Психотехники от Ильи Беляева (взято из книги «Свобода быть», всем советую – ШЕДЕВР, лучшая книга в моей жизни после Гиты)




Психотехники – практики медитации и внутренней работы, которые применяются в ситуациях повседневной жизни. Работа с предлагаемыми психотехниками ведет к состоянию недвойственности – такому способу восприятия себя и мира, когда все противоположности сливаются в единстве, когда уходит ощущение отделённости, одиночества и приходит переживание единства, мира, покоя и, в то же время, динамичной энергии Вселенной, источник которой бесконечен. Это не что иное, как Освобождение. Освобождение от рабства суетливых мыслей, страха и неуверенности. Это – свобода жить и действовать с полной осознанностью и ответственностью за все свои поступки, мысли и желания.

Психотехника «Резинка» (поможет при практиках остановки ВД)

Одно движение резинкой по бумаге или влажной губкой по исписанной доске, – и поверхность опять белая и чистая. Точно так же, выйдя откуда-то, закончив встречу или разговор, тут же сотрем закончившуюся ситуацию, стряхнем ее, очистим сознание, сделав легкое внутреннее движение. Так мы проводим резинкой по исписанному листу бумаги. Сделаем это движение, как только заметим, что в нашем сознании крутятся и плавают ошметки прошлого. Результатом практики будет ощущение свежести и чистоты.

Психотехника «Погружение камня» (познание себя как пространство, то, о чем Экхарт Толле все время говорит)

⮚ Сядем в медитативную позу, расслабимся, прикроем глаза и сделаем несколько глубоких медленных вдохов и выдохов ─ «продышимся». Чем медленнее и глубже мы дышим, тем лучше. Задерживать дыхание ни на вдохе, ни на выдохе не нужно.

⮚ После этого сосредоточимся на весе нашего тела. Почувствуем его тяжесть, ощутим притяжение земли и мягко уступим этой силе, влекущей нас вниз.

⮚ Затем почувствуем собственную психическую тяжесть. Наша психика тоже имеет вес. Это тяжесть нашей кармы и груз нерешенных проблем. Сосредоточимся на этой тяжести, соединим её с ощущением веса нашего тела и начнем погружаться вниз.

⮚ Представим себя большим тяжелым камнем, который погружается в океан. Камень идет вниз сам, безо всяких усилий, просто за счет собственной тяжести.

⮚ Движение вниз и погружение в собственную глубину происходят на расслаблении, которое становится все более глубоким. Представим огромный океан, в который погружается камень. Почувствуем бездонную глубину этого океана и продолжим погружение.

⮚ И вот, когда камень погрузился уже очень глубоко, он начинает растворяться. В конце концов, от камня ничего не остаётся. Остаётся только бескрайний океан, океан сознания, в котором мы полностью растворяемся. Мы чувствуем безграничный простор и мощь безбрежного пространства. Это пространство – мы сами.

Психотехника «Движение сознания»

⮚ Прежде чем начать практиковать движение сознания в жизни, имеет смысл сначала поделать это в медитации. Приняв медитативную позу, мы выпрямляем тело. Можно представить ниточку, прикрепленную к макушке головы, которая вытягивает нас вверх. Однако позвоночник имеет небольшой естественный изгиб, и он должен сохраняться. Затем, нужно расправить плечи, не выпячивая при этом грудь колесом.

⮚ После этого мы глубоко расслабляем все тело от макушки головы до кончиков пальцев рук и ног. Если какие-то участки тела напряжены, мы обнаруживаем эти очаги и распускаем их.

⮚ Помогает снять напряжение медленное глубокое осознанное дыхание. Дышать нужно как можно медленнее и глубже, полностью вдыхая и выдыхая воздух, без задержек.

⮚ Далее мы расслабляем нашу психику, наше сознание. Мы делаем это точно так же, как при расслаблении тела: обнаруживаем очаги напряжения и распускаем их. Такими очагами могут быть прошлые обиды, страхи, неуверенность ─ любой негатив, сохраняющийся в форме тлеющего напряжения, даже когда мы медитируем.

⮚ На этом подготовительная настройка закончена и можно перейти непосредственно к практике. Она заключается в том, что мы обращаем наше внимание на движение собственного сознания и проникаемся им. Мы чувствуем непрерывный поток, текущий через нас. Этот поток идёт сам, он движется естественно и легко. В нём появляются и исчезают мысли, образы, ощущения. Мы ощущаем свое я как непрерывно движущееся и текучее и становимся этим движением. Движение сознания имеет свою заданную скорость, мы не изменяем ее. Мы не тормозим это движение, но и не ускоряем его. Важно увидеть, что сознание движется само, безо всяких усилий с нашей стороны.

⮚ Когда мы обнаруживаем, что наше внимание на чем-то зафиксировалось, зацепилось за что-то ─ будь то образ, мысль, воспоминание или что-то еще ─ мы спокойно высвобождаем сознание из этой фиксации, «отцепляемся», и позволяем ему беспрепятственно течь дальше.

⮚ Продолжать и углублять работу нужно не только в медитации, но и в ситуациях повседневной жизни. Укрепившись в практике, можно увидеть, что движение сознания ─ безначально, безостановочно и бесконечно. Однако в этом его беспрерывном движении есть неподвижный центр, подобно оси повозки у Лао Цзы. Обнаружение этого неподвижного центра и пребывание в нем, − это другая практика, которую я называю Неизменное. Сначала практикуемые раздельно, обе психотехники затем сливаются. И покой, и движение сознания воспринимаются как одно неделимое целое. Сознание всегда едино. Обнаружить это единство ─ задача йогина. Открыть целостность сознания и в движении, и в покое, - означает выйти за пределы и того, и другого. Это состояние поистине неописуемо!

У-вей

У-вей относится к универсальным психотехникам, которые работают в любой ситуации. Более того ─ это самый оптимальный способ взаимодействия с миром, подаренный нам даосскими мудрецами древнего Китая. Это слово в переводе с китайского означает «недеяние», «созерцательная пассивность», «немотивированность». Самое главное в Недеянии ─ отсутствие причин для действия. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. У достигшего Недеяния нет никаких промежуточных шагов между его внутренней природой и его действиями. Действие происходит спонтанно и достигает цели самым коротким путем, так как исходит из восприятия реальности здесь и сейчас. У-вей ─ способ жизни и действия, а, вернее, бездействия совершенномудрого, чей ум мягок, дисциплинирован и растворен в Дао. Недеяние нельзя путать с леностью и распущенностью. В монастырях Китая с древности до наших дней соблюдается строжайшая дисциплина ума и тела для воспитания у-вей. Упражнения включают бессмысленные действия, ─ такие, например, как подметание двора прутиком. Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть Недвойственности ─ отсутствие разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание единства мира и всех ситуаций в нем ведет к успокоению, умиротворению, а затем к просветлению. Интересно, что даже в Китае, на родине даосизма, людям приходится столько работать, чтобы научиться ничего не делать. Близким к понятию у-вей является неделание в учениях Карлоса Кастанеды и Л. Н. Толстого. Как же практиковать Недеяние? В самом прямом смысле слова это означает абсолютно ничего не делать. Имеется в виду внутреннее бездействие. Внешне практик продолжает совершать минимальные действия ─ скажем, есть или ходить в туалет, но внутри у него при этом ничего не происходит. Он просто наблюдает, как действует его тело. В случае мастера ситуация иная. Мастер никак не ограничивает формы своей внешней активности. Он настолько проникся духом у-вей, что ни одна ситуация не может нарушить завоеванный им покой. При этом внешне он может быть предельно активен. Интересно, что на принципе у-вей основаны даосские школы боевых искусств. Когда я объясняю Недеяние на тренингах, то, по завершении объяснения, я обычно спрашиваю: так как же все-таки практиковать у-вей? Ответы бывают примерно такими: «расслабиться», «все отпустить», «успокоиться». Тогда я задаю следующий вопрос: «расслабиться» или «успокоиться» ─ это что-то сделать или нет? Наступает молчание. Проблема заключается в том, что мы настолько привыкли всё время что-то делать, что принимаем идею Недеяния за некое особое действие, скажем, расслабление. Но это ошибка. Ничего не делать означает просто ничего не делать. Совсем.

Психотехника «Засыпание на нисходящем Потоке» (понимаете, да? Чей Он поток…)

⮚ Перед тем, как ложиться спать, обратите внимание, как расположена ваша постель. Оптимально спать головой на север. Можно на восток, но старайтесь никогда не спать головой на юг. Постель должна быть достаточно жесткой.

⮚ Когда вы легли, отложите подушку в сторону и примите позу Шавасаны. После расслабления всего тела, психики и успокоения дыхания, направьте ваше внимание вверх. Призовите Поток или представьте себе, что с потолка комнаты на вас идет поток энергии цвета меда с молоком. Этот золотистый Поток пронизывает все ваше тело насквозь и уходит вниз.

⮚ Когда вы почувствуете движение нисходящей энергии, входящей в ваше тело, нужно раскрыться ей навстречу. Так раскрываются цветы на рассвете под первыми лучами солнца. Постарайтесь открыть все ваши чакры, внутренние органы, каждую клеточку тела наверх. Поток начнет промывать и наполнять вас. Первое, что он делает, ─ лечит вас. Помогайте ему, раскрывая ослабленные или пораженные участки, органы ему навстречу. Как горная река быстро размоет и снесет брошенный в неё комок глины, так же Поток размоет и очистит все ваши внутренние блоки, зажимы и исцелит вас.

⮚ Если вы испытываете давление в каких-то участках тела, а чаще всего оно возникает в верхней части головы, это означает, что энергия там не может пройти. Эти места нужно аккуратно и внимательно раскрывать, и отдавать Потоку, помогая ему. Помогает представить и почувствовать в этом месте раскрывающийся цветок.

⮚ Поработав с телом, впустите Поток в ваше сознание. Точно так же, как и в физическом теле, там есть блоки и напряженные участки. Поток поможет вам их обнаружить и растворить. Нужно буквально подставить ему свои боль, тоску, усталость, напряжение и дать ему смыть, унести все это.

⮚ Далее, нужно растворять в Потоке мысли, образы, воспоминания ─ все, что возникает в нашем сознании. Как? Точно так же ─ внутренне как бы подставить свое сознание Потоку и раскрыть психику ему навстречу. Поток мягко растворит бесконечную вереницу мыслей, постепенно начнут приходить внутренняя тишина и покой.

⮚ Важное правило: Поток нельзя хватать, притягивать и удерживать. Тогда он уйдет. Нужно позвать его, открыться и впустить Поток в себя. Затем, полностью отдаться ему. Лучший проводник ─ прозрачный и пустой, он подобен бамбуку, полому внутри. Подавляющее большинство практик с Потоком делается на расслаблении.

⮚ Таким образом, промыв, очистив и наполнив светом тело и сознание, можно отходить ко сну. Мы подкладываем подушку под голову и засыпаем. Если мы спим на боку, то мужчинам лучше спать на левом боку, а женщинам на правом. Это связано с циркуляцией энергии в солнечном и лунном каналах, идущих вдоль позвоночника. Заснув после практики, мы обнаружим, что какое-то количество света, с которым мы работали, перешло в наш сон. Мы будем видеть свет во сне, сами сновидения станут более радостными, легкими, навсегда уйдут кошмары и тяжелые сны. Кроме того, спать мы станем меньше. Работая с Потоком не только перед сном, но в самых разнообразных ситуациях жизни, нужно сохранять принцип проводника. Этот принцип означает применение потока для нашей садханы и для помощи другим, например, для целительства. Поток можно использовать только в бескорыстных целях. Любое эгоистичное или корыстное применение Потока недопустимо и может быть наказуемо. Хорошим подспорьем в работе с нисходящим Потоком является световое дыхание. Это несложная техника: дыша медленно и глубоко, нужно представить, что с каждым вдохом Поток вместе с воздухом входит в лёгкие, а на выдохе растекается по всему телу. При необходимости самолечения энергию, растекающуюся по телу на выдохе, нужно направлять в больное место. Йогины не принимают лекарств, они исцеляют себя энергией.

Сидя или лёжа в нисходящем Потоке, сконцентрируемся на Аджна чакре и пошлём оттуда луч, тонкий, как игла. Это луч энергии сознательного внимания. Затем направим луч на больной участок или орган внутри собственного тела и удержим его там, как бы облучая лучом слабый участок. Эти сеансы нужно проводить до полного исцеления. Мы можем работать как с Потоком определенной традиции, школы или мастера, так и с универсальным космическим источником, питающим все потоки. Если нам удаётся выйти на этот источник, тогда мы выходим за рамки и ограничения конкретной школы. Ведь доступ к универсальному Потоку есть всегда и везде ─ для этого не нужны ни храмы, ни ритуалы, ни сообщество единоверцев. Этот источник открыт всегда, так же, как всем доступен воздух или солнечный свет. Нужно просто верить в это.

Психотехника «Пробуждение» (делаем каждое утро перед подъемом с постели)

⮚ Проснувшись утром, не будем открывать глаза. Когда мы открываем глаза по пробуждении, сразу же включается кармический механизм и нас «закручивает» в наступающий день. Полежим немного с закрытыми глазами и побудем в сладкой истоме, наполняющей тело. Эта истома идет из той глубины, откуда мы только что вынырнули. Глубина ─ состояние сушупти, сна без сновидений, который наступает под утро. В сушупти мы наиболее глубоко и полно отдыхаем, ум полностью выключается, тело и сознание восстанавливают энергию. Интересно, что сушупти и турия ─ это одно и то же, разница лишь в том, что состояние сна без сновидений у обычного человека бывает бессознательным, в то время как турия является полностью осознанной. Таким образом, каждый из нас под утро, находясь в сушупти, бессознательно переживает состояние Освобождения. Отсюда та сладость и нега, которые мы чувствуем, проснувшись. Нам совсем не хочется вылезать из-под одеяла, хочется вернуться назад, в ту тёмную сладкую глубину, откуда нас только что вынесло.

⮚ Вот эту сладостную истому мы и используем в практике, как путеводную нить. Идя по этой нити, мы начинаем погружаться назад, в состояние сушупти, только теперь это происходит осознанно. Благодаря лучику осознанности, сушупти уже не кажется нам темным. Мы медитируем на нашем сладком полудремотном состоянии, полностью погружаемся, входим в него и внимательно исследуем его изнутри. Это состояние ведет нас еще глубже, наступает ощущение погружения в собственную тёмную глубину. И, если мы делаем эту практику регулярно, в темноте подсознательного ума иногда постепенно, а иногда сразу загорается свет. Это свет осознанности, в котором уже нет сладости полудремоты. Осознанность ─ чистая, ясная, звенящая, как зимнее небо.

⮚ Удалось ли нам достичь этого уровня или мы застряли где-то по дороге, так или иначе, мы заканчиваем практику и открываем глаза. Перед тем, как встать с постели, нужно проверить, какая ноздря у нас открыта. Для этого достаточно прижать палец к одной ноздре, потом к другой и вдохнуть, сразу почувствуете. Вставать (то есть помещать вес тела) нужно на ту же ногу, с которой стороны у нас открыта ноздря. Нужно встать «с той ноги», сделать первый шаг и начать новый день. Эта простая практика из Свара йоги приносит счастье.

⮚ Практика пробуждения занимает немного времени, всего несколько минут. Если делать её регулярно, уровень осознанности значительно повышается, и мы постепенно выходим на уровень садханы, продолжающейся 24 часа в сутки.

Психотехника «Принцип жертвы» (поможет избавиться от пороков личности)

Принцип жертвы – ситуативная техника. Это умение осознанно жертвовать собственными интересами ради других. Это искусство отдачи и принесения себя в жертву людям и животным, духам и растениям, солнцу и ветру, всей бескрайней Вселенной и её Создателю. Понимание и осуществление этого принципа ведет к растворению индивидуального эго в его первоисточнике ─ подлинной внутренней природе человека.

Человечество приносило жертвы всю историю своего существования. Правда, в основном, это было принесение в жертву других людей, вещей, имущества или денег. Это была форма натурального обмена с божеством: ты ─ мне, я ─ тебе. Со временем был утерян истинный смысл этих обрядов ─ символически показать человеку, что подлинная жертва совершается внутри. Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-Гите:

Кто Богу все дела посвятил, действует, связи покинув.

Он не пятнается злом, как листья лотоса не смачивает влага.

Как же научиться Принципу жертвы и его применению в повседневной жизни? Практически любая встречающаяся нам в жизни ситуация может быть использована для его отработки. Если мы действительно верим в Бога или в Высшее начало, то почему бы нам не принять эту волю во всём, что происходит и не отдать себя ей? Почему бы нам не принять всё так, как есть? Ведь в том, что мы видим перед собой, и проявляется Высшая воля. В чём же ей ещё проявляться, если не во всём, что каждую секунду появляется и исчезает перед нами и внутри нас? Почему бы нам не стереть себя в порошок и не пожертвовать собой и всем, что у нас есть, в каждом своём дыхании, в каждом шаге, в каждом слове или мысли? Почему бы нам не отдать себя полностью, безраздельно, раз и навсегда? Разве это так сложно и разве тогда наша жизнь не превратится в то, что мы так долго и мучительно ищем? Разве мы не станем тогда росой на губах Бога?

Как вы поняли, все можно решить медитацией, все проблемы, получить все способности, нужно просто меньше читать и больше погружаться в неизведанное, себя. Поэтому практикуйте больше, постоянно, всегда. Но как понять, что ты на верном пути? Как распознать этот рост, есть критерии, их перечислю, но сначала...

«Любая практика медитации имеет в своей основе практику нравственности. Без стремления к нравственному совершенству медитация никогда не будет иметь результатов».

Махаси Саядо

Дыхание

«Один вдох идущего по пути стоит тысячелетия простолюдинов»

Народная мудрость

Наши предки четко осознавали, что человек энергию в свой организм получает не только с пищей, он также впитывает ее через дыхание и из воздуха через все свои поры кожи тела. Человеческий организм испытывает на себе действие воздуха и ветра в течение всей жизни непрерывно. Когда мы вдыхаем в себя находящуюся в воздухе энергию — она накапливается в нас, как в аккумуляторах, которые вбирают в себя электричество. И, таким образом, укрепляется и наше физическое тело, и наша внутренняя психическая сила. Поэтому культивированию правильного дыхания наши предки придавали всегда большое значение. Древнеславянские знахари знали и умели использовать дыхательные упражнения в своей врачевальной практике. Приведу некоторые из них:

«Полное дыхание» — распределяет воздух по всему объему легких. Начните медленно вдыхать в себя воздух (носом с закрытым ртом), фиксируя свое сознание на расширении (наполнении воздухом) сначала живота, потом груди. Затем сделайте небольшую паузу, равную по времени половине того, что вы потратили на вдыхание. Затем начните также медленно через нос выдыхать весь воздух за то же время, что и на вдохе, постепенно опуская (освобождая) живот, диафрагму и грудь. Затем снова небольшая пауза, равная половине времени выдыхания. Повторить все снова несколько раз, до тех пор, пока вы не почувствуете, как в ваше тело вместе с воздухом вливается жизненная энергия, наполняя ваши легкие, диафрагму и кишечник до легкого покалывания.

«Задержка дыхания». Это упражнение лучше выполнять в положении лежа и на вдохе – таким образом, в легких не должно оставаться свободной (неизрасходованной) энергии. Лежа на спине и расслабившись, начинайте делать полное дыхание. Затем на вдохе задержите дыхание на максимально длительное время, пока терпится. После мощно выдохните воздух через раскрытый рот. Еще наши предки отмечали, что при длительной задержке дыхания в организме человека начинается энергодефицит, во время которого происходит распад всех энергоструктур, привнесенных в тело извне, за счет которого затем и питается естественная энергосистема человека. На этом и основано лечебное воздействие задержки дыхания.

«Дыхание всем телом». В этом упражнении участвует все тело, и особенно кожа человека, через которую поступает наибольшее количество энергий извне. Энергию человеческое тело может набирать разными участками, поэтому методика упражнения основывается на том, чтобы каждый вдох мысленно направлять на определенный участок тела, акцентируя на нем внимание именно на момент вдоха.

«Очистительное дыхание». Как правило, этим дыханием и заканчиваются все оздоровительные процедуры, основанные на дыхании. На вдохе выполните «полное дыхание», задержите его не несколько секунд, а затем рывками (толчками) выдыхайте воздух через рот до полного опустошения легких. Такое упражнение максимально очищает энергоструктуру вашего тела от чужеродных или неблагоприятных контактов.

«Дыхание, улучшающее работу памяти». Стоя с ровной спиной, нагните голову и начинайте медленно втягивать носом воздух. Затем поднимите голову вверх и с открытыми глазами задержите дыхание на 8-10 секунд. После снова наклоните голову, сложите губы трубочкой и медленно выдыхайте ртом до самого конца. Упражнение нужно повторить 4 раза (4 вдоха и 4 выдоха). Выполнения такого упражнения достаточно 1 раз в день на протяжении 20 дней. Память будет просто прекрасной!

«Воздух для закаливания» наши предки использовали всегда и в полной мере. Ведь такое действие действительно стимулирует все защитные силы организма, лечит и предотвращает заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Воздушные ванны до сих пор считают самым лучшим оздоровительным и профилактическим средством, и особенно ванны, принимаемые на рассвете, когда солнце пронизывает весь воздух ультрафиолетом и насыщает организм жизненной энергией!

Вообще, в йоге дыханию отведена отдельная четвертая ступень, пранаяма, я о ней писал в первой части. Как и самих техник, так и целей по дыханию очень много, читайте, изучайте, ищите себе подходящие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: