Устройства и технические средства обеспечения пассажирских перевозок
Пассажирские станции станции
Пас. станции (начальник станции — ЛС) предназначены для выполнения операций с пассажирскими поездами. На пас. станции возлагаются также ремонт, экипировка, формирование и отстой составов пас. поездов, заблаговременная их подача под посадку и отправление строго по расписанию.
Пас. станции сооружаются в административно-хозяйственных и промышленных центрах, в курортных районах, на стыковых пунктах ж.-д. и автомобильного транспорта и мл магистральных направлениях со значительным пассажирским движением. По характеру выполняемой работы пас. станции делят:
- на собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров и перевозок багажа и грузобагажа;
- технические пас., имеющие пути и устройства для экипировки, переформирования, ремонта, дезинфекции и отстоя пас. составов, деповские и другие устройства для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих следование;
- объединенные, выполняющие все операции по пассажирскому движению.
В зависимости от схемы путевого развития различают пас. станции сквозного, тупикового и комбинированного типов. Через станции сквозного типа поезда могут следовать напроход. На сети железных дорог России большинство пас. станций являются сквозными. На тупиковых станциях приемоотправочные пути заканчиваются тупиками. Транзитные поезда через такие станции пропускают с и членением направления движения. Комбинированные имеют сквозные и тупиковые приемоотправочные пути. Тупиковые пути пути используются главным образом для пригородного движения.
|
По характеру обслуживаемых поездов станции подразделяют на транзитные, смешанные и конечные.
Транзитные станции обслуживают в основном транзитные поезда, смешанные — поезда всех категорий (в том числе транзитные) и конечные — поезда, заканчивающие или начинающие движение на данной станции.
Пас. станции обслуживают пассажиров дальних, местных и пригородных поездов. При значительных потоках пассажиров пригородных поездов для их приема и отправления оборудуются отдельные пути и платформы. На участках со значительным пригородным движением в пунктах спада пассажиропотоков создаются зонные станции, предназначаемые для оборота пригородных составов. На пригородных участках для посадки-высадки пассажиров устраивают остановочные пункты.
Основные устройства пас. станций: вокзал, путевое развитие, устройства для багажа и почты.
Вокзал представляет собой комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, включающий привокзальную площадь, пассажирское здание, платформы, навесы, переходные тоннели, конкорсы, переходные мостики, вспомогательные сооружения, малые архитектурные формы, предназначенные для ориентирования и создания более комфортных условий, электрические часы, торговые палатки, указатели направлений к местному транспорту и достопримечательным местам и др. В пассажирском здании размещаются залы ожидания, билетные кассы, багажные помещения и камеры хранения ручной клади, справочное бюро, комнаты матери и ребенка, комнаты отдыха, почта, телеграф, бытовые (ресторан, парикмахерская и др.) и административно-служебные помещения.
Планировка помещений вокзала должна обеспечивать поточность следования пассажиров, разделение пассажиропотоков по прибытию и отправлению, дальнему и пригородному сообщению, безопасность прохода пассажиров к поездам и от поездов. В зависимости от объема работы по обслуживанию пассажиров вокзалы бывают внеклассные, а также I, II и III классов. В зависимости от взаимного расположения пас. зданий и перронных путей вокзалы подразделяют на четыре типа: тупиковые, боковые, островные и смешанные.
Путевое развитие включает в себя пути для приема и отправления поездов, производства маневров и временного отстоя отдельных вагонов (служебных, беспересадочного сообщения и т.п.).
Устройства для багажа и почты включают в себя багажные кассы, склады, платформы, тоннели для перемещения багажа и почты.
На пас. станциях могут предусматриваться отдельные устройства туристских поездов (пути отстоя, канализационные колодцы, освещение платформ, туалеты, душевые и предприятия бытового обслуживания: ремонт одежды и обуви, почта, прокат спортинвентаря и т.п.). Выбор места для расположения баз отстоя туристских поездов зависит от типа станции, ее местоположения в городе и размеров движения туристских поездов.
Пассажирскими техническими станциями (ПТС) называют специальные одно- или многопарковые станции, оборудованные комплексом устройств для подготовки пас. составов в рейс. Назначение этих станций — комплексная подготовка составов, выполнение текущего и планового ремонтов вагонов, техническое обслуживание резервных вагонов, формирование составов по утвержденным схемам, экипировка вагонов.
По объему работы различают пас. технические станции:
- крупные — формирующие более 15 составов в сутки (многопарковые);
- средней мощности — от 5 до 15 составов (однопарковые). На пас. технических станциях, формирующих до 5 — 6 составов в сутки, предусматривают технический парк. Некоторые крупные ж.-д. узлы не имеют пас. технических станций, и подготовка составов в рейс осуществляется в техническом парке и на специально выделенных путях пассажирской станции, а отстой резервных вагонов и составов, ожидающих подготовки в рейс, — вблизи пассажирской узловой станции.
Схемы многопарковых ПТС различают с последовательным расположением парков и ремонтно экипировочных устройств или с параллельным расположением парков. Пас. технические станции примыкают к пассажирским станциям и обслуживают обычно все пас. станции ж.-д. узла.
Техническими условиями предусмотрено увеличенное расстояние между осями путей пассажирской технической станции:
- в парке приема — 8600 и 5300 мм поочередно;
- в парке технического обслуживания вагонов — 8800 мм.
|
|
2.2 Сооружения и устройства для технического обслуживания вагонов
Ремонтно-экипировочные депо (РЭД) предназначены для выполнения комплекса работ по подготовке в рейс пас. составов. Размещают РЭД на пассажирской технической станции, а при отсутствии станции — в одном из парков пассажирской станции или на одной из станций, входящих в железнодорожный узел. РЭД представляет собой крытое помещение (ангар), в котором размещают пас. составы для технического обслуживания и экипировки. В пристроенных к нему зданиях находятся производственные участки, в том числе для текущего ремонта вагонов, а также служебно-бытовые помещения. Типовыми проектами предусмотрены РЭД длиной 420 или 542м, вмещающие по длине 16 или 20 вагонов, а также длиной 258 м, вмещающий один состав на два пути. В случае проектирования РЭД на два пути здание выполняют однопролетным, а на четыре пути — двухпролетным.
Ремонтно-экипировочные парки предназначены для подготовки вагонов в рейс в случае отсутствия в хозяйстве ремонтно-экипировочного депо.
В парке размещены устройства для технического обслуживания, экипировки и формирования пас. составов. Техническими условиями предусмотрено расстояние между осями путей парка, аналогичное для парков пас. технических станций. Междупутья должны иметь твердое покрытие для проезда тракторов, а через одно междупутье необходимо размещать колонки для снабжения вагонов водой, сжатым воздухом и для заряда аккумуляторных батарей. В крупных ремонтно-экипировочных хозяйствах оборудуют специальные пути для технического обслуживания и экипировки вагонов-ресторанов.
Специализированные пункты единой технической ревизии (ЕТР) пас. вагонов (ТО-3) предназначены для выполнения единой технической ревизии пас. вагонов. Пункт рис. 2.10 оснащен мостовым или козловым краном, стационарными электродомкратами, стендами для отвертывания гаек шпинтонов и сжатия эллиптических рессор.
Пункты технического обслуживания пас. вагонов (ПТО) размещают на пас. технических станциях и пас. станциях.
Междупутья приемоотправочных путей для транзитных поездов через одно оборудованы посадочными платформами для пассажиров.
Свободные от платформ междупутья используют для технических целей: снабжения вагонов водой и топливом, хранения запасных частей. На пас. станциях и посадочных платформах тупикового типа или посадочных платформах в пределах ж.-д. узла вблизи от пункта формирования (пассажирской технической станции или ремонтно-экипировочного парка) для поездов своего формирования операции по техническому обслуживанию вагонов не предусмотрены (ПТО нет).
Назначение специализированных путей текущего ремонта пас. вагонов в проходящих поездах — текущий ремонт вагонов, требующих отцепки от проходящих поездов. Вагон отцепляют от состава, подают на специализированный путь, а после ремонта прицепляют обратно. Смену колесных пар производят без высадки пассажиров. Специализированный путь обеспечен средствами механизации.
Базы технического обслуживания резервных пас. вагонов предназначены для разгрузки пас. технических станций, ускорения обработки пас. составов и обеспечения сохранности вагонов в период отстоя. База представляет собой тупиковую ж.-д. станцию или парк станции, приспособленный для отстоя и технического обслуживания пас. вагонов.
Базы разделяют на три категории по количеству обслуживаемых вагонов: 1-я — на 600 ватонов; 2-я — на 300 вагонов; 3-я -менее 300 вагонов.
Длина и количество путей определены из условия размещения на каждом пути двух составов по 25 вагонов.
На базах первой категории размешают моечную машину для наружной обмывки вагонов, камеру газовой дезинфекции вагонов, пути текущего отцепочного ремонта вагонов; пути, оборудованные устройствами для электрического отопления вагонов; компрессорную и котельную или теплопункт. Междупутья через одно устроены с твердым покрытием для движения тракторов и электрокар. На междупутьях без покрытия размещают колонки холодной и горячей воды, воздухоразборные, заряда аккумуляторных батарей. железнодорожных узлов. Схема базы первой категории