Роль конкуренции в рыночном хозяйстве




1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. Если рыночная цена устанавливается на уровне, превышающем точку равновесия, то предложение товаров превысит спрос. На рынке образуется зона избытка произведенных товаров. Сразу обостряется конкуренция среди продавцов и побеждает тот из них, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает цепная реакция: сначала кто-то снижает, а затем и все вынуждены снизить цену. В результате цена начинает движение точке равновесия. Результат конкуренции среди продавцов. После массового уменьшения цен продукты раскупаются, их перепроизводство исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности.

Если на рынке противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает дефицит товаров, значит, усиливается конкуренция среди покупателей. Они всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Но когда между ними разгорается острая борьба, то побеждает тот, кто предложит более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: вначале отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены покупать товар по более высокой цене. Цена начинает двигаться к точке равновесия с иной стороны. Итогом явится то, что рост цен способствует появлению товаров на прилавках. Производители становятся более заинтересованными в расширении выпуска продукции. Зона дефицита исчезает. При достижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.

Поэтому, вывод, конкуренция - сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.

2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты одного качества. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорится, придерживаться общих «правил игры». В них отражаются требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

Уровень равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива предприятие, которое установило, например, очень высокую цену для получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на эту дорогостоящую продукцию упадет, ее никто не будет покупать. Тогда придется снижать цены или даже прибегать к распродаже по низким ценам и терпеть из-за этого убытки.

Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

Как уже выше отмечено конкуренция ведет к установлению равных цен на однородные товары. В таком случае больший доход может получить лишь тот товаропроизводитель, у которого затраты на единицу продукции меньше. Он создает товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене, в которой будут отражены общественно-необходимые затраты. А это возможно, если внедрять в производство новинки техники и технологии, использовать более эффективные формы организации труда и производства. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.

Лауреат Нобелевской премии Э. Хайек писал, что «Общество, полагающееся на конкуренцию... у спешнее других достигает своих целей. Вот вывод... замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция...показывает, как можно эффективнее производить вещи...»

4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение.

В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, не выдерживают, как правило, конкуренции многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других ресурсов. Конкуренции присуще сначала углубление неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками. В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предприятий (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако многие из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными. К тому же растет постепенно тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным. Например, в США существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трех лет. Но рыночное соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих свое богатство.

  1. Конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.

Объективно соперничество продавцов и покупателей приводит к появлению монополий. Это обусловлено тем, что:

1) конкуренция устраняет с рыночной арены все отсталые и неэффективные хозяйства. Эта санация экономики сопровождается некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов;

2) конкуренция укрепляет позиции крупного производства;

3) главный фронт сражения на рынке проходит между армиями продавцов и покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цен. Какая армия может выиграть сражение? Естественно та, которая больше сплочена и поэтому может навязать противнику свою цену. Значит, победу в крупном конкурентном сражении может дать монопольное объединение.

Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: