Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобще сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму – существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц – жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы – управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей – это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере – в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем – ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.
(И.Т.Фролов)
Задания к тексту:
1. Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор?
2. В чем автор видит роль ценностных представлений людей? Приведите два положения текста, содержащих ответы на данный вопрос.
3. Укажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером.
4. автор видит в правильном и своевременном решении социальных проблем ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы. На основе курса конкретизируйте данное суждение с помощью трех примеров политических решений, обусловленных существованием в обществе социальных групп, нуждающихся в государственной поддержке.
Ответы к тексту:
1. - сфера материального производства
- сфера теоретической деятельности
- сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности
- сфера управления общественными процессами
- социальная сфера
2. - ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности
- ценности являются условием успешной деятельности (если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность, деятельность может достичь положительного результата)
3. - виды (формы) знаний, указанные автором (наука, магия, традиции, астрология)
- вид (форма) знания, известная из курса (например мифы, народная мудрость, повседневный опыт)
(пример: знание примет, предвещающих дождливую погоду, или знание о сторонах света, основанное на повседневных наблюдениях за растениями)
4. - решение об оказании помощи в виде ежемесячного социального пособия малоимущим семьям
- денежные средства, выделяемые государством в рамках Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих двух и более детей (материнский капитал)
- программы по снижению напряженности на рынке труда, разработанные и реализуемые местными органами власти