Структура и виды лекций в вузе




План урока

План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.

План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.

Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.

В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?

План урока состоит из нескольких частей:

  • Формулировки темы урока,
  • Целей урока,
  • Указания средств обучения,
  • Хода урока,
  • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

  1. Приветствие (1 минута).
  2. Речевая разминка (5 минут).
  3. Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
  4. Фронтальный опрос (4 минуты).
  5. Объяснение нового материала (десять минут).
  6. Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
  7. Выполнение упражнения у доски (десять минут).
  8. Подведение итогов урока (3 минуты).
  9. Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.

Утверждено на заседании кафедры

(протокол № 10 от 14.06.2017 г.)

План проведения занятий

Дисциплина: «Бухгалтерское дело»

Направление: 38.03.01 «Экономика»

Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация (степень): Бакалавр экономики

Лекции – 26 часов – 13 лекций

Семинарские (практические) занятия – 28 часов – 14 занятий

Самостоятельная работа студентов – 54 часа

Промежуточные контрольные работы – 1

Итоговая контрольная работа – 1

Экзамен

При изучении дисциплины «Бухгалтерское дело» студентам необходимо

руководствоваться следующими правилами:

Студент должен посетить 13 лекций и 14 семинарских (практических)

занятий

Семинарские занятия проводятся в соответствии с Методической

разработкой по дисциплине по следующему плану:

Общий план семинарских (практических) занятий

1)

Устный опрос по каждой теме (устные ответы, совместное обсуждение вопросов,

примеры из практики по каждой теоретической теме) - (при подготовке

использовать

лекционный

материал,

специальную

литературу,

учебники,

законодательные и нормативные акты) - (включается в текущий рейтинг Блок 1.1)

2)

Практические примеры из Методических материалов по всем изучаемым темам

(совместное обсуждение, с места, у доски) - (включается в текущий рейтинг Блок

1.1)

3)

Заполнение первичных документов по ФХЖ и регистров бухгалтерского учета -

(включается в текущий рейтинг Блок 1.1)

4)

Проведение семинаров в интерактивной форме

5)

Совместное обсуждение контрольных вопросов

6)

Контроль знаний по каждой теме (в конце семинара после полного изучения темы –

самостоятельная работа на 15 минут) - (включается в текущий рейтинг Блок 1.1)

7)

Контроль выполнения заданий, определенных для самостоятельной работы

студентов - (включается в текущий рейтинг Блок 1.1)

8)

Выполнение заданий в ЭОР - (включается в текущий рейтинг Блок 1.1)

9)

Организация и проведение Деловой игры о тематике дисциплины - (включается в

контрольный блок Блок 1.2)

10) Промежуточная контрольная работа № 1 после изучения 1-4 тем - (включается в

контрольный блок Блок 1.2)

11) Итоговая контрольная работа - (включается в контрольный блок Блок 1.2)

Подробный план проведения семинарских (практических) занятий

Тема 1 Понятие и особенности организации бухгалтерского дела (1 занятие)

Занятие 1

Семинар в интерактивной форме

Семинар проводится в форме презентаций докладов и их обсуждения.

Цель проведения семинара в интерактивной форме:

¾ изучение теоретических основ организации бухгалтерского дела в Российской

Федерации, его сущности и содержания;

¾ понимание правового статуса бухгалтерской службы и ее места в структуре

управления организацией;

¾ получение знаний о концептуальных основах формирования бухгалтерской

профессии и развития бухгалтерского дела.

Тема 2 Нормативное регулирование бухгалтерского дела. Информационные

системы, информационные технологии в бухгалтерском деле (1 занятие)

Занятие 2

1 Вопросы для обсуждения (20 минут)

¾ Система нормативного регулированиябухгалтерского учета и отчетности в

России.

¾ Роль бухгалтерской информации.

¾ Понятие и сущность информационной системы.

¾ Информационные технологии. Роль автоматизации учетно-аналитического

процесса.

¾ Широкомасштабный язык бухгалтерского учета и отчетности XBRL

2 Устный опрос (20 минут)

3 Практические задания (50 минут)

Тема 3 Факты хозяйственной жизни как основные объекты бухгалтерского

дела (2 занятия)

Занятие 3

1 Вопросы для обсуждения (20 минут)

¾ Понятие и сущность фактов хозяйственной жизни, их классификация

¾ Типы фактов хозяйственной жизни и их влияние на финансовое положение

организации

¾ Взаимосвязь ФХЖ с бизнес-процессами организации

¾ Проявление ФХЖ в деятельности организации

¾ Оценка ФХЖ

¾ Юридический анализ ФХЖ

2 Устный опрос (20 минут)

3 Практические задания (50 минут)

Занятие 4

Семинар в интерактивной форме

Семинар проводится в виде обсуждения хозяйственных ситуаций, возникающих на

практике.

Цель проведения семинара в интерактивной форме:

¾ понимание правового статуса бухгалтерской службы и ее места в структуре

управления организацией;

¾ формирование знаний по определению критериев выбора и обоснования

учетной и балансовой политики организации;

¾ проверка умения определять задачи и обязанности работников бухгалтерской

службы и выстраивать систему документооборота.

Тема 4 Организация, функции и структура бизнеса. Контроль и обеспечение

безопасности в бухгалтерском деле (2 занятия)

Занятие 5

1 Вопросы для обсуждения (20 минут)

¾ Организация, функции и структура бизнеса. Среда бизнеса. Бизнес модель

организации.

¾ Понятие

контроля

финансово-хозяйственной

деятельности,

понятия

безопасности и экономической безопасности.

2 Устный опрос (30 минут)

3 Выполнение контрольной работы (40 минут)

Занятие 6

Семинар в интерактивной форме

Семинар проводится в виде подготовки презентаций и обсуждения докладов.

Цель проведения семинара в интерактивной форме:

¾ формирование знаний о рисках от проведения фактов хозяйственной жизни в

учете и влиянии их на финансовые результаты деятельности предприятия, о

выборе оптимального варианта решения хозяйственных ситуаций, порядке их

отражения в учете и отчетности, проведения их аудита;

¾ выявить способность и готовность создания рабочих документов организации.

Тема 5 Особенности бухгалтерского дела в различных видах организационно-

правовых форм хозяйствующих субъектов (4 занятия)

Занятие 7

1 Вопросы для обсуждения (20 минут)

¾ Особенности

организации

бухгалтерского

дела

в

различных

видах

хозяйственных

товариществ

и

обществ

(товарищества,

общества

с

ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный

кооператив),

¾ Особенности

организации

бухгалтерского

дела

в

государственных

и

муниципальных унитарных предприятиях.

2 Устный опрос (20 минут)

3 Практические задания (50 минут)

Занятие 8

1 Вопросы для обсуждения (20 минут)

¾ Специфика организации учета и отчетности в некоммерческих, общественных

и религиозных организациях.

¾ Бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях малого и среднего бизнеса.

¾ Особенности бухгалтерского дела в благотворительных и общественных

фондах

2 Устный опрос (20 минут)

3 Практические задания (50 минут)

Занятия 9-10

Семинары в интерактивной форме

Семинары проводится в форме деловой игры.

Цель проведения семинаров в интерактивной форме:

¾ ознакомление с едиными методологическими основами организации учетной

работы и отчетности для различных видов хозяйственных единиц;

¾ получить

знания

особенностей

организации

бухгалтерского

дела

в

организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и

функционального назначения.

Сценарий проведения семинаров в интерактивной форме:

Деловая игра рассчитана на 2 занятия и проводится одновременно у всех групп

потока в один день. Членами жюри являются преподаватели кафедры (не менее двух

человек и приглашенный специалист в области учета, аудита и анализа). Каждая группа

должна подготовить наглядную презентацию своей команды, дать название и девиз.

Командам выдаются задания согласно структуре деловой игры, которые должны

выполняться строго по отведенному времени и в соответствии с требованиями. Жюри

оценивает выполнение заданий по определенным критериям. По окончании игры жюри

подводит итоги, определяет команду-победителя. Кроме этого, в процессе деловой игры

преподаватели оценивают работу каждого студента по степени их участия в выполнении

заданий.

Тема 6 Выявление и предупреждение противоправных действий в сфере

бухгалтерского дела, форенестический учет (1 занятие)

Занятие 11

Семинар в интерактивной форме – часть 1

Семинар проводится в форме презентации докладов и их обсуждения (45 минут).

Цель проведения семинара в интерактивной форме:

¾ изучение теоретических основ форенестического учета, его сущности и

содержания;

¾ формирование знаний о комплексном анализе и оценке фактов хозяйственной

жизни.

Семинар в интерактивной форме – часть 2

Семинар проводится в виде решения и обсуждения практических ситуаций (45

минут).

Цель проведения семинара в интерактивной форме:

¾ получение опыта чтения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¾ демонстрация способности и готовности правильно анализировать показатели

отчетности.

Форма проведения семинара в интерактивной форме:

¾ решение практического примера по теме: «Чтение бухгалтерской отчетности»;

¾ участие в коллоквиуме по выбранной тематике и высказывание своего мнения;

¾ подготовка решения и выводов.

Тема

Профессиональная

деятельность

бухгалтеров

и

аудиторов

на

различных этапах жизненного цикла организации (2 занятия)

Занятие 12

1 Вопросы для обсуждения (50 минут)

¾ Профессиональные характеристики специалиста бухгалтерской профессии.

¾ Типовые должности и профессиональные обязанности должностных лиц в

организациях с различной организационно-правовой формой.

¾ Бухгалтерия как команда и методы мотивации сотрудников бухгалтерии.

¾ Личная эффективность бухгалтера и аудитора и коммуникативность.

¾ Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования

предприятия.

¾ Критерии выбора и обоснования учетной и балансовой политики на стадиях

жизненного цикла организации.

¾ Учет

и

отчетность

на

этапе

создания

предприятия,

на

этапе

функционирования предприятия, на этапе реорганизации предприятия, на

этапе ликвидации предприятия. Принципиальное различие.

¾ Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

¾ Организационная культура и этика бухгалтера и аудитора.

¾ Рекрутинг, хэдхантерство.

2 Устный опрос (40 минут)

Занятие 13

1 Выполнение контрольной работы (60 минут)

2 Обсуждение результатов работы и устный опрос (30 минут)

Тема 8 Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и

финансовой отчетности в России (1 занятие)

Занятие 14

1 Вопросы для обсуждения (50 минут)

¾ Концептуальные основы бухгалтерского дела.

¾ Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой

отчетности организаций.

¾ Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности

в Российской Федерации.

2 Устный опрос (40 минут)

 

 

Как подготовить лекцию

 

Лекцией называется публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на какую-нибудь тему. Лекция – это монолог. Говорит, действует только лектор.     Как подготовить лекцию   Лекцией называется публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на какую-нибудь тему. Лекция – это монолог. Говорит, действует только лектор. Слушатели лишены возможности участвовать в проработке темы, проявить свою активность, удовлетворить любознательность, переспросить лектора, вставить свое замечание. Если изложение лекции не очень последовательное, грешит длиннотами, невыразительно, то внимание слушателей, восприятие темы будет снижены. Устранить или смягчить эти свойственные лекции слабые стороны – искусство самого лектора. Многое будет зависеть от того, насколько он умеет пользоваться приемами, повышающими интерес слушателей, говорить просто и убедительно. Виды лекций:
  1. учебная лекция;
  2. лекция-информация;
  3. лекция-инструктаж;
  4. популярная лекция и т. д.
Вид лекции определяется задачей, стоящей перед лектором.   Подготовка к лекции имеет несколько этапов. I этап. Определение темы лекции, ее цели и задачи. От удачной формулировки названия зависит многое. Цель может быть:
  1. повышение санитарной культуры населения;
  2. профилактика заболеваний;
  3. изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
  4. борьба с вредными привычками и т. д.
На этом же этапе следует:
  • установить объем лекции (лекция может быть от 45 минут до 1,5 часов);
  • определить разрез материала, т. е. глубокая расшифровка понятий или совсем без расшифровки;
  • определить возрастные особенности предполагаемой аудитории – молодежь, матери, отцы, пожилые люди;
  • установить кругозор аудитории.
  II этап. Выявление и подытоживание собственного материала (газеты, журналы, выписки из книг по теме лекции, т. е. то, что я уже знаю). Просматривая имеющийся материал, необходимо выяснить, чего не хватает.   III этап. Мобилизация недостающего материала извне. Источники материала:
  • книги;
  • справочный, цифровой материалы;
  • собственные наблюдения, жизненные примеры.
  IV этап. Обработка собранного материала. Здесь должна быть строгая систематизация, т. е. требуется определить наиболее важные вопросы, логический порядок их расположения. Наметить, что является основной мыслью и какой вывод сделать из лекции.   V этап. Построение лекции. Существует два метода построения лекции:
  1. Ступенчатый – сначала излагается первый вопрос с фактами, разъяснениями, выводами; затем второй, третий, и в конце лекции делается общий вывод.
  2. Концентрический – лекция начинается с раскрытия основной мысли, которая затем детализируется.
Чаще выбирается ступенчатый метод. Составление плана лекции является следующим шагом построения лекции. Написание лекции без плана страдает нелогичностью, разбросанностью, слушателям могут быть непонятны отдельные положения. Необходимо составлять развернутый план. Наметить крупные вопросы, а к ним добавить частные:
  1. Введение (вступление).
  2. Изложение 1) а)
б) 2) а) б). III. Заключение. Такой трехступенчатый план очень удобен и для написания лекции, и для запоминания. Лекция состоит из трех основных частей:
  1. Вступление
  2. Изложение
  3. Заключение
  Вступление должно быть четким, привлечь внимание слушателей и заинтересовать их. Существуют два способа начать лекцию:
  1. Простой способ – лектор называет тему, объясняет ее значение, чтобы слушатели поняли практическую важность для них получить знания и советы по данному вопросу. После этого лектор переходит к изложению.
  2. «Завязка». Интереснее начать лекцию с «завязки», т. е. с рассказа о том или ином факте, эпизоде, имеющем отношение к теме и обязательно интересном, взятом из жизни, медицинской практики, из газет, литературы. Такой прием сразу привлекает внимание слушателей, создает хорошее впечатление, положительные эмоции.
Завязка не должна заслонять собой изложение. Она может занимать 5-6 минут при часовой лекции.   Изложение – главная часть лекции. Оно складывается из нескольких частей. Например, выступление на противоэпидемическую тему. 1 часть – это рассказ об ущербе, который может нанести болезнь самому заболевшему, о физических страданиях, неприятных субъективных ощущениях, первых симптомах (с тем, чтобы побудить вовремя вызвать врача), о возможных осложнениях. Не рекомендуется сообщать населению подробности о клинической картине, о течении болезни, об объективной симптоматике, тем более о применении лекарств. Необходимо избегать всего, что таит в себе угрозу натолкнуть людей на вредный путь самодиагноза и самолечения.   2 часть – краткое объяснение ущерба, который может нанести распространение болезни обществу и производству. Слушатели должны понять важность для государства и общества ликвидации, предупреждения данной болезни, роль в этом каждого гражданина.   3 часть – подробно рассказать об этиологии заболевания, факторах риска, о возбудителе болезни, чтобы подвести слушателей к восприятию материала о путях распространения инфекции.   4 часть – должна содержать исчерпывающий рассказ о путях распространения инфекции. Вести рассказ целесообразно образно, с примерами из жизни, использовать наглядные пособия, схемы и т. д.   5 часть – описание мер борьбы с инфекцией должно вестись максимально аргументировано, предметно и комплексно (значение общегосударственных мер, органов и учреждений здравоохранения и участия населения). Рассказ о лечебных мерах следует вести коротко, но очень продуманно, чтобы, как уже отмечалось, не наталкивать слушателей на путь самолечения. Информацию о мерах профилактики болезни уместно сопроводить сведениями о санитарном благоустройстве данного района, города. Далее освещаются меры органов здравоохранения в борьбе с данным заболеванием. Особенно важно объяснить значение своевременной госпитализации и изоляции, вакцинации. Закончить изложение надо конкретными советами о мерах личной профилактики. Их надо научно обосновать, привести факты из жизни, имея в виду, что состав и степень детализации рекомендаций лектора должны соответствовать культурному уровню аудитории. Четвертая и пятая части лекции – основные, на их изложение оставляют не менее половины отведенного на лекцию времени.   Заключение является основной мыслью лекции. Это прежде всего краткое повторение главного, о чем говорилось в лекции и что к концу лекции могло забыться.   VI этап. Составление конспекта лекции. Конспект лекции всегда составляется полный, согласно трехступенчатого плана. Нельзя просто составить план и говорить по плану, т. к. на обдумывание потом уходит много времени. При составлении конспекта особое требование предъявляется к языку лекции. Здесь должна быть простота (но не упрощение), точность, ясность.   VII этап. Проба чтения. Смысл данного этапа заключается в чтении вслух составленного конспекта. При этом намечается, что выделить голосом, чтобы обратить внимание слушателей, где говорить медленнее, где быстрее. Следует отметить места, где можно обратиться к аудитории с вопросом и получить реплику. Здесь же обязательно заметить время, затрачиваемое на лекцию.   VIII этап. Чтение лекции в аудитории. Надо читать, а не говорить. Но читать, не отрывая глаз, тоже как-то нехорошо. Следует глубоко знать материал. Следить за темпом. Он должен быть не быстрый и не медленный, чтобы слушатели успели воспринять материал. Следить за голосом. Монотонное чтение убивает лекцию. Во время чтения лекции следить за аудиторией. Наблюдать моменты спада внимания, тогда голосом привлечь погасший интерес слушателей. Во время чтения избегать сорных слов: ну, значит, так сказать, мычание и т. д.   IX этап. Работа над лекцией после чтения. Следует самому подойти критически к своему выступлению. Проанализировать поведение аудитории, свое поведение, исправить ошибки в лекции, обнаруживающиеся в ходе чтения. Проанализировать построение лекции и свой голос.     Беседа (точнее, групповая беседа) – интересное, эффективное средство пропаганды, но во многих отношениях трудное, а потому и редко применяемое. После вступления («завязки») ведущий задает в заранее подготовленном порядке вопросы слушателям с расчетом опросить каждого (или большинство). Число участников не должно превышать 25. Вопросы по теме идут по тому же плану, в каком читалась бы лекция. Когда на определенную часть беседы вопросы и ответы будут исчерпаны, руководитель делает частный вывод и переходит к следующей части. В конце беседы следует общий вывод – заключение. Преимущество беседы – активность участвующих в ней. Это коренным образом отличает ее от лекции. Каждый участник ожидает, что именно ему зададут вопрос, мысленно готовится к ответу, может сам задать вопрос, даже поспорить, и таким образом активно участвует в проработке материала. Слабая сторона беседы состоит в том, что много времени уходит на прямые и наводящие вопросы, ожидание и уточнение ответов и т. д. Проработать тему за час, даже за два часа невозможно. Приходится дробить ее на подтемы, устраивать цикл бесед, а это возможно лишь в «своих» аудиториях, да еще если аудитория примерно однородна по уровню общей подготовки слушателей. Если такие условия есть, беседа как средство работы очень желательна. Беседы индивидуальные (непланируемые), которые ведутся при амбулаторном приеме больного или матери с ребенком, при патронаже и т. д., должны быть нацелены на сообщение сути дела и компактные советы.

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ. Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин. Содержание Что такое лекция Виды лекций в вузе Вводная Информационная Лекция-конференция Лекция-консультация Другие виды Структура лекций Образец плана лекции Видео по теме Комментарии Что такое лекция Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции: помощь в освоении фундаментальных аспектов; упрощение процесса понимания научно-популярных проблем; распространение сведений о новых достижениях современной науки. Функции лекционной подачи материала: информационная (сообщает нужные сведения); стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения); воспитательная; развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность); ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках); поясняющая (формирует базу научных понятий); убеждающая (подтверждает, приводит доказательства). Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету. Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее. Виды лекций в вузе Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе: установочная; информативная; в форме конференции; с допущением ошибок; лекция-концерт; лекция-презентация; лекция-дискуссия; в форме консультации; обзорная (без детализации); проблемная; с визуализацей информации; бинарная. Вводная Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития. Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену. Информационная Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада. Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета. Лекция-конференция Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных. Лекция-консультация Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов. Другие виды Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей. Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений. Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации. Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы. Структура лекций В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов. Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее. Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут. Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения. На этапе подытоживания происходит обобщение представлен<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: