Лекция 8. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению фонетико-фонематических нарушений.
Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, дизартрией, нарушениями голоса.
У лиц с функциональной дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Лишь у части детей отмечается незначительное нарушение тонкой произвольной моторики рук и пальцев. Наблюдаются расстройства вегетативной нервной системы, незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы.
При моторной дислалии наблюдается некоторая дискоординация, нечеткость в работе подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. При моторной функциональной дислалии могут быть нарушения или недоразвитие фонематического восприятия: отклонения в функциях фонематического анализа, синтеза, представлений в силу несоответствия между искаженным артикуляционным укладом произвольно произносимого звука и его слуховым образом.
При сенсорной функциональной дислалии нарушается слуховое внимание, память, может быть снижена способность активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков. У детей с сенсорной дислалией выявляется недостаточность слухоречевого ритма, которая обусловлена нарушениями музыкального слуха..
Смешанные, сенсомоторные формы дислалии характеризуются нарушениями моторной и слуховой функций: неправильное произнесение звуков затрудняет их различение на слух.
При механических дислалиях отмечаются относительно сохранные общедвигательные структуры и в незначительной степени нарушены речедвигательные акты, а также мимические движения. Могут наблюдаться нарушения физиологического и речевого дыхания, голоса.
При ринолалии наблюдаются значительные нарушения обшей, тонкой, произвольной, речевой и лицевой моторики. Такие дети, как правило, плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. У них отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушенная координация, плавность движений, а также чувство темпа и ритма движений. Наблюдаются выраженные расстройства мимики. Грубо страдают все отделы периферического речевого аппарата: дыхание, фонация, артикуляция. Недостатки нервно-мышечного жевательно-глотательного аппарата компенсируются усиленной работой здоровых частей ротовой полости, в первую очередь языка. Следствием усиленной работы языка является его неправильное развитие и функционирование. В речи наблюдаются нарушения всех просодических компонентов, недоразвитие лексико-грамматического строя, стойкие расстройства фонетико-фонематической системы.
Независимо от большого разнообразия клинических проявлений ДЦП в основе всех форм лежат патологические тонические мышечные реакции, нарушения в координации произвольных движений и нормального мышечного взаимодействия, постепенное развитие контрактур и деформаций и в конечном итоге создание патологических двигательных стереотипов как в общей, так и в речедвигательной моторике. Дизартрические явления в речи наблюдаются не только при ДЦП, но и при органическом поражении ЦНС различного генеза: кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Двигательные расстройства: апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. Кинетическая премоторная корковая дизартрия. Двигательные расстройства: апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их переключений с одного элемента на другой, персеверации.
У людей с расстройствами голоса нарушения двигательной сферы,к ак правило, вторичные. В силу переживания своего дефекта у больных появляется стеснительность, робость в поведении, движения становятся скованными, неловкими, больные избегают общения, стремятся к уединению. Голос у них слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, квакающий, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, носовой, монотонный.
Особенности использования логоритмических средств при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса.
Упражнения и игры для коррекции нарушенийз вукопроизношения.
Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции нарушений звукопроизношения используются поэтапно и дифференцированно.
В подготовительный этап на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания.
При постановке звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Для детей с нарушениями звукопроизношения рекомендуются подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой.
При автоматизации звуков на занятиях осуществляется развитие артикуляции, интонационной выразительности и т.д. в сочетании с различными движениями.
Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных.
Речевой материал подбирается логопедом в зависимости ото того, какой звук надо ввести в речь.
Проводятся игры на развитие фонематического восприятия.
Для развитии дикции проводятся и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.
На этапе дифференциации звуков полезны игры-драмматизации с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-ритмические занятия с людьми, страдающими ринолалией.
На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать:
· Мимику лица;
· Общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость;
· Подвижность небной занавески;
· Речевую моторику;
· Преодолевать назализацию
Для активизации небной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и исполнение песен. Средствами пения можно снимать назализацию в речи.
Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие. Занятие начинается с бодрой музыка марша. Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождается энергичными взмахами рук.
Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой.
Музыкально-ритмические занятия с людьми, страдающими дизартрией.
Задачи коррекционных мероприятий:
· Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловнорефлекторную деятельность;
· Улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности;
· Улучшить общую двигательную активность ребенка.
· Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности
· Содействовать нормализации речевой функции
· Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.
Из методов лечебной физкультуры для детей с дизартрией наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика.
Под играми в лечебной гимнастике понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами.
В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать упражнения: понимать брови вверх, наморщивать брови; закрывать глаза в последовательности, расширять ноздри, улыбаться с закрытым ртом, щуриться, гасить спичку, высунуть язык и сделать его узким, и др.
Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Ее можно разделить на 3 периода.
Задачи первого периода: воспитание статики движения; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
Развитие внимания на занятиях осуществляется в нескольких направлениях:
· специальная стимуляция;
· быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
· укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;
· развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.
Из логоритмических средств используется слушание музыки, которое педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности.
Помимо этого для развития внимания даются специальные упражнения и игры с музыкальным сопровождением.
Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение.
Для нормализации голосовой функции необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений.
Музыкально-ритмические занятия с людьми, имеющими нарушения голоса.
В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:
1. воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона;
2. развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха;
3. развитию артикуляторного аппарата.
Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония – специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения – восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции.
Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.
Развитие дыхания строится на речи, пении и движении. На занятии проводятся упражнения на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, на задержку согласных.
Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения. В этих условиях хорошо пропевать двухголосые песни, каноны, но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Говорятся и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики.