Вывод. Это стихотворение является концентрацией мироощущения лирического героя, равенства человека и жизни, жизни и мира.




Творческая биографии поэта.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения.)

Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности. Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина.

От отца и матери будущий поэт унаследовал их талант. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории.

Продолжите творческую биографию поэта. ОТБЕРИТЕ и вставьте сюда только ВАЖНЫЕ даты его жизни и творчества (объем – 1 большой абзац).

 

 

2. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

 

Б.Пастернак родился в феврале. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» стало визитной карточкой поэта. Оно написано в ______ году (вставьте информацию сюда).

 

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

 

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

 

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

 

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

 

Посмотрите на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Вставьте иллюстрацию сюда.

 

Вставьте сюда слова из текста стихотворения, обозначающие конкретные существительные в тексте стихотворения (кто забыл, повторите тему «Разряды существительных по значению). Какие конкретные существительные, используемые Пастернаком в тексте стихотворения, есть на картине Алексея Саврасова. ПОДЧЕРКНИТЕ их.

 

 

Ответьте на вопросы (вставьте ответы рядом с вопросами):

- О чем это стихотворение? Какова его тема?

- Обычно черный цвет относят к мрачным тонам. Как вы думаете, с чем соотносится черный цвет в этом стихотворении? Обратите внимание на эти строки: «Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит », «… обугленные груши,/С деревьев тысячи грачей / Сорвутся…», «проталины чернеют ». Дайте развернутый связный ответ.

- Найдите в тексте стихотворения и выпишите сюда 5 глаголов, которые относятся к лирическому герою? Определите форму этих глаголов.

 

Годы. «Сестра моя – жизнь» и следующие сборники.

В _______году вышла книга стихов “Сестра моя – жизнь”, посвящённая М.Лермонтову.

 

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

 

У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.

 

Что в мае, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.

 

Что только нарвется, разлаявшись, тормоз
На мирных сельчан в захолустном вине,
С матрацев глядят, не моя ли платформа,
И солнце, садясь, соболезнует мне.

 

И в третий плеснув, уплывает звоночек
Сплошным извиненьем: жалею, не здесь.
Под шторку несет обгорающей ночью
И рушится степь со ступенек к звезде.

 

Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фата-морганой любимая спит
Тем часом, как сердце, плеща по площадкам,
Вагонными дверцами сыплет в степи.

Лето 1917

Ответьте на вопросы (вставьте ответы рядом с вопросами):

- С помощью каких явлений природы поэт передает чувство влюбленности?

 

Все литературоведы сходятся во мнении, что это стихотворение близко лермонтовской поэзии. Назовите основной мотив лирики Лермонтова (ответ вставьте сюда). Именно этот мотив сближает это стихотворение и одноименный сборник Пастернака с лирикой Лермонтова.

Вывод. Это стихотворение является концентрацией мироощущения лирического героя, равенства человека и жизни, жизни и мира.

В начале 30-х в стихах Пастернака появляются черты естественности, которые свойственны, по его собственным словам, “опыту больших поэтов”. В ____вставьте сюда году появляется книга стихов “Второе рождение”. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. 30-е вызывали тревогу, овладевавшую умами наиболее проницательных современников. После гибели певца дворянской чести Н. Гумилева, гибели С. Есенина и В. Маяковского, после I съезда советских писателей с “блестящими речами”, Пастернак предпочитал не витийствовать на публичных сборищах. У него был свой путь.

В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. “Здесь будет всё пережитое”, - сказал Пастернак о сборнике “На ранних поездах”. Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России. «Я молча узнавал России /Неповторимые черты». Эти строки проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю. Выделите жирным шрифтом или подчеркиванием вывод - главные строки этого абзаца.

Рубеж 40-х разделил творческий путь Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи “одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России”. От того, что написано до “Ранних поездов” автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: “неоправдавший обещания”, “малочисленность и ничтожество сделанного”, - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят. “Зерно не даст всхода, если не умрет” - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение. Выделите жирным шрифтом или подчеркиванием вывод - главные строки этого абзаца.

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман “Доктор Живаго”. Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения. Выделите жирным шрифтом или подчеркиванием вывод - главные строки этого абзаца.

 

Вставьте сюда стихотворение “Гамлет”

Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Пастернак отходит от образа актера. Ситуация Гамлета осмысливается как типичная ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. Выделите жирным шрифтом или подчеркните в тексте стихотворения «Гамлет» строки, которые подтверждают вывод этого абзаца (он выделен по тексту жирным черным шрифтом и подчеркиванием).

 

 

Нобелевская премия.

В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название “Дело Пастернака”, напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии.

 

Прочитайте стихотворение известного поэта 20 века Сергея Михалкова, отца известного режиссера Никиты Михайлкова. Ответьте на вопрос: «Какие строки, на ваш взгляд, самые обидные для поэта?».

 

 

Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. Сложилась парадоксальная ситуация: всемирная слава и одновременно одиозность его имени на Родине. Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой.

Вставьте сюда стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.)

 

Проанализируйте это стихотворение САМОСТОЯТЕЛЬНО и вставьте сюда вывод.

 

Вернитесь к началу конспекта, вставьте эпиграф, отражающий суть творчества Пастернака.

 

Выучите наизусть ЛЮБОЕ стихотворение Пастернака.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: