Урок №7. Хор как художественно – исполнительский коллектив.
Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Коллективное исполнение песен можно услышать на праздниках и в быту, в храме и на уроках музыки. Как же появилась хоровая музыка и какие есть типы исполнения – тема нашего урока.
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»- «толпа», «совместное звучание человеческих голосов».
В 478 г до н. э был открыт театр Диониса в Афинах, вмещавший до 30 тыс. человек. Круглая орхестра не отделялась от зрителя. Хор выражал общую мораль в конце эпизодов: радость, плач. Комментировал поступки героев, высказывал порицания, давал советы. Он поддерживал волю богов или сожалел о роке, тяготеющем над героями. Со временем увеличивается число аккомпанирующих музыкантов, хористов обучают на деньги богатых горожан.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух, трёх или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
Сопрано и альт – женские голоса. Тенор и бас – мужские.
В случае, если они звучат все вместе – это смешанный хор.
Мы услышим 4 типа хора:
Женский хор: Г.Свиридов - цикл «Курские песни» - «Ой, горе – горе…»
Мужской хор: И. Матвиенко - «Конь», в исполнении хора Сретенского монастыря.
Смешанный: РНП – «Ох, уж ты, Порушка – Параня»
Детский: Ю.Энтин, Е. Крылатов - «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего».
Самое большое тембровое богатство показывает смешанный хор.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, народные хоры — поющие в народной манере, церковный хор, вокальные коллективы - поющие в эстрадной манере.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
Особо популярной и востребованной хоровая музыка была в храмах. По традиции православной церкви исполнение идёт без сопровождения инструментов. В католической – службу сопровождает орган.
Одноголосное исполнение является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии, страны художественным наследием которой пользуются и по сей день. Мы послушаем византийский распев «Достойно есть».
Солисты и хор - пример тесного эмоционального взаимодействия. Хор поддерживает, сочувствует, сопереживает, создаёт необходимый образ, звукоподражает.
Пример этому - «Стрекотунья- белобока» Г. Свиридова. Хор – это и ликование, шутка, праздник и щебетание птиц.
Что может хор?! Приёмы исполнения очень разнообразны. Пение с закрытым ртом, пение на гласный звук, пение на многократно повторяющийся слог или слогосочетание, «эхо», фальцет и др. Может использовать кластеры, глиссандо, диссонансы, декламацию, крик, шепот, щелкание языком, всхлипы, выдох, хлопанье в ладоши, пританцовывание и др. Композиторы ищут новые окраски звука.
Дж. Гершвин – «Хлопай в такт».
Количество участников хора - от 12 до 120 человек, сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.
Руководитель хора – дирижер или хормейстер. Руководитель церковного хора – регент.
Ещё в Древнем Египте описывали жесты и мимику дирижера, управляющего певцами.
Хоры могут иметь разный статус:
- профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность;
- любительские хоры. О бъединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах и т.д.:
- Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители.
- Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и муз. воспитания.
В 19 веке значительный вклад в развитие хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, и другие композиторы.
На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов, в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий. (Фьюжн (англ. fusion — сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизации, электронной музыки, современной композиционной техники).
Как грандиозное, яркое, красочное шоу смотрятся выступления «Битвы хоров». Коллективы поют оперные арии и городской романс, церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл.
Вопросы к уроку - Заполнить таблицу
Произведение | Автор | Тип хора | Манера исполнения | Исполнительский тип общения |
«Ой, горе – горе…» | ||||
«Достойно есть» | ||||
«Ох, уж ты, Порушка – Параня» | ||||
«Прекрасное далёко» |