Тренинг: «Улучшение эмоционального состояния и способы снятия психоэмоционального напряжения у педагогов».
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога, улучшение эмоционального состояния.
Задачи:
· познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
· создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
· совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов 10 - 13 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 40-60 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Чуева Н.С.
Вступление.
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с разными категориями людей педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей и воспитателей детских учреждений.
На мой взгляд, воспитатели и педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения.
Основная часть.
Ход проведения тренинга
Упражнение 1. «Имена - качества»
Цель: знакомство.
Предлагаю представиться коллегам. Нужно назвать своё имя и 2-3 положительных качества, начинающиеся на первую букву имени, например: Я - Наталья - настойчивая, непредсказуемая. И так по кругу.
|
Время: 3-5 минут
Упражнение 2. «Диагностика цветом»
Время: 5-10 минут
Ход: педагогам предлагается по очереди выбрать один из 8 цветов (аналогия с тестом Люшера): серый, черный, коричневый, красный, синий, фиолетовый, желтый, зеленый.
Далее предлагается расшифровка цветов (Приложение)
Упражнение 3. «Тест на напряжение» (Приложение)
Время: 5-10 минут.
Упражнение 4 «Копилка радости»
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Для этого каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости».
Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Время: 10-15 минут.
Упражнение 5. «Волшебные очки»
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
|
Время: 5-10 минут
Упражнение 6. «Дыхательный счёт» - укрепление нервной системы можно выполнять дома, на работе, в общественном транспорте, на лавочке в парке, в общем, в любом месте, как только почувствуете, что начинаете раздражаться.
1. Сделайте вдох на 4 счета (или на 4 удара пульса).
2. Задержите дыхание на 2 счета.
3. Выдохните на 4 счета.
4. Задержите дыхание на 2 счета, после чего снова сделайте вдох на 4 счета и повторите все сначала.
Упражнение 7. «Спасительный круг коллеге»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.
Каждому присутствующему дается лист бумаги. Каждый подписывает его своей фамилией и именем. Далее каждый отдает свой листок соседу справа. Который, в свою очередь, передает листок своего соседу справа. В полученном листе каждый пишет пожелание, комплимент или подбадривающие слова коллеге. Так повторяется до того момента, пока листки не пройдут всех участников и не вернутся своему владельцу.
Время: 10-15 минут
Упражнение 8. «Послание»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.
Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги форматом А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для психолога.
Время: 5-10 минут
Заключительное слово: благодарность, раздача корзинок советов.