Суда викингов и предшествующие им суда




Рассмотрим теперь некоторые особенно хорошо сохранившиеся суда и лодки-ладьи, которые викинги и их предшественники строили в Дании и Норвегии. На рис. 11 кроме мест находок показаны и города, в музеях которых выставлены реконструированные суда.


Рис. 11. Места обнаружения судов. Здесь же указаны города, в музеях которых выставлены их реконструкции.

Ладья из Хьертшпринга

На севере датского о. Альс находилось поместье Хьертшпринг («Прыжок оленя»). В 1921 г. там землечерпалкой рыли ров через небольшое торфяное болото (размером всего 45×50 м), находившееся в 3 км от Балтийского моря. В вычерпываемом грунте встречались многочисленные остатки предметов прошлого, о чем было сообщено в датский Национальный музей в Копенгагене. В 1921–1922 гг. его сотрудники исследовали найденный на болоте жертвенник. В сообщениях, опубликованных Г. Розенбергом, перечисляются находки: старейшее оружие из стали[15], обнаруженное в Скандинавии (8 однолезвийных мечей и 140 наконечников копий различной формы), 30 костяных наконечников для копий, 50 длинных щитов с бляхами из дерева — умбонами, выточенные из дерева тарелки, коробки и сосуды, а также бронзовая накладка и бронзовая игла. Болото у Хьертшпринга оказалось самым древним жертвенником в Скандинавии, т. е. местом жертвоприношения военной добычи в IV и III вв. до н. э.

Особое значение эта находка имеет благодаря обнаруженной лодке-ладье, которая была разрушена на месте жертвоприношения: во время работы землечерпалки она сильно пострадала (рис. 12). Остатки ладьи в настоящее время находятся в Национальном музее в Копенгагене (рис. 13).


Рис. 12. Составленный из отдельных кусков ахтерштевень ладьи из Хьертшпринга.

Рис. 13. Остатки ладьи из Хьертшпринга, закрепленные на листах фанеры, позволяют понять их назначение.

Главные размерения ладьи (рис. 14): наибольшая длина 15,3 м, наибольшая ширина 2,07 м и высота борта 0,78 м. Интересно, что длина внутренней части ладьи вследствие особой формы штевней составляет 13,28 м.


Рис. 14. Чертеж ладьи из Хьертшпринга.

Ладья состоит из днищевой доски, к которой с каждой стороны привязаны по две бортовые доски. По опубликованным данным, эти доски имели выпуклую форму, хотя последнее маловероятно, так как потребовалась бы очень сложная обработка досок. Наша постройка модели этой ладьи показала, что ее можно изготовить и из прямых бортовых досок (рис. 15). Однако рис. 16 соответствует описаниям в печати.


Рис. 15. Модель ладьи из Хьертшпринга.

Рис. 16. Мидель-шпангоут ладьи из Хьертшпринга.

Доски для ладьи из Хьертшпринга изготовлены из липы. Они положены внакрой на 20 мм и имеют отверстия через 70–80 мм. Сквозь отверстия, которые с обеих сторон покрыты варом, пропущены связки из лыка (рис. 17).


Рис. 17. Шов, связывающий доски ладьи (вид изнутри) и покрытый внутри и снаружи варом.

С внутренней стороны борта пояса имеют 10 рядов выступов — планок или клампов, идущих поперек ладьи и выполненных как одно целое с доской. На трех нижних поясах обшивки в ряду — по пять клампов, а на двух верхних — по три. Через каждый кламп просверлено отверстие. С клампами соединены выгнутые ребра — шпангоуты, изготовленные из ореха-лещины толщиной около 35 мм. Шпангоуты вместе с банками из ясеня, просверленными на концах для прохождения ребер, и вертикальными ясеневыми подпорками банок — пиллерсами — обеспечивали поперечную прочность ладьи. Продольная же прочность увеличена планширем шириной 65 мм, выполненным из доски.

Характерными для ладьи из Хьертшпринга являются ее штевни (рис. 18), которые в корме и в носу почти одинаковы. Связанный с досками обшивки штевневый брус и штевневая доска, клювообразно удлиненная днищевая доска и подобной формы планширь и составляют штевень. О назначении таких штевней высказывались разные мнения. Вряд ли их использовали в качестве тарана, так как доски корпуса тонкие, толщиной всего лишь 15 мм, об этом же говорит и общая форма штевней. Вероятнее всего, двойной штевень играл роль защитного при высадке на берег и поддержки при креплении культовых символов.


Рис. 18. Конструкция штевня.
1 — удлиненный планцирь; 2 — штевневая доска; 3 — штевневый брус; 4 — планширь; 5 — верхняя доска обшивки; 6 — шов; 7 — нижняя доска обшивки; 8 — днищевая доска; 9 — накладка; 10 — внешняя штевневая доска; 11 — защитный штевень.

Для движения ладьи использовали гребки, которые имели относительно узкую лопасть — шириной от 50 до 95 мм (рис. 19). Для управления служили два свободных рулевых гребка с шириной лопатки 215 мм. Длина рулевых гребков — около 1,45 м, а остальных — в среднем 1,70 м.


Рис. 19. Рулевой гребок и гребки с ладьи из Хьертшпринга.

На ладье имелось 20 мест для гребцов. Масса команды из 25 человек и снабжения составляла 2200 кг, из расчета 90 кг на человека, включая оружие. Сама ладья, по оценке исследователя Йоханессена, весила 530 кг, а по оценке Тиммермана, экстраполировавшего массу по модели, выполненной в 1/10 натуральной величины, — 700 кг. При водоизмещении 2800 кг осадка хьертшпрингской ладьи составляла 0,32 м, а высота надводного борта — 0,46 м.

Ладья из Хьертшпринга имеет сходство с ладьями свионов, которые описал Тацит, и с судами на ряде наскальных рисунков.

Примечания

[15] Вместо ранее применявшегося термина «железо» в работе применяется термин «сталь». Железо в современном немецком техническом языке означает химический элемент или технически чистое железо. Сталью же называют все сплавы железа с углеродом и в том числе с малым содержанием его (менее 1,7%). В то время сталь в небольших количествах производилась в горнах сыродутным способом, т. е. прямо из железной руды, и большей частью она имела малое содержание углерода. Многочисленными перековками из крицы по возможности удаляли шлак и превращали ее в единый кусок металла, правда, с характерными многочисленными шлаковыми вкраплениями. Железа в то время было очень мало, оно было очень ценным, и из него даже делали украшения. — Прим. автора

Судно из Нидама

В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки под руководством С. Энгельгарда, в ходе которых были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось — это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп (рис. 20–24).

В процессе работ Энгельгард и его сотрудники вначале натолкнулись на дубовую лодку, полностью разрушенную при жертвоприношении. Расстояние между шпангоутами у нее составляло 1,05 м. Для весел имелись только петли, а не уключины. Из-за сильных разрушений пришлось отказаться от восстановления лодки, тем более что опыта реконструкции судов тогда еще не было.

18 августа 1863 г. сотрудники Энгельгарда обнаружили судно из Нидама. Параллельно ему лежала еще одна лодка, выполненная из сосны, которая к концу октября была расчищена. После снятия эскизов с обшивочных досок, положенных внакрой и скрепленных стальными заклепками, а также клампов на киле и бортовых досках, уключин по борту и штевней, конструкция которых до сего времени не ясна, эта лодка была снова засыпана. Позже она погибла во время датско-прусской войны 1864 г.


Рис. 20. Судно из Нидама.

Рис. 21. Кормовая оконечность и руль.

Рис. 22. Носовая оконечность.

Рис. 23. Модель судна из Нидама.

Судно из Нидама относится ко второй половине IV в. При датировке значительную роль сыграли восемь бронзовых булавок для одежды — фибул, найденных на судне вблизи форштевня.

Болото вблизи Нидама, как выяснилось, было местом приношения жертв в течение почти трех столетий. Особенно многочисленные находки были сделаны в 1863 г. и позднее, спустя 30 лет, было обнаружено 106 мечей, 552 наконечника копий, 70 стальных и бронзовых умбон для щитов, древки стрел и копий, а также многочисленные украшения.

Судно, пролежав столько времени в болоте, распалось. Дубовые доски обшивки лежали отдельно друг от друга, а от шпангоутов остались только отдельные части. Поэтому интересны реконструкции этого судна, выполненные С. Энгельгардом в 1865 г., X. Шетелигом и Ф. Йоханессеном в 1930 г. и X. Акерлундом в 1961 г., которые опубликовали свои чертежи. Из них наиболее важен чертеж Йоханессена. Основные размерения судна из Нидама (рис. 25): максимальная длина 22,85 м, максимальная ширина 3,26 м и высота борта 1,09 м.

На открытом судне предусмотрено 30 мест для гребцов. Устройство для несения паруса отсутствовало, судя по остойчивости судна, оно и не могло бы нести парус.

Судно построено на килевой доске длиной почти 15 м и шириной в середине 0,56 м. Собственно киль, вырезанный из этой доски, имеет ширину 180 мм, а высоту только 20 мм (рис. 26). Посредине килевой доски между 10-м и 11-м шпангоутами находилось небольшое сквозное отверстие, закрытое от попадания морской воды деревянной пробкой, через которое спускали накопившуюся воду, когда судно вытаскивали на берег. Оконечности килевой доски имели ширину всего 280 мм. К ним при помощи двух деревянных нагелей и горизонтальной накладки, приложенной снизу, крепили штевни (рис. 27).

Оба штевня, изготовленные из дуба, почти одинаковы; хорошо сохранившийся форштевень, выполненный из одного куска дерева, имеет длину около 5,4 м. В нижней части штевень обработан так, чтобы к нему можно было приклепывать доски обшивки (рис. 28).


Рис. 24. Внутренняя часть судна из Нидама.

Рис. 25. Чертёж судна из Нидама.

Рис. 26. Килевая доска судна из Нидама с клампами и шпангоутом; на виде сверху шпангоут отсутствует.

Рис. 27. Горизонтальная накладка для соединения киля (1) со штевнем (2).

Обшивка выполнена внакрой — в клинкер: с каждой стороны имеется пять досок (рис. 29). Доски обшивки изготовлены из дуба, не имеют сучков и при длине 20 м и ширине свыше 0,5 м цельные. Только верхний пояс является составным. На хорошо сохранившемся левом борту стык приходится между 13-м и 14-м шпангоутами. Доски притыкаются друг к другу под прямым углом, и скрепляет их только усиленный планширь (рис. 30).

Доски перекрывают друг друга на 70 мм. Стальные заклепки с клинк-шайбами (четырехугольные шайбы) установлены на килевой доске на расстоянии 150 мм, на верхних поясах — через 160–180 мм, а вблизи штевней — через 110 мм. Для заделки щелей между досками применялась шерсть, пропитанная клейкой массой.

Килевая доска, да и прочие доски имели клампы, выполненные как одно целое с доской (см. рис. 26). К клампам привязаны 19 шпангоутов, которые устанавливали только после завершения сборки обшивки. Реставрационные работы показали, что шпангоуты, вплоть до 3-го, были выполнены из одного куска сосновой кокоры (кривули) и имели различное поперечное сечение (рис. 31). На верхней доске (рис. 32) — только один кламп, к которому привязан шпангоут; одновременно этот кламп служил опорой для банки, крепившейся, вероятно, деревянными нагелями. Гребные банки дополнительно имели вертикальные опоры, установленные на шпангоутах.


Рис. 28. Поперечный разрез штевня с креплением обшивочных досок на заклёпках.

Рис. 29. Мидель-шпангоут судна из Нидама.

Рис. 30. Стык двух половин верхней обшивочной доски и его крепление.

Рис. 31. Поперечные сечения 12, 15, и 17-ого шпангоутов вблизи килевой доски.

К верхней доске обшивки были привязаны уключины, изготовленные из сучков-вилок (рис. 33). Уключины имели отверстия, через которые проходил кожаный ремень, удерживавший весло.

Для управления судном на правом борту висел большой руль длиной около 3,3 м с головкой особой формы (рис. 34). Как соединялся руль с судном, неясно. Возможно, он удерживался только тросом, закрепленным на одном из шпангоутов и проходившим сверху через планширь, иначе бы руль был совершенно свободным.

Найденные весла имели длину от 3,05 до 3,52 м (рис. 35).


Рис. 32. Верхние пояса обшивки со шпангоутом и клампами. (На рисунке отсутствует банка, которая накладывалась на верхний кламп и крепилась двумя деревянными нагелями)

Рис. 33. Уключина, вырезанная из сучка-вилки.

Рис. 34, 35. Дубовый руль длиной 3,3 м и весло судна из Нидама.

На судне были обнаружены камни, что вызвало недоумение. Первоначально их приняли за балласт, но он нужен был бы судну из Нидама при плавании по воде. Балласт же из камней общей массой почти 1000 кг на судне, находящемся на берегу, был явно лишним. Поэтому предположили, что найденные камни как-то связаны с жертвоприношением. Такое судно в свое время представляло очень большую ценность, поэтому церемония его погребения была не совсем обычной. Вероятно, на дотянутое до болота судно были погружены камни, к ним добавили оружие и другие жертвенные дары. Затем к штевням привязали канаты, при помощи которых судно затянули в болото, где оно при открытом отверстии на килевой доске под грузом камней медленно затонуло.

Собственную массу судна из Нидама Йоханессен оценивает в 3300 кг, а Тиммерман по модели в 1/10 натуральной величины — немногим более 3900 кг. Полезный груз, т. е. масса экипажа из 50 человек с оружием и продовольствием, должна была составлять почти 5000 кг. При полной массе 8800 кг осадка судна равнялась 0,5 м, а высота надводного борта — почти 0,6 м. Происхождение судна из Нидама, представлявшего военную добычу и найденного на месте поселений англов и саксов, до конца не выяснено.

 

Судно из Квальзунда

Земледелец Иоганн Квальзунд и его сын Яков в июне 1920 г. при нарезке торфа нашли шпангоуты, весла и другие детали судна. Они сообщили об этом в Музей мореплавания в Бергене. При последующих раскопках в Квальзунде — на маленьком острове с распространенным норвежским названием Херо, находящемся в Херо-Ульфстенс-фиорде, южнее Бергена, X. Шетелиг раскопал и другое судовое имущество. Оно лежало вместе с камнями, нарубленными ветвями и немногочисленными деревянными предметами в открытом болоте, позднее покрывшемся торфом. Детали принадлежали двум судам, которые до затопления в болоте были разбиты и частично сожжены. Несмотря на это, исследователю Ф. Йоханессену удалось изготовить чертежи обоих судов. Модель большого судна, так называемого судна из Квальзунда, с типичными высокими штевнями высотой почти 4 м, в настоящее время находится в бергенском Музее мореплавания.

Оба найденных судна относятся к V–VIII вв. н. э.

По реконструкции судно из Квальзунда (рис. 36) имеет общую длину 18 м, наибольшую ширину 3,2 м и высоту в средней части, включая киль, — 0,9 м. К Т-образному килю при помощи горизонтальных накладок прикреплены штевни (рис. 37).


Рис. 36. Чертёж судна из Квальзунда.

Рис. 37. Часть киля с горизонтальной накладкой для крепления штевня.

Доски обшивки наложены внакрой и скреплены друг с другом и с килем стальными заклепками. Все они, включая планширную доску, выполнены из дуба.

Доски составные — их ширина от 0,24 до 0,30 м, толщина в средней части 25 мм, а на концах 15 мм. На досках имеются клампы, изготовленные как одно целое с доской. Планширь, выполненный вместе с верхней доской-поясом, изготовлен из ели и имеет в верхней части толщину 30 мм, а несколько ниже — 65 мм; вместе с килем он обеспечивал продольную прочность судна (рис. 38).


Рис. 38. Поперечное сечение массивной планширной доски судна из Квальзунда.

Шпангоуты, изготовленные из целых штук сосновых кокор, внешней гладкой стороной опирались на клампы и были связаны с ними, начиная от первой до шестой доски (рис. 39). Седьмая доска и уже связанная шестая скреплялись со шпангоутам деревянными нагелями. Планширная же доска соединялась со шпангоутами стальными нагелями с клинк-шайбами. Прочность имеющихся 11 шпангоутов усиливали установленные на них банки с вертикальными поддержками — пиллерсами. В носовой и кормовой частях судна находилось по одному «переборочному» шпангоуту, установленному наклонно.


Рис. 39. Мидель-шпангоут судна из Квальзунда.

Изогнутые штевни судна были реконструированы Йоханессеном, который использовал в основном найденные обгорелые остатки удлиненной части планширной доски. Поэтому современная реконструкция штевней остается спорной. Но, безусловно, для постройки штевней применялись естественно изогнутые части дерева (рис. 40).


Рис. 40. Часть украшенной доски, подходящей к штевню, который сохранился после пожара. Послужила Ф. Йоханессену основой для его реконструкции.

Судно из Квальзунда имело не более 20 весел. На планшире уключины-скармы крепились при помощи трех деревянных нагелей и имели отверстия для крепления весел.

Длина весел, изготовленных из ели, около 3,10 м (рис. 41). Дубовый руль длиной 2,54 м (рис. 42) висел в кормовой части на правой стороне против «переборочного» шпангоута. Так же, как на судах викингов, построенных позднее, с судном его соединял крепежный трос, проходивший через деревянный конус, опиравшийся на внешнюю сторону обшивки. В головке руля имелось вертикальное продолговатое отверстие для румпеля.


Рис. 41, 42. Весло и руль судна из Квальзунда.

На судне не было устройства для паруса, хотя остойчивость его была достаточной для несения большого паруса, однако малая высота надводного борта — от 0,5 до 0,6 м — препятствовала парусному вооружению (рис. 43–45).


Рис. 43. Модель судна из Квальзунда.

Рис. 44. Носовая оконечность.

Рис. 45. Кормовая оконечность и руль.

Одновременно были найдены и остатки лодки-ладьи (рис. 47), построенной аналогично судну. Ладья длиной 9,56 м и шириной 1,5 м имела места для четырех гребцов. Характерно, что усиленная планширная доска доходила только до «переборочных» шпангоутов. Уключины на планшире закреплены деревянными нагелями. Клинкерная обшивка выполнена на стальных заклепках. С их помощью она также соединялась со штевнями и килем. На досках обшивки имелись плоские клампы, выполненные как одно целое с ними. К клампам при помощи деревянных нагелей крепились шпангоуты (рис. 46).

Судно и ладья из Квальзунда являются ранними судами викингов. Они уже имели киль, усиленную планширную доску, «переборочные» шпангоуты и узкие составные доски обшивки. Наконец, на них шпангоуты соединялись с обшивкой нагелями; на ладье подобным образом выполнены все соединения.


Рис. 46. Мидель-шпангоут ладьи из Квальзунда. Справа показан способ его крепления к обшивке.


Рис. 47. Чертёж ладьи из Квальзунда.

 

 

Судно из Усеберга

8 августа 1903 г. арендатор одной из крестьянских усадеб в Усеберге отправился к профессору Г. Густавсону в Осло, который читал лекции по доисторической эпохе в университете и руководил историческим музеем. Густавсон, праздновавший в этот день свое пятидесятилетие, услышал от арендатора о большом кургане в усадьбе, в котором тот натолкнулся при раскопках на очень старое судно. Уже в том же году были проведены пробные раскопки, которые подтвердили слова арендатора. После интенсивных приготовлений в июне 1904 г. в Усеберге начались раскопки, продолжавшиеся до поздней осени. 5 ноября была откопана последняя доска обшивки судна, а через три дня пошел первый снег. Перед наступавшей зимой раскопки были закончены (рис. 48).


Рис. 48. Часть носовой оконечности на судне. (На заднем плане профессор Густавсон.)

Но приступить к реставрации судна из Усеберга сразу не удалось. По норвежским законам судно принадлежало владельцу усадьбы в Усеберге, который потребовал за него такую сумму, которую музей выплатить не мог. Чтобы воспрепятствовать объявленной продаже судна за границу, норвежский парламент принял закон о запрещении вывоза археологических ценностей из страны.

Наконец судно из Усеберга было куплено влиятельным владельцем соседнего имения и, «как оно там лежит», подарено музею. Найденные остатки судна после раскопок хранились в сарае, и руководство по сложной реставрации возглавил Ф. Йоханессен. В настоящее время реконструированное судно из Усеберга выставлено в музее в Осло-Бигдё.


Рис. 49. Крепление мачты на судне.

При раскопках Г. Густавсон выяснил, что до него в находившуюся в середине судна гробницу через носовую часть судна проникли грабители и, оставив 14 деревянных лопат и трое носилок, унесли все предметы, изготовленные из благородных металлов. Однако до кормы судна грабители не добрались. Там Густавсон нашел оборудованный камбуз с двумя котлами для приготовления пищи, сковороды, ложки, ножи, топоры и неповрежденную ручную мельницу для размола зерна. Кроме того, в гробнице были найдены предметы, предназначавшиеся для женщин, а именно: большой прядильный станок и два малых, пригодных для изготовления лент, обломки выдолбленных ящиков и деревянных ведер, остатки шерстяной материн и шелковых лент, а также остатки ковра.

В гробнице находились два женских скелета, возраст которых был определен 50 и 30 годами. Старшая, вероятно, была королевой Асой. Это соответствует Инглинг-саге, в которой Снорри Стурлусон в XIII в. описал историю Осло-фиорда с районами Остфоллем и Вестфоллем.

О судьбе королевы Асы сага гласит: «Гудрёдом звали сына Хальфдана, который после него стал королем. Его жену звали Алфхильд. У них был сын Олаф. Когда Алфхильд умерла, Гудрёд послал своих гонцов в Агде (Юго-Западную Норвегию) к королю, который там правил. Его звали Харальд Ротлип. Гонцы должны были просить отдать его дочь Асу королю в супруги, но Харальд им отказал. Гонцы вернулись обратно и сообщили королю об отказе.

Вскоре после этого Гудрёд вышел в море с большим войском и прибыл в Агде. Войско пришло совершенно неожиданно и высадилось на берег. Ночью оно достигло усадьбы короля Харальда. Когда последний обнаружил, что против него стоит враг, он вышел к неприятелю с теми людьми, которых имел при себе. Произошла битва, но слишком неравными были силы, и Харальд и его сын Гирд погибли.

Король Гудрёд захватил большую добычу. Он увез дочь короля Харальда Асу с собой и сыграл с ней свадьбу. Она имела от него сына по имени Хальфдан. Осенью, когда Хальфдану был один год, король Гудрёд отправился на «кормление» по стране. Он прибыл на своем судне в Штифтлезунд. Там был большой пир, и король сильно выпил. Вечером, как стемнело, он пошел с судна. Когда король находился на конце сходни, к нему подбежал человек, пронзил его своим копьем, и он умер. Человека сразу же убили. На следующее утро, когда рассвело, его узнали — это был слуга королевы Асы. Она не отрицала, что слуга действовал по ее совету… После смерти отца королем стал Олаф. Он страдал болезнью ног и умер от этого. Его похоронили в холме в Гьёрстаде».

Далее сообщается, что вскоре после рождения внука Харальда Прекрасноволосого, который в 872 г. установил свое господство над всей Норвегией, королева Аса умерла в возрасте около 50 лет. Поэтому вполне вероятно, что в Усеберге похоронена королева Аса, а в Гокстаде — король Олаф, так как там при раскопках был найден скелет хромого мужчины, страдавшего подагрой.

В гробнице на судне были найдены также остатки небольшой четырехколесной повозки и четверо саней. Все они имели тонкую резьбу, покрытую красками, которые после раскопок быстро поблекли. В носовой части судна сотрудники Густавсона под толстым слоем камней нашли разбитые сосуды для воды, весла и якорь. Позади мачты лежал такелаж и комплект весел. Рядом с судном были обнаружены скелеты 10 лошадей, запряженных по двое, и четырех собак.


Рис. 50. Реставрированное судно из Усеберга.

Рис. 51. Форштевень судна из Усеберга. Верхняя часть штевня с изображением головы дракона (реконструирована Ф. Йоханессеном по найденным остаткам). Жирной линией (1) показана граница сохранившейся части судна из Усеберга.

Рис. 52. Часть обшивки судна из Усеберга и его поперечное сечение. Сечение проходит через стык досок и место соединения шпангоута с обшивкой. Видно, что кламп, изготовленный как одно целое с доской, в месте соединения со шпангоутом имеет особую форму. Специфична и форма шпангоута.

Рис. 53. 11-ый шпангоут судна из Усеберга. Мидель-шпангоут, удалённый от него на две шпации (9-ый шпангоут), имеет для крепления мачты изогнутый вверху бимс, в то время как на других шпангоутах бимсы прямые. Большие деревянные вилки, установленные на 7-ом и 10-ом шпангоутах, при гребле поддерживали шпирты.

Вероятно, судно из Усеберга до погребения, которое состоялось в 850 г., некоторое время не использовалось по назначению. На это указывают новые, но изготовленные в разное время весла.

Само судно богато украшено резьбой. В исландских сагах о подобных, но на два столетия позже построенных судах писалось: «Было договорено, что ни один из них (из жителей) не смеет иметь судно большее, чем у ярла, и никто, кроме него, не смеет украшать свое судно. Это необходимо, чтобы никто не завидовал другому, что имеет судно, лучше снабженное людьми или лучше украшенное. Йон Фус должен был построить ярлу судно для плаваний… Там находилось судно, которое Йон Фус построил. Оно имело 35 «отделений» (вероятно, 35 банок или шпаций) и было построено очень тщательно и полностью отделано: все украшающие доски и вымпела покрыты золотом, многие места также украшены. Судно было самым прекрасным творением своего рода».

Судно из Усеберга имело только 15 «отделений». Судя по связям, оно не было приспособлено для суровых плаваний в открытом море.

Главные размерения судна: наибольшая длина 21,44 м, наибольшая ширина 5,10 м и высота борта, включая киль, 1,58 м (рис. 49–50).

Высокие штевни судна были покрыты тонким слоем земли и поэтому истлели. Только детали головы дракона были найдены вблизи носовой части судна (рис. 51). Исследователи предполагают, что корма заканчивалась хвостом дракона, выполненным в той же манере.

Изготовленный из дуба корпус имел на каждом борту 12 поясов обшивки толщиной около 20 мм и шириной от 230 до 340 мм (рис. 53), Десятый пояс был выполнен так, что одиннадцатый стоял почти вертикально. Верхний, двенадцатый, пояс, который, как и одиннадцатый, состоял из досок толщиной около 30 мм, снаружи имел сосновую планку шириной приблизительно 80 мм, прикрепленную нагелями к борту судна на отстоянин от него 20 мм. В щели этой планки могли быть укреплены щиты. Клинкерное соединение досок обшивки крепилось стальными заклепками с клннк-шайбами. Нижние пояса судна из Усеберга имели особо выполненные клампы, к которым были привязаны шпангоуты специфической формы (рис. 52).

Верхние пояса к шпангоутам крепились нагелями. Шпангоуты доходили только до десятого пояса. Выше стояли бимсы, кницы которых поддерживали два верхних пояса обшивки. Доски палубы лежали свободно на бимсах или были укреплены нагелями из тиса.

В двенадцатом поясе имелось 15 отверстий для весел — весельных портов, диаметром от 90 до 110 мм. От отверстий шли прорези, выполненные наискосок вперед, через которые можно было пропустить лопасть весла, так что все весла, в том числе и передних банок, могли быть вставлены в весельные порты изнутри. Порты закрытий не имели. Весла, изготовленные из ели, длиной от 3,7 до 4 м были слишком коротки, чтобы их можно было использовать для гребли.

На судне из Усеберга имелись мачта и парус. Крепление мачты, которую, можно было поднимать в море, было довольно слабым (см. рис. 49, 50). Парусное вооружение и крепление руля (сбоку судна) было таким же, как на судне из Гокстада. Установленные на 7-м и 11-м шпангоутах большие деревянные вилки (см. рис. 53) служили для укладки шпиртов (шестов для выноса шкотовых углов паруса на ветер).

Некоторые детали судна из Усеберга изготовлены уже с высокой степенью судостроительного искусства, которое в полной мере демонстрирует более крепкое и приспособленное для плаваний в открытом море судно из Гокстада, построенное, вероятно, позднее судна из Усеберга.

 

Судно из Гокстада

На небольшом крестьянском дворе в Гокстаде находился большой погребальный холм диаметром свыше 50 м, прозванный королевским. Он, хотя и был вспахан, возвышался примерно на 4 м. В январе 1880 г. сыновья крестьянина, чтобы развеять зимнюю скуку, начали искать сокровища, побужденные к этому также известиями о находках в Норвегии. От деревенского торговца, интересовавшегося археологией, об этом узнал Н. Николайсен — архивариус музея в Осло. У него уже был опыт раскопок судов. Так, в 1850 г. в Борре, удаленном от Гокстада на 30 км и находящемся в верхней части Осло-фиорда, в погребальном холме, сносимом для получения гравия, он откопал сильно поврежденное судно длиной 15 м с клинкерной обшивкой. Позже, в 1865 г., он принимал участие в раскопках в Туне, которыми руководил профессор Риг. К сожалению, от судна из Туне сохранилась лишь часть, примыкавшая к килю (рис. 54).


Рис. 54. Мидель-шпангоут судна из Туне, реконструированный вплоть до бимсов выставлены их реконструкции.

Раскопки в Гокстаде начались в мае 1880 г. Отсутствие в течение двух месяцев дождей способствовало быстрому продвижению работ. Приходилось лишь часто обливать водой деревянные детали судна, чтобы сохранить их от высыхания. В процессе раскопок, проводившихся вдоль бортов судна, вначале были обнаружены скелеты 12 подкованных лошадей и 6 собак. Одна из собак имела ошейник из бронзы, а другая — из стали.

Само судно стояло в яме глубиной около 1 м, вырытой в глинистой почве. Его поддерживали многочисленные горизонтальные балки. Внутри судно вровень с бортами было заполнено синей глиной, покрывавшей судно и снаружи. Выступавшие из глины мачты, а также верхние части фор- и ахтерштевней не сохранились.

Рис. 55. Часть игральной доски, найденная в гробнице.

Рис. 56. Гробница из брёвен на судне из Гокстада.

Выстроенная на судне гробница (рис. 56) оказалась уже разграбленной. В сообщениях о раскопках упоминаются найденные части деревянного ложа, которое, например у германцев, начало входить в обиход только с 750 г., и часть игральной доски, одна сторона которой похожа на доску для игры в шашки, а другая, с линиями, — для игры мюле (рис. 55). В гробнице Николайсен нашел скелет мужчины ростом 1,8 м в возрасте свыше 50 лет, который, по-видимому, страдал подагрой и был хромым. Согласно Инглинг-саге, это был король Олаф.

Предназначенное для погребения судно было снабжено веслами, парусом, якорем и провиантом, как для долгого плавания. Оно имело даже особую сходню (рис. 57) для перехода на берег. На судне имелись три лодки, которые во время плавания обычно буксировали. На борту находился также шатер, шесты которого были украшены резьбой и завершались головами драконов и, как щиты, раскрашены черной и желтой красками. На планшире висели, перекрывая друг друга, 32 щита из дерева диаметром около 1 м. Большие и малые сосуды из дерева, медный котел для варки пищи, стальной котел на трех ножках, чаши, блюда и тарелки из дерева, а также деревянные сани дополняли снабжение. При раскопках были найдены также пуговицы и застежки из бронзы, свинца или позолоченного серебра. Неожиданной оказалась находка павлина, кости которого и остатки перьев лежали в районе кормы.


Рис. 57. Дубовая сходня длиной около 7,4 м.

Рис. 58. Судно из Гокстада.

Рис. 59. Модель судна из Гокстада.

Рис. 60. Чертёж судна из Гокстада.

Рис. 61. Реконструированный штевень судна из Гокстада, находящегося в музее в Осло-Бигдё.

Рис. 62. Крепление пробки для заделки отверстия от сучка (вид с внутренней стороны судна).

После окончания раскопок судно из Гокстада, разделенное на две части, было перевезено на берег реки, находящейся приблизительно в километре от места раскопок и впадающей в Осло-фиорд, а оттуда на рыбачьем судне в Осло.

Реставрированное судно из Гокстада выставлено в музее в Осло-Бигдё.

Полагают, что судно из Гокстада построено приблизительно в 850 г.

Чертежи выставленного судна, выполненные независимо друг от друга Колином Арчером, известным конструктором полярного судна «Фрам», и директором судостроительной фирмы Бломом, отличаются незначительно. Проблематичной осталась лишь форма несохранившихся штевней. Н. Николайсеном при реконструкции судна им была придана возможная форма (рис. 61), которая была реализована в соответствии с опубликованными рисунками. Штевни в действительности могли быть и уже, и длиннее, и выше, чем на нашей модели, чтобы на них удобнее было ставить обычные для судов викингов головы животных (рис. 58 и 59).


Рис. 63. Мидель-шпангоут судна из Гокстада.

Рис. 64. Второй шпангоут судна из Гокстада.

Н. Николайсен опубликовал чертежи судна из Гокстада (рис. 60). Главные размерения его: наибольшая длина 23,3 м, наибольшая ширина 5,20 м и высота борта посредине судна, включая киль, 2,10 м (В разных источниках размеры его, так же как и судна из Нидама, расходятся).

Судно из Гокстада построено на мощном киле Т-образной формы. Киль длиной свыше 17 м и высотой в середине 370 мм, как и большинство других судовых деталей, выполнен из дуба. К концам его с помощью вертикальной накладки прикреплялись штевни. Сама же накладка крепилась двумя рядами мощных стальных нагелей, как и на судне из Усеберга. В сагах часто описываются и штевни, состоявшие из трех частей.

Головы зверей и их хвосты — символические украшения судов викингов — не являлись постоянными частями судового набора, как на судне из Усеберга: при плавании их снимали и ставили только при подходе к берегу[16]. Обшивка судна из Гокстада состояла из 16 поясов на каждом борту. Доски длиной до 7 м в местах стыков соединялись накладками. При постройке судна использовали и доски с сучками: сучок удаляли и вместо него ставили пробку (рис. 62).

Для изготовления досок в районе штевней старались подбирать дерево, имеющее естественную кривизну. Обшивка положена внакрой и скреплена стальными заклепками. Диаметр заклепок — 10 мм, диаметр их головок — приблизительно 25 мм; с внутренней стороны судна, как на судах из Нндама и Квальзунда, перед расклепыванием положены четырехугольные клинкшайбы. Расстояние между заклепками — около 185 мм — Для уплотнения швов между досками проложен шнур, скрученный из шерсти в три нитки и пропитанный смолой.

Пояс, прилегавший к килю, как и сам киль, был без клампов и без прямой связи со шпангоутами, протянувшимися до десятого пояса. Второй-восьмой пояса в средней час



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: