План-конспект занятия по туризму
Раздел программы: Туризм
Тема занятия -обучение вязки туристических узлов
Тип занятия – изучение нового материала
Цель занятия: Познакомить учащихся с основным туристскими узлами, для участия в финальной игре
Задачи:
Образовательные: обучить вязать основные туристские узлы применяемые в походе
Развивающие: развивать внимание, память, ловкость, моторику;
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к новому.
Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.
Познавательные: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.
Форма работы: индивидуальнаяигрупповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 5 человека.
Материал и оборудование: Туристское снаряжение: палатка, тент, веревки, рюкзак, коврик, карточки с названиями узлов
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор
Место проведения: спортивный зал, кабинет
Ход занятия.
№ п/п | Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент.
Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Давайте внимание сосредоточим на одном из важнейших вопросах туризма - узлах. Но прежде, чем начать наше с вами занятие, хотелось бы, представить вам присутствующих гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.
Вводная беседа.
ИНСТУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Прежде, чем перейдём к изучению узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. К стати будет сказать, что они именуются репшнурами или в простонародье, у туристов, репам И так первое и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т.п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами ни свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.
Пример на себе*
На практике, знание узлов является очень важным, так как неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагическим последствиям. В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» уделим больше внимания и времени.
Сообщение темы.
И так, как вы уже наверно догадались, тема нашего сегодняшнего с вами занятия – узлы. Обратите внимание на запись на доске. Возьмите ручки и запишите в своих тетрадочках сегодняшнее число и тему нашего занятия. Записали? Отложите всё в сторон, чтобы вам не мешало. Продолжим беседу.
Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут своё начало в морских узлах. Те из вас, кто более подробно хочет ознакомиться с разнообразием узлов в мире, можно посоветовать обратиться к специальной литературе, которую можно отыскать в библиотеке. Нас же пока интересуют узлы, непосредственно касающиеся туризма. Из всех морских узлов, а их около четырёх тысяч были отобраны такие, которые в минимальной степени ослабляют верёвку, не ползут, не являются саморазвязывающимися. Узлы, применяемые при горновосхождениях, подразделяются на три группы:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Записываю тему на доске. Перехожу к ведению занятий. Наглядные пособия приготовлены до занятия. Рассаживаю детей так чтоб всех было видно Раздаю обучающимся по две верёвки (разного диаметра) Далее занятие выстраиваю следующим образом. Правильно, медленно, красиво, поэтапно (по разделениям) завязываю изучаемый узел, расправляю его, обращаю на него рисунок и его особенности. Затем предлагаю каждому попробовать завязать узел самостоятельно, после чего перехожу к изучению следующего узла. Активно использую наглядное пособие со связанными узлами. Так же раздаю раздаточный материал «Подсказку» о правильности вязки узлов При вязки узлов наглядно показываю как вязать узел. Кому надо, к тому подхожу и подсказываю, напоминаю чтоб пользовались тем материалом который я раздал. В ходе занятия контролирую скорость завязывания узлов с помощью секундомера. В случае если остаётся свободное время, дополнительно разучиваем новые узлы. После завязания нашего узла, даю возможность попробовать его на практике. Напоминая по Технику безопасности Показательное завязывание всех изученных узлов. В течение всей работы поясняю, показываю, поправляю, обращаю внимание на правильность завязывания узла. Контролирую рабочую обстановку(сбор обвязок, веревок, убора своего рабочего места) |
ЛИТЕРАТУРА: Антропов К., Расторуев М., «Узлы», ЦДЮТ РФ, М. 1994 г.
Кодыш Э.Н., «Соревнования туристов», «Физкультура и
спорт», М. 1990 г.
Ликов С.Ю., «Школа морехода», «Просвещение», М. 1972 г.
Расторуев М., Ситникова С, «Карабинные узлы», «КРОУ
ЛИМИТЕД» РФ М. 1994 г.
«Энциклопедия туризма», «Профиздат», М. 1978
К О Н Т Р О Л Ь Н ЫВ О П Р О С ЫК Т Е М Е У З Л Ы.
__________________________________ (Ф.И. обучающегося)
- Подчеркните (назовите, напишите) узлы,
служащие для связывания концов верёвок: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите) узлы,
служащие для присоединения верёвки
к опоре: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите)
схватывающие узлы: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите) узлы,
на которых не обязательно вязать
контрольные узлы: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите) узлы,
которые служат для связывания концов
верёвок одинакового диаметра: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите) узлы,
которые служат для связывания концов
верёвок разного диаметра: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.
- Подчеркните (назовите, напишите)
наиболее надёжные узлы: ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.