Задание по коллекциям музеев.




Эрмитаж:

- Зал искусства Древней Греции архаики и ранней классики:

· О. Кипр, около 900 – около 750 гг. до н.э., амфора

· О. Кипр, 750-600 гг. до н.э., чаша двуручная расписная

· О. Кипр, 750-600 гг. до н.э., блюдо с двуцветной росписью

· О. Кипр, 750-600 гг. до н.э., ойнохоя расписная

· О. Кипр, 750-600 гг. до н.э, амфора расписная

· Коринф, 570-550, алабастр

· Коринф, 590-570 гг. до н.э., алабастр

· Коринф, конец второй трети 7 в. До н.э., арибалл

· Коринф, 590-570 гг. до н.э., пиксида

· Коринф, 610-е гг. до н.э., арибалл

· Коринф, 630-615 гг. до н.э., ольпа чернофигурная – фризы с животными

· Коринф, 570 г. до н.э., кратер чернофигурный – пир, процессия с колесницами

· Коринф, 620/615-570 гг. до н.э., амфора

· Древняя Греция, Лакония, 550-525 гг. до н.э., килик чернофигурный – всадник

· Коринф, 570-550 гг. до н.э., ойнохоя

· Аттика, 505-500 гг. до н.э., псиктер краснофигурный – четыре гетеры, единственная подписанная работа вазописца Евфрония («Евфоний расписал»).

· Аттика, 500 г. до н.э., амфора краснофигурная – А: Геракл, Б: Гидра. Евфроний.

· Аттика, конец 6 века до н.э., ойнохоя в форме женской головы, коропласт Харин («Харин сделал» - подпись)

· Аттика, 520-е гг. до н.э., килик чернофигурный, внутри: Геракл с конем Диомеда. Снаружи: Гермес с кадуцеем и Персей. Вазописец Псиакс.

· Аттика, 480 г. до н.э., канфар краснофигурный. А: борьба Геракла со львом. Б: юноши. По сторонам расположены: Афина и Гермес, путник Геракла Иолай и 2 женщины.

· Аттика, 490 г. до н.э., амфора краснофигурная. А: Ника. Б: юноша-победитель.

· Аттика, 490 г. до н.э., лекиф с белой облицовкой. Артемида.

· Аттика, 500 г. до н.э., гидрия чернофигурная: Апофеоз Геракла.

· Аттика, 500 г. до н.э., кратер чернофигурный. А: Геракл с кабаном, Еврисфей и Афина. Б: четыре всадника.

· Аттика, 490-е-480-е гг. до н.э., килик

· Аттика, 50-500 гг. до н.э., гидрия: Геракл и Тритон. Плечики: Геракл и немейский лев.

· Аттика, 520-510 гг. до н.э., амфора. А: сцена битвы. Б: борьба Геракла и Аполлона за треножник.

· Аттика, 510 г. до нэ., амфора. А: колесница, б: проводы война.

· Аттика, 520 г. до н.э., амфора. А: поводы война. Б: битва.

· Аттика, 540-е гг. до н.э., амфора. А: Дионис и спутники. Б: колесница.

· Аттика, 500 г. до н.э., амфора. А: Афина. Б: кулачный бой.

· Аттика, 550-е гг. до н.э., амфора – битва гоплитов.

· Аттика, 480 г. до н.э., пелика. А: концерт. Б: африканец с верблюдом.

· Аттика, 520-е гг. до н.э., гидрия – сцена борьбы Геракла со львом и 5 женщин у источника.

- античные вазы из частных собраний (Дж.-А. Пицуати, Дж.-П. Кампана и оссийских колликционеров)

· Аттика, 430 г. до н.э., ойнохоя – Аполлон, Артемида и Лето. (Айзон)

· Аттика, 440 г. до н.э., ойнохоя – Аполлон и Дафна.

- Аттические краснофигурные вазы 6-5 веков до н.э.

· Аттика, 470 г. до н.э., амфора – Гермес и Ганимед.

· Аттика, 480 гг. до н.э., амфора – а: мужчина и юноша (Зевс и Ганимед?). б: юноша в плаще.

· Аттика, 450-440 гг. до н.э., амфора – а: нереида, несущая шлем Ахилла. Б: юноша в плаще.

· Аттика, 500 г. дон н.э., амфора – а: 2 юноши с копьями, б: 2 сатира.

· Аттика, 440 г. до н.э., амфора – Эос и Кефал.

· Аттика, 480-470 гг. до н.э., килик – внутри: раб с мальчиком на плечах. Снаружи: Приам на алтаре, Неоптолем, Кассандра, Эант (Аякс) и 2 женщины.

· Афины, 400 г. до н.э., пелика – Ника награждает победителя.

· Аттика, гидрия – дионисийская сцена.

· Аттика, 4 век до н.э., ойнохоя – колесница, запряженная козлами.

· Аттика, 470 г. до н.э.. стамнос – шествие сатиров и менад.

· Аттика, 470 г. до н.э., стамнос – амазонки в греческом снаряжении.

· Аттика, 450-445 гг. до н.э., кратер – Посейдон и Амимона.

· Южная Италия, 4 век до н.э., пелика – а: прощание война. Б: женщины, юноша и Эрот.

· Аттика, 560-550-е гг. до н.э., амфора – а: битва гоплитов, б: идущие войны.

· Аттика, 530-520 гг. до н.э.. амфора – а: Аякс с телом Ахилла. Б: выезд Зевса и Геры на колеснице.

· Аттика, 550 г. до н.э., амфора – а-б: всадник.

· Аттика, 530 г. до н.э., амфора – а: Геракл с немейским львом. Б: сцена на палестре.

- Овальный зал. Искусство Древней Греции конца 6- начала 4 веков до н.э.

· Аттика, 520 г. до н.э., кратер – кентавромахия

· Аттика, 530-е гг. до н.э.. гидрия – приготовление к состязаниям колесниц.

· Аттика, 540-530-е гг. до н.э.. кратер, а: возвращение Гефеста на Олимп, б: борцы.

· Аттика, 510 г. о н.э., скифос – а: Аполлон-Кифаред и 5 муз, б: Гермес и 4 нимфы.

· Аттика, 510-е гг. до н.э., гидрия – колесница с привязанным телом Гектора и Ахилл. На плечиках – колесница и воины.

· Аттика, 510-500 гг. до н.э., динос – корабли.

· Аттика, 440 г. до н.э., амфора – а: Европа на быке, Б: старик.

· Аттика, 480-470 гг. до н.э., амфора с крышкой.

· Аттика, 350 г. до н.э.. пелика – а: Афродита на лебеде, эроты. Б: 3 фигуры в плащах.

 

Британский музей:

· Аттика, 510-500 гг. до н.э., амфора – а: уход воина, старик с собакой и посохом, б: китарист и 2 эфеба. Дикайос.

· Аттика, 500-480 гг. до н.э., амфора: музыкальное состязание

· Аттика, 510-490 гг. до н.э., амфора – а: Дионис, обвитый плющом, б: китарист.

· Аттика, 480-470 гг. до н.э., алабастр – а: эфеб, б: гетера в хитоне

· Аттика, 735 г. до н.э., кратер – а: сцена на корабле, б: 2 группы колесниц с одиночными лошадьми и одним всадником, силуэт птицы.

· Аттика, 490-480 гг. до н.э., килик – внутри: мужчина ведет за собой женщину. Снаружи: ссора из-за рук Ахилла, голосование за оружие Ахилла.

· Аттика, 490-460 гг. до н.э., стамнос – сцена в Олимпосе.

· Аттика, 560 г. до н.э., амфора – крышка: 2 сцены охоты, фриз с животными, сама амфора: рождение Афины, войны, отправляющиеся на битву.

 

Лувр:

· Аттика, 7-6 век до н.э., гидрия – женщины у фонтана, боевая сцена.

· Афины, 480 г. до н.э., скифос – похищение Брисеиды и посольство к Ахиллу. Макрон.

· Беотия, 550 г. до н.э., скифос – Тесей и Минотавр.

· Аттика, 550-540 гг. до н.э., амфора – Геракл и трехтелое чудовище Герион. Экзекий.

· Афины, 550-530 гг. до н.э., ольпия – Геракл предстал перед Посейдоном, Геракл восходит на Олимп. Амасин.

· Аттика, 480-470 гг. до н.э., стамнос – гнев Геры, Геракл со змеями.

· Аттика, 430 г. до н.э., ойнохоя – фестиваль Антестерия – празднество в честь Диониса.

· Аттика, 323-322 гг. до н.э., амфора – бег в доспехах.

 

Ответы на вопросы про вазопись:

1. Особенности формообразования древнегреческих ваз.

 

Всего разновидностей сосудов насчитывается более 50 видов. Одни из самых распространенных:

- Киаф — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды.

- Кратер - сосуд для смешивания вина с водой. Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

- Стамнос - сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

- Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.

- Гидрия - сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её Яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.

- Пелика - двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной Формы на невысокой кольцевидной подставке. Пелики, как свидетельствуют отчеты о раскопках, составляли часть Погребального инвентаря. Их находили около гроба или около костяка. Некоторые из них были урнами с прахом и пережжёнными костями и, наконец, обломки пелик, затронутые огнем, были найдены на кострищах. Возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей.

- Ойнохоя - кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохои предназначались для подачи вина, и характерны, в том числе и для крито-минойской культуры Древней Греции. Из-за трилистникового венчика ойнохою также называют «вазой с тремя носиками». Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии, искусно разливали с помощью ойнохои вино сразу в три сосуда.

- Килик - древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые не превышают по высоте кромки самой чаши.

- Лекиф - ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.

- Скифос - керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками.

- Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.

- Алабастр – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами.

- Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э.

- Кратер —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой.

- Ольпа — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.

- Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами.

- Псиктер — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э. Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для воды, а какой — для вина.

 

2. Особенности тем сюжетных изображений на вазах.

 

В зависимости от времени изготовления ваз варьировались тематика росписей.

- От критского периода сохранились всевозможные сосуды, как правило, шаро­видной формы. В их художественном оформлении выделились два стиля - камарес, когда на темную поверхность сосуда наносились спиралевидные, словно кружевные, светлые узоры, и дворцовый стиль - роскошные по рисункам вазы, украшенные растениями, цветами, полипами, кораллами и др. Отличительным свойством критских росписей являлось их гармоничное сочетание с формой сосуда, отсутствие каких-либо сюжетных композиций и изображения человеческих фигур. Микенские сосуды отличались простотой форм и лаконичностью декора. Часто изображали на них воинов.

 

- В основе росписей ваз геометрического стиля лежала линия. Геометрические рисунки в виде ромбов, кругов, треугольников, меандра (узора в виде изломанной линии), очертаний человеческих фигур, более похожих на орнамент.

 

Обилие сюжетов, связанных с погребальными обрядами, объясняется, видимо, тем, что они найдены в могилах. Сюжеты мифологического содержания встречаются на вазах геометрического стиля крайне редко. Различные эмблемы около фигур животных и человека указывают на их магическое и символическое значение: кружок, обрамленный точками, - солнце, змея - земное начало, рыбы - водная стихия.

 

- В конце VIII в. до н.э. на смену неприхотливым геометрическим узорам пришли растительные и зооморфные мотивы, а стиль был назван ковровым (ориентализирующим). Птицы - летящие орлы или стоящие утки, петухи, лебеди изображались в профиль; так же показаны и фигуры четвероногих животных - оленей, козлов, кабанов. Но для льва и пантеры установилась особая иконография: голову и туловище льва изображали в профиль, а у пантеры туловище - в профиль, голову - в фас.

В вазописи коврового стиля широко использовалось изображение чудовищ: горгон - крылатых демонов, верхняя часть тела которых человеческая, а нижняя - змеиная; сирен, представляющих собой души умерших (мужских с бородой и женских безбородых); грифов - с головой орла и львиным телом с крыльями; сфинксов - с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы (в отли­чие от египетских - благостного мужского существа с человеческой головой и телом льва).

 

- Чернофигурный стиль, который сложился в конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. существовал параллельно с ковровым. Характерной особенностью чернофигурного стиля являлось господ­ство сюжетного изображения, главным образом мифологического, реже - сцен из обыденной жизни.

Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах, в частности изображения Диониса с его спутниками - менадами, сатирами, Силеном; мифы о героях (подвиги Геракла, сце­ны, связанные с Троянской войной); картины из жизни простых людей (битвы во­инов, хороводы девушек, состязания атлетов, пиры).

Обилие надписей на чернофигурных вазах. Надписывали имена персонажей, что позволяло ориентироваться в представленном событии (сообщали даже клички охотничьих собак и названия неодушевленных предметов). Писали слова, которыми обмениваются нарисованные персонажи. Мастера-вазописцы подписывали свои имена или имена владельцев гончарных мастерских. В первом случае запись гласила: такой-то расписал, во втором - стояло обозначение: такой-то сделал. Ино­гда встречались обозначения типа: «Эксекий расписал и сделал меня» (речь идет от лица вазы) либо «То Евфимид расписал (вазу), как Ефроний никогда бы не смог». Эти слова, свидетельствующие о соперничестве древнегреческих вазописцев.

Встречались посвятительные надписи в дар божествам, на застольных чашах («Радуйся и пей счастливо»).

 

- Время господства краснофигурного стиля приходится на V-IV вв. до н.э. Его в свою очередь принято делить на строгий, свободный, роскошный и беглый стили.

 

Самым ранним был строгий стиль, и сюжеты его росписей близки по тематике рисункам на античных чернофигурных вазах. Это прежде всего мифологические сцены: пиры богов, их борьба с гигантами, изображение бога Диониса; героиче­ский эпос - подвиги Геракла, античного героя Тезея, Троянский цикл, приключе­ния Одиссея; наконец, изображение простых смертных, встречающееся чаще, чем на чернофигурных вазах.

Образ человека, в облике которого выступали и герой, и бог, занимал главенствующее место в вазописи того периода, оттесняя изображения животных и фантастических мифологических чудовищ. Человеческие фигуры на вазах строгого стиля изображались так же, как и в чернофигурной технике.

 

Во второй четверти V в. до н.э. происходит постепенный переход от плоскостного к объемному изображению фигур. Появился свободный стиль, для которого стала характерна передача любой позы, любого поворота головы или торса, любого самого трудного ракурса. Глаза получили реальную трактовку, одежду теперь показывали, как мягкую ткань, легко облегающую тело.

 

В конце V в. до н.э. на смену спокойным и торжественным композициям свободного стиля пришли динамичные, насыщенные эмоциями сцены роскошного стиля. Вазописцы обращались к сюжетам сложным, драматическим, перегруженным сценами борьбы, похищений, гибели персонажей. В роскошном стиле фигуры постоянно перекрывали одна другую, что усиливало напряженный характер росписей. Однако общий принцип расположения фигур в больших композициях сохранился тот же, что и в свободном стиле, - фигуры свободно размещались одна над другой. В роспись был введен пейзаж: деревья, неровная каменистая почва, архитектурные сооружения. Фигуры передавали живое движение, изображались в резких, сложных ракурсах.

 

Несколько небрежная манера рисунков на вазах IV в. до н.э. дала основание именовать их росписями беглого стиля. Перо применялось все реже, росписи делали кистью размашистыми мазками. Помимо белой краски использовали желтую, пурпурную, голубую, розовую, зеленую, лиловую, а также позолоту. Все эти технические изменения привели к утрате большинства традиций в вазописном мастерстве. На вазах IV в. до н.э. встречаются рельефные фигуры. Особую популярность при украшении ваз этого периода получили мотивы, связанные с Дионисом и Афродитой, зато военные сцены стали крайне редкими.

 

Темы ваз = темы разговоров.

3. Технологические приемы создания древнегреческих ваз.

 

- Техника производства керамики в Греции стояла на значительной высоте. Изучая многочисленные дошедшие до нас сосуды и их обломки, среди которых особенно интересны различные образцы производственного брака, мы можем исследовать технику изготовления ваз. Облегчают эту задачу сохранившиеся орудия труда гончаров (печи, формы и пр.), изображения гончаров и вазописцев за работой, и, наконец, скудные письменные источники. Большинство греческих глиняных ваз изготовлялись на ручном гончарном кругу. При выделке больших сосудов формовка производилась мастером, а круг вращал его помощник. Вазы сложной формы делались по частям, которые затем склеивались жидкой глиной. Аналогичным образом приставлялись отдельно от руки сформованные ручки. Сформованную вазу просушивали, потом расписывали и обжигали в специальной печи. Обжиг вазы обычно производился один раз, иногда два и, может быть, большее число раз.

 

- Обжиг. Печи обжига керамики в Древней Греции и её колониях в основном имели круглую форму, диаметром до 1 метра. Печи, в которых выжигали пифосы или черепицу, могли достигать 3—4 метров в диаметре. Топили печи дровами и хворостом. Верхняя часть печи была куполовидною с отверстием, куда выходило пламя. В тот момент, когда обжиг проходил в восстановительный режим, это отверстие закрывали, по современным экспериментальным подсчетам, на 30 минут. Керамика в печи загружалась через большой боковой проём. Поскольку чёрный лак не плавился при обжиге, сосуды ставили друг на друга. Само отверстие замазывали глиной, оставляя небольшой «глазок» для наблюдения за процессом обжига. Вместе с вазами в печь помещали отдельные черепки разбитых необожженных сосудов. Их в определённые моменты вынимали через верхнее отверстие для проверки хода процесса. В частности, в Афинах найдено много таких обломков, извлеченных из печи на разных стадиях обжига керамики.

Во время обжига особенно тщательно следили за температурой. Если она опускалась ниже 800 °C, то глина становилась красного, а не чёрного цвета. Первый окислительный этап проходил из-за открытого верхнего отверстия. Затем в печь подбрасывались зеленые ветки или сырые дрова, ставили в печь сосуд с водой (для восстановительного режима необходима влага) и закрывали верхнее отверстие — так начинался восстановительный этап, температура постепенно поднималась до 900 °C. По такому режиму обжиг длился, по современным подсчетам, около 30 минут. Тогда верхнее отверстие открывали, обеспечивая вновь доступ кислорода, дрова больше не добавляли, а печь постепенно остывала.

 

- Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-гравёров. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали.

Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.

 

- Черный лак. Теодор Шуман установил, что аттический чёрный лак по составу не отличается от глины и не имеет никаких примесей или красителей. Чёрный цвет обусловлен оксидом железа, который при окислении опала даёт ярко-красный, а при восстановлении — чёрный цвет. Экспериментируя, он определил, что для приготовления чёрного лака необходимо смешать 115 г глины, 0,5 л воды и 2,5 г метафосфата натрия (в древности использовали поташ). В течение 48 часов отстаивания раствор расслаивался: средний слой — слой, пригодный для создания ваз, а верхний слой коллоидной глины использовали для изготовления чёрного лака, предварительно высушивая до появления глубокого коричневого цвета. Лак использовали густого тёмно-коричневого цвета, чтобы получить чёрную блестящую глянцевую поверхность; или разбавленный, чтобы получить палитру жёлто-коричневого цвета. Лак вполне можно было хранить в сухом виде и при необходимости разводить водой.

 

4. Выявление основных имен вазописцев и анализ их произведений.

- Экcекей – мастер чернофигурного стиля.

 

Амфора «Ахилл и Аякс за игрой в кости».

"Эксекий умеет соединять тонкость деталей с обобщенным размахом целого. В его композициях впервые зарождается идея картины как законченного в себе органического целого. <...> В знаменитой амфоре, изображающей Ахилла и Аякса за игрой в кости, Эксекий достигает уже полной свободы композиционного ритма. Обращают внимание пустое пространство в центре композиции и тонкий контраст копий - у Аякса они помещены перед фигурой, у Ахилла позади фигуры, наконец, нежная каллиграфия надписей, как бы витающих в воздухе. Никогда еще на греческих вазовых рисунках не было такого обилия свободного от фигур фона, никогда эти фигуры не были так свободно и естественно расположены на поверхности вазы".

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972.

 

Обратим внимание на символичность игры Ахилла с Аяксом, в которой отражаются приметы всей их дальнейшей судьбы. Победа Ахилла в игре (он выбросил "четыре", а Аякс - "три"), напряжённость Аякса в сопоставлении с уверенной и свободной позой его соперника и все детали казалось бы случайной забавы во время перерыва между боями (караульного дежурства?) приобретают особый смысл в свете известного нам героического конца Ахилла и сопряжённого с бесчестием трагического самоубийства Аякса. Удивительно, какое значение может иметь малейший штрих (в вазописи, где цена каждого штриха велика, это особенно обнажено) - так, изображения бровей, отличающиеся всего лишь количеством линий, уже сообщают многое о чувствах героев.

 

Благодаря тонкости рисунка фигуры воинов выглядят сильными, но изящными. Склоненные головы и торсы персонажей образуют арку, вторящую круглящейся форме вазы, куб, на котором разворачивается игра, задает устойчивую композицию, а «поставленные» тут же копья, напоминающие расходящиеся лучи, образуют диагональные оси, которые также «держат» изображение. Эти тонкие прямые линии и прихотливые силуэты образуют узор, простой и сложный одновременно.

 

Амфора подписана самим автором – «Эксекий сделал меня». Также имеются надписи имен героев, изображенных на сосуде.

 

- Андокид

 

«Пирующий Геракл».

 

Роспись в смешанном стиле: на одной стороне изображение в чернофигурном стиле, а на другой в краснофигурном. С обеих сторон зеркальная композиция.

 

 

Сюжет: Геракл, глав­ный гре­че­ский герой, уст­ро­ил­ся на клине, ложе, на кото­ром воз­ле­жа­ли во вре­мя пиров. На чер­но­фи­гур­ной сто­роне он лежит, дер­жа в пра­вой руке боль­шой канфар — чашу для питья, и смот­рит на сто­я­щую перед ним боги­ню Афи­ну. Под­ле нее мож­но узнать Гер­ме­са в кры­ла­тых сан­да­ли­ях и дорож­ной шля­пе. С дру­гой сто­ро­ны обнажен­ный слу­га повер­нул­ся к боль­шо­му сосу­ду для сме­ши­ва­ния вина. Перед ложем — малень­кий сто­лик с кусоч­ка­ми мяса, лепеш­ка­ми и куб­ком. Сце­ну встре­чи героя и богов обрам­ля­ют уве­шан­ные вино­град­ны­ми гроз­дья­ми лозы. Ком­по­зи­ция крас­но­фи­гур­ной сторо­ны опус­ка­ет несколь­ко эле­мен­тов — послан­ца богов поза­ди Афи­ны, чашу для питья и ору­жие, вися­щее над Герак­лом, но ком­по­зи­ция все же выглядит более спо­кой­ной. Хочет­ся даже ска­зать, более соот­вет­ст­ву­ю­щей встре­че полу­бо­га и боги­ни. Фигу­ры более обособлен­ны, каж­дая обна­ру­жи­ва­ет свою важ­ность, зани­мая свое соб­ст­вен­ное пространство. Геракл теперь не про­сто лежит. Он при­под­нял­ся, поло­жив руку на коле­но. Его голо­ва захо­дит на верх­нюю орна­мен­таль­ную поло­су. Боль­шой чер­ный кан­фар неожидан­но ста­но­вит­ся важ­ным эле­мен­том изо­бра­жа­е­мой исто­рии. Герой приподнимается нав­ст­ре­чу богине, кото­рая про­тя­ги­ва­ет ему полу­рас­кры­тый цве­ток. Виноград­ная лоза не про­сто рас­тет из зем­ли, но, пол­ная напря­же­ния, вьет­ся из цен­тра ком­по­зи­ции и опле­та­ет сво­и­ми уси­ка­ми и побе­га­ми всю сце­ну. Тща­тель­но выпи­сан­ные меанд­ры на тюфя­ке ложа, на подуш­ке и на кай­ме оде­я­ния Герак­ла впе­чат­ля­ю­ще показыва­ют, какой изощ­рен­но­сти дета­лей мог добить­ся худож­ник в крас­но­фи­гур­ной техни­ке. Рос­пись в этой тех­ни­ке, несо­мнен­но, застав­ля­ет сосуды выглядеть более драгоцен­ны­ми, чем их чер­но­фи­гур­ные сопер­ни­ки. Здесь Геракл появ­ля­ет­ся как взрос­лый солид­ный муж­чи­на, кото­рый с опре­де­лен­но­стью иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся толь­ко бла­го­да­ря своей богине-пок­ро­ви­тель­ни­це Афине.

 

- Евфроний

 

«Пелика с ласточкой».

 

На ее тулове с одной стороны изображена борьба двух обнаженных атлетов. Весной молодые атлеты выходят на стадион помериться силой, поразмять мускулы. Упёршись лбами и ухватившись за руки, они пытаются положить друг друга на лопатки. Великолепно была передана игра мышц, свободные и вместе с тем полные напряжения позы. Здесь же, на этой стороне, внизу помещена надпись: "Прекрасен юноша Леагр".

 

На другой стороне - мужчина, юноша и мальчик смотрят на пролетающую первую ласточку. Их разговор передают надписи. "Смотри, ласточка!" - говорит юноша. "Правда, клянусь Гераклом," - подтверждает мужчина. "Вот она!" - кричит мальчик. "Уже весна," - заключает надпись, служащая как бы названием для всей сценки. И мысль, и чувства, и радость бытия были в этой незамысловатой, чудесно исполненной сценке, с её свежестью восприятия, простотой и в то же время изяществом свободно развёрнутых фигур с её гармоничностью и лёгкостью.

 

«Пирующие гетеры».

 

На псиктере Евфроний изобразил бытовую сценку — пирушку четырёх обнаженных гетер и подписал их имена — Секлина, Палайсто, Смикра и Агапа. Расположившись на ложе с пестрыми подушками, служительница свободной любви Секлина играет на двойной флейте. Агапа протягивает ей кубок с вином. Палайсто пьет из кубка. Смикра играет в коттаб. Она выплескивает из кубка последнюю каплю вина, посвящая ее своему возлюбленному. «Тебе бросаю эту (каплю), Леагр» — сообщает надпись.

 

Аттический мастер продуманно строит композицию росписи, согласуя ее с формой сосуда. Фигуры гетер, лаконично и монументально, образуют фриз сосуда.

Изящно и тщательно прорисованы детали росписи: венки из виноградных листьев, надетые поверх чепцов, круглые серьги, амулеты-камешки, сквозь которые продеты тонкие шнурки.

 

- Дурис

Килик с изображением на дне Эоса с телом Мемнона

 

Крылатая Эос склоняется к земле, приподнимая над ней окоченевшего Мемнона, его голова и руки падают долу, так что богине приходится преодолевать огромную тяжесть - а мастеру в полной мере решать проблему из двух необычных фигур. Два тела связаны в жёсткий узел. Эос показана в профиль, который архаически изощрён и красив: мелкие складки хитона сочетаются с элегантным узором крыльев "розовоперстной богини". Мемнон же вращается на наших глазах, - на весу! - проходя все аспекты, от профиля к фасу. Фон вдоль обода килика испещрён надписями: здесь и подпись Дуриса, и "имя любимца" ("Гермоген прекрасен"). Обилие текста говорит об утрате его исходного ритуального смысла - теперь, перенасыщенный информацией, он играет скорее декоративную роль: светлые буквы на чёрном фоне сверкают, как звёзды в скорбной ночной тишине.

 

Поединок Ахилла с Мемноном.

Наверху Гермес, взвешивающий жребии, которые имеют вид крылатых фигурок; наверху, налево от Гермеса, богиня Фетида, а направо от него богиня Эос в отчаянии, что гибнет её сын Мемнон, рвёт волосы на голове.

(Рисунок на внешней стороне)

 

Больше нарядности и орнаментального ритма в мифологических сюжетах. Легкость и виртуозность построения Дурисом любой сложной позы, жеста.

- Бриг

 

Килик с изображением последствий симпосия.

 

 

На дне чаши изображена девушка, поддерживающая наклоненную голову опьяневшего воина. Осушая чашу, ее обладатель имел возможность увидеть на дне это шутливое напомнинание о необходимости соблюдать меру в выпивке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: