. № 5. С.41-52.
Семинар 3. Социальные институты и организации
1. Понятие социального института. Функции социальных институтов.
2. Право как социальный институт.
3. Понятие и виды социальных организаций. Организация и коллектив.
4. Организации тоталитарного типа.
5. Теория бюрократии Макса Вебера.
Основные термины и понятия
Социальный институт, институционализация, основные и неосновные институты, функции социальных институтов, дисфункции социальных институтов, право как социальный институт, социальная организация, коллектив, стили лидерства, бюрократия.
Словарь терминов
1) Социальный институт – устойчивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества. Социальная функция института – удовлетворение потребностей общества. Выделяют пять основных социальных институтов (соответствующих основным человеческим потребностям): - в воспроизводстве рода (институт семьи и брака), - в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство), - в добывании средств существования (экономические институты, производство), - в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры), - в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии). (См.: Социологический словарь. Казань, 1997. С.106).
2) Право как социальный институт – это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе установленных или санкционированных государством общеобязательных социальных норм, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. (Энциклопедический социологический словарь. С.573).
3) Социальная организация – социальная группа, характеризующаяся определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) членов. Социальными организациями также называют сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы (крупные вторичные социальные группы), образуемые для достижения определенных целей. (См.: Учебный социологический словарь. С.194).
4) Коллектив – высшая форма групповой организации. Коллектив – это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Коллективом называют относительно компактную социальную группу людей, объединенных единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок и норм поведения, которые воплощаются в отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу. (См.: Там же. С.121).
5) Бюрократия – (от фр. bureau – бюро и греч. kratos – власть; власть канцелярии) – а) система управления обществом особым слоем людей, которые, выступая как носители публичной власти, обеспечивают функционирование государства и социальных институтов общества; б) вторичная социальная группа, характеризующаяся иерархической формальной структурой, которая функционирует по строго определенным правилам и процедурам. Макс Вебер считал рациональную бюрократию воплощением рациональной формы всякой организации общества и отмечал следующие ее основные черты: разделение труда среди членов бюрократической структуры; строгая иерархичность, соподчиненность различных бюрократических органов; наличие свода строгих правил и инструкций; безличный характер деятельности, т.е. отсутствие личного подхода к проблеме; ведение протоколов – фиксация своей деятельности в установленной форме; наличие аппарата, служащих, сориентированных на полную преданность организации; ориентация на личную карьеру, основанную на заслугах перед организацией в большей степени, чем на объективных способностях и достижениях. Современные социологи (Парсонс, Мертон) отмечают в бюрократии не только функции, но и дисфункции: возникновение, наряду с рациональными, иррациональных целей, замещение главных целей второстепенными, малозначимыми. (Учебный социологический словарь. С.32-33).
Темы докладов и рефератов
· Функции и дисфункции социальных институтов.
· Право как социальный институт.
· Учение о типах господства М.Вебера.
· Анализ концепции тоталитарной бюрократии.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «социальный институт».
2. Вспомните из истории социологии, кто из исследователей впервые выделил основные виды социальных институтов?
3. Что означает понятие «институционализация»?
4. Опишите функции и дисфункции социальных институтов.
5. Дайте характеристику права как социального института.
6. Что такое «социальная организация»? Каковы ее основные признаки?
7. «Коллектив»: как это понятие соотносится с «социальной организацией».
8. Выделите стили лидерства в системе власти, которая является необходимым признаком социальных организаций.
9. Проанализируйте теорию бюрократии Макса Вебера.
10. Каковы основные признаки бюрократической организации?
11. Как М.Вебер оценивал возможности бюрократии и ее вклад в развитие общества?
Основная литература
· Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.
· Тадевосян Э.В. Социология.
- Глава 5. §3. Социальные институты и организации. С. 183-193.
- Глава 8. §1-2. Право как социальный институт.С.237-251.
· Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В.Осипова.
o Глава VII. Социальные институты. С.235-264.
o Глава VIII. Социальные организации. С.265-296.
· Яковлев А.М. Социальная структура общества.
o Глава 1. 1.3. Социальные институты (структура, функции и дисфункции). С.16-22.
o Глава 3. Социологияправа. С.110-147.
· Социология / Под ред проф. В.Н.Лавриненко.
o Глава 12. Социальные и институты и организации. С.180-196.
· История социологии в Западной Европе и США.
o Глава 8. Социология Макса Вебера. С.183-233.
Дополнительная литература
· Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма//Социс. 1998. № 6.
· Брайович А.С. Типы организаций и их структуры // Там же. № 12.
· Макаренко В.П. Правительство и бюрократия // Социс. 1999. № 2.
· Смольков В.Г. Бюрократизм // Там же. № 2.
· Масловский М.В. Анализ концепции тоталитарной бюрократии // Социс. 2000. № 4.
· Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. 2003. № 10. С. 13-19.
· Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социс. 2002. № 4.
· Доверие к социальным институтам // Социс. 2002. № 2,3.
Семинар 4. Личность в социологии
1. Социологическое определение личности.
2. Личность в системе социальных связей.
3. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.
4. Автономия личности в системе социальных ролей.
5. Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности.
Основные термины и понятия
Индивид; личность; диспозиции личности; ролевая теория личности; социальный статус; социальная роль: ролевое ожидание, ролевое исполнение; статус: интегральный, предписанный, приобретенный, естественный, профессионально-должностной; ролевой набор; ролевые требования; ролевой конфликт; автономность личности; диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности.
Словарь терминов
1) Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность за свои поступки, известная автономность в отношении к государству и обществу. Не всякий человек – личность. Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус играет свою социальную роль. (Учебный социологический словарь. С. 142).
2) Диспозиция личности – предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Систему диспозиций образуют высшие диспозиции личности – концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации и, наконец, ситуативные социальные установки как диспозиции к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. (Энциклопедический социологический словарь. С.183).
3) Ролевая теория личности – теория, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в данной социальной группе. Основные положения этой теории были сформулированы Дж.Мидом. (Там же. С.806).
4) Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей; это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы. Статус может быть предписанным или достигнутым. (Учебный социологический словарь. С.277).
5) Роль социальная – ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Социальная роль – динамичный аспект социального статуса как нормативно регулируемое поведение людей в соответствии с их социальным статусом. Совокупность ролей – это ролевая система («ролевой набор», по определению Р.Мертона). Роли могут закрепляться формально, а могут носить неформальный характер (моральные нормы). (Там же. С.236).
Темы докладов и рефератов
· Проблема становления нравственных и гражданских позиций личности.
· Динамика изменения социальных ценностей в современном российском обществе.
· Проблема формирования патриотического сознания российской молодежи.
· Ценностные ориентации личности.
Контрольные вопросы
1. Определите социологическое содержание понятия «личность».
2. Каково место личности в социальной структуре общества?
3. Какие компоненты составляют структуру личности?
4. Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность».
5. Расскажите о различных теориях личности в истории социологии.
6. Проанализируйте ролевые теории личности. Назовите имена социологов, внесших наиболее существенный вклад в разработку этих теорий.
7. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» с позиции ролевой теории личности?
8.Объясните проблему автономности личности как субъекта социальных отношений.
9. Раскройте диспозиционную теорию саморегуляции социального поведения личности.
Основная литература
· Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.
· Социология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко.
- Глава 15. Социология личности. С. 227-239.
· Социология: наука об обществе.
- Тема. Социология личности. 1. Основные проблемы социологии личности. С. 348-357.
· Социология: основы общей теории.
- Глава V. Личность и общество. С. 162-189.
· Тадевосян Э.В. Социология.
- Глава 4. §3. Общество и личность. С. 143-158.
· Ценности гражданского общества и личность.
- Ценностный мир личности. С. 141-190.
· Яковлев А.М. Социальная структура общества
- Глава 10. Социология личности. С. 288-237.
Дополнительная литература
· Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социс. 1997. № 10.
· Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Там же.
· Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социс. 1997. № 8.
· Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социс. 1997. № 5.
· Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций // Социс. 1998. № 8.
· Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12.
· Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. 1998. № 8.
· Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс. 2001. № 2.
· Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. 2002. №1.
· Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социс.2002.№ 5.
· Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Там же.
· Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. 1999. № 5.
· Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс. 1999. № 6.