Семинар 5. Социология отклоняющегося поведения




 

1. Понятие и виды девиантного поведения.

2. Преступность и ее социальные функции (Э.Дюркгейм).

3. Проблема наркотизации общества как социально опасной формы девиантности.

4. Социальнаяпрофилактикадевиаций.

 

Основные имена и понятия

Девиантное поведение, делинквентное поведение, критерии девиантности, теория дифференцированной связи (Э.Сатерленд), профилактика девиаций, разнообразие, Э.Дюркгейм.

 

Словарь терминов

1) Девиантное поведение - (лат. deviatio – отклонение) отклоняющиеся от общепринятых норм социальные действия, поведение людей или их групп, приводящее к нарушению этих норм, что встречает неодобрение со стороны большинства представителей социальной группы, общества. Девиантное поведение ведет к дезорганизации социальной жизни, к социальной аномии. Оно – антипод конформизма. Его социальные причины связаны прежде всего с разрывом между социокультурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон), с противоречивостью социальных ценностей, норм и отношений (Э.Дюркгейм). Границы девиаций подвижны и часто соотносятся с изменениями в социокультурных ценностях и другими обстоятельствами. Несмотря на то, что большинство членов группы придерживаются конформного отношения к нормам, девиантное поведение обозначает границы дозволенного. Полное и абсолютное соблюдение норм невозможно, и потому девиации допускаются в тех или иных параметрах, не нарушающих функционирование группы в целом. (Учебный социологический словарь. С.66).

2) Делинквентное поведение – отклонение от правовых норм (нарушение). (Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. С.133).

3) Преступное поведение – отклонение от уголовно-правовых норм. (Там же).

4) Преступность – относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом. (Энциклопедический социологический словарь. С.579).

 

Темы докладов и рефератов

· Типология отношений студентов к наркомании.

· Влияние безработицы на криминогенную обстановку в обществе.

· Социально-экономические проблемы и численность самоубийств.

· Преступность и общество.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «девиация», «девиантное поведение». Что такое «делинквентное поведение»?

2. Охарактеризуйте основные формы негативных и позитивных девиаций.

3. Объясните, почему понятие девиантности является относительным.

4. Перечислите категории населения, которые более всего подвержены девиациям. Какие факторы и причины оказывают влияние на это явление?

5. Опишите «теорию дифференцированной связи» Эдвина Сатерленда.

6. Какие меры общесоциальной профилактики девиаций необходимы в нашем обществе?

7. Определите взаимосвязь понятий «девиация» и «разнообразие».

8. Как оценивал Э.Дюркгейм роль преступности в обществе?

 

Основная литература

· Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.Тадевосян Э.В. Социология.

          • Глава 5. §4. Социальный контроль и социальные отклонения. С. 193-203.

· Яковлев А.М. Социальная структура общества.

o Глава 11. 11.2. Социальная дезорганизация, отклоняющееся поведение и преступность. С.144-152.

 

Дополнительная литература

· Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в. – 1914 г.) // Социс. 1997. № 9.

· Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России // Там же.

· Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социс. 2001. № 3.

· Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен // Там же.

· Лукашова О.Г., Лукашов А.И. Криминальное лицо безработицы // Социс. 1998. № 9.

· Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Там же.

· Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социс. 1998. № 8.

· Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация молодежи в России шаг до национальной катастрофы // Там же.

· Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. № 5.

· Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6.

· Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социс. 2000. № 1.

· Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. 2000. № 4.

· Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Там же.

· Маликова Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании // Социс. 2000. № 7.

· Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. 2002. № 5.

· Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социс. 2002. № 7.

· Акулич М.М., Артюхов А.В., Гербер Л.П., Стожаров А.В. Эксперты о противодействии наркомании в регионе // Социс. 2002. № 8.

· Гладких Р.Б. Криминологическая безопасность малого предпринимательства // Социс. 2002. № 8.

· Башкатов И.П. Притеснение: обидчики и обиженные // Социс. 2002. № 12.

· Лунеев В.В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Социс. 2002. № 5.

· Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс. 2002. № 5.

· Айдинян Р.М., Шипунова Т.В. Неформальная экономика в контексте преступности: попытка классификации // Социс. 2003. № 3. С. 115-188.

· Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социс. 2003. № 4. С.91-95.

· Звоновский В.Б., Пышкова Н.В. Уклонение от уплаты налогов: отношение населения // Социс. 2003. № 4. С.51-57.

 

 

Семинар 6. Социальная коммуникация

 

1. Понятие социальной коммуникации. Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэла.

2. Виды, средства и способы социальной коммуникации.

3. Массовая коммуникация: основные исследовательские подходы.

4. Нормативные модели деятельности средств массовой коммуникации.

5. Средства массовой коммуникации и девиантность.

 

Словарь основных терминов и понятий

1) Вербальная коммуникация – вид коммуникации, в процессе которой обмен информацией осуществляется посредством речи.

2) Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей [1].

3) Невербальная коммуникация – вид коммуникации, в процессе которой обмен информацией осуществляется с помощью жестов, мимики и других средств общения.

4) Социальная коммуникация – это элемент взаимодействия людей и социальных систем, целью которого является обмен информацией любого вида и направленности.

 

Темы докладов и рефератов

· Проблема социальной ответственности средств массовой информации (по работе С. Коэна «Средства массовой коммуникации, моральная паника и девиантность»).

· Проблема коррумпированности общества в средствах массовой информации (по материалам региональных СМИ).

· Слухи как средство манипуляции массовым сознанием.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная коммуникация?

2. Перечислите основные элементы коммуникативной модели Г. Лассуэла.

3. Назовите основные виды социальной коммуникации.

4. Дайте характеристику средствам и способам социальной коммуникации.

5. Чем отличается массовая коммуникация от других видов социальной коммуникации?

6. Какие нормативные модели деятельности средств массовой коммуникации вам известны?

7. В чем заключается позитивное и негативное воздействие массовой коммуникации на индивидуальное и общественное сознание?

 

Задания и творческие работы:

1. В 1948 г. американский исследователь Г. Лассуэл предложил модель коммуникативного процесса, которая содержит пять структурных элементов: 1) кто? (передает сообщение) – коммуникатор; 2) что? (передается) – сообщение; 3) как? (осуществляется передача) – канал; 4) кому? (направлено сообщение) – аудитория; 5) с каким эффектом? (эффективность). Заполните таблицу 1 согласно рассмотренной выше модели коммуникативного процесса, учитывая особенности межличностной коммуникации в традиционном обществе и массовой коммуникации – в обществе современном.

Таблица 1

Параметры коммуникации Межличностная коммуникация в традиционном обществе Массовая коммуникация в современном обществе
Источник    
Вид сообщения    
Канал    
Приемник    
Эффективность передачи сообщения    

2. Выполните практическое задание с использованием метода контент-анализа на тему «Пресса и агрессивность». Отберите все сообщения, содержащие информацию об агрессивном поведении людей различных социальных групп за месяц в ежедневной местной газете. Составьте карточку контент-анализа для отобранных информационных материалов. Выявите частоту упоминания случаев агрессивного поведения, модели агрессивного поведения и объем публикуемых сообщений.

3. В настоящее время отмечается рост сцен насилия в средствах массовой информации. Подобный процесс ставит такую социальную проблему, как воздействие СМИ на реальное агрессивное поведение людей. Несмотря на то, что по данной тематике накоплен большой объем эмпирических данных, социологи-исследователи не готовы с полной уверенностью утверждать о прямой зависимости увеличения реальной агрессивности людей в связи с увеличением сцен насилия и информации о насильственных действиях в СМИ. Согласно результатам некоторых социологических исследований, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияние на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое, а в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Какова ваша позиция по данной проблеме? Ответ аргументируйте.

 

Основная литература

Кравченко А.И. Социология: учебник. - М., 2008.

Дополнительная литература

Бойко О. В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс. 2002. № 7.

Грошев И. В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социс, 1999. № 4.

Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социс. 2001. № 8.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

Пиронкова О. Ф. «Живые новости», или О времени и пространстве в телевизионном эфире // Социс. 2000. № 8.

Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организация // Социс. 2001. № 3.

Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. к.с.н. И. Г. Ясавеев. Казань, 2000.

Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социс. 1997. № 11.

Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс. 2001. № 8.

Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс. 2002. № 5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: