Мише было предложено тестирование, состоящее из комплекса стандартных заданий на выявление степени сформированности навыков ( по типу ABBLS).




Увеличение количества просьб

- Миша просит перерыв или говорит «все», «перерыв»

- Миша просит помощи

 

Поведения слушателя

- Миша понимает простые односложные инструкций (сядь, иди, встань. Иди к маме, дай, покажи, итд)

- Миша различает стимулы (названия бытовых предметов, животных, овощей, фруктов).

 

Игровая деятельность

- Миша играет в подвижные игры (море волнуется раз)

- Миша играет в игрушки (пластилин, кубики, лего, машинка)

 

Развитие речи

–Миша расширяет репертуар наименований и признаков (такт)

- Миша овладевает бОльшим репертуаром просьб (манд)

 

 

Поведенческие задачи на данный момент:

Поведение: Когда Миша: приходит в комнату для занятий, Миша издает звуки: ааааа, ыыыыы, уууууу. Поведение сопровождается плачем (на лице мальчика появляются сопли, слезы), частым попеременным топаньем обеими ногами. Мальчик садится на пол. Мальчик делает машущие движения правой рукой и кричит пока-пока 2-11 раз. Начало эпизода наступает, когда Миша начинает издавать звуки ааа, ыыыы, ууу придя в класс или по пути в класс за 2-3 метра до него или находясь на занятии (за столом). Эпизод длится 5-7 минут. При этом интенсивность и высота звуков и плача не меняется. Эпизод считать законченным, когда ребенок с помощью встает с пола и с помощью мамы или инструктора подходит к столу и садится на стул, а издаваемые звуки прекращаются. Следующий эпизод начинается, когда Миша начинает издавать звуки ааа, ууу, ыыы в условиях нахождения в комнате занятий или при подходе к ней.

При условии работы поведенческого аналитика два раза в неделю Миша в тех же условиях молча направляется к столу или к инструктору. После фразы инструктора. Что мы сегодня будем делать, направляется к карточкам для составления визуального расписания. Вместе с инструктором составляет визуальное расписание и молча садится за стол или направляется к другому объекту, необходимому для занятий. Фон – 0. Поведение при условии начала работы 10 декабря и при работе инструктора в центре 2 раза в неделю, при условии занятия по визуальному расписанию дома 5 раз в неделю, поведение должно появиться 10.02.2018 (в 9 случаев из 10)

 

 

Во время занятия, при подаче инструкций (покажи, сделай, найди, разложи, положи, принеси, скажи), Миша тянется к предметам, лежащим на столе или на плоскостях на расстоянии не более 1 м (стул с лежащей игрушкой), берет их в руки и кидает. Поведение сопровождается звуками ааа-ыыы-ууу, плачем. Начало эпизода наступает. Когда Миша начинает тянуться к предмету и бросает его. Поведение заканчивается, когда все предметы оказываются на полу или когда тьютор останавливает его. Следующий эпизод наступает, когда Миша тянется к предмету и бросает его.

 

 

При условии работы поведенческого аналитика два раза в неделю, ребенок в этих же условиях, те при подаче инструктором инструкции (покажи, сделай, найди, разложи, положи, принеси, скажи)

ИЛИ при выполнении задания,

ИЛИ при наличия Сд, вызывающего поведение, не приводящее к получению желаемого поощрения) (неработающий компьютер – не включается?? –Миша не может играть; пазл – не ставит правильно пазл на место – нет целой картинки; куртка – не может застегнуть – нет одобрения, что он ее надел),

 

- Миша произносит помоги, как?

- Или берет карточку «перерыв» и дает ее инструктору

- Или/и говорит «все, перерыв».

Фон – 0. Поведение при условии начала работы 10 декабря и при работе инструктора в центре 2 раза в неделю, при условии введения карточки «перерыв» дома, при работе с мандом «помоги» поведение должно появиться 10.02.2018 (в 8 случаев из 10 Миша будет просить перерыв или помощь социально приемлемым способом.

 

Поведенческая задача 3 необходима к решению в данный момент, так как успешность Миши, а также создание для него положительной среды во многом зависит от понимания речи, в частности инструкций во время урока, позднее при генерализации навыка в естественной среде.

Во время занятия при подаче инструкции (сядь, дай, иди, встань) Миша выполняет названное движение самостоятельно, без подсказки физической частичной либо полной. Фон – 2 из 10 на 20 ноября 2017. При условии работы тьютора 2 раза в неделю по 20 минут и работе дома по 20 минут 5 раз в неделю поведение появится к 20 мая 2018.

 

 

5.1 То, что не вошло в поведенческие задачи. Но вошло в общий план работы (долгосрочные цели)

Оценивание навыков

В первую очередь было проведено собеседование с родителями Миши. Выяснилось, какими навыками он владеет в самообслуживании, что могло бы стать мотивационной деятельность и мотиватором. Выяснилось, каковы ожидания мамы относительно будущего Миши.

Мише было предложено тестирование, состоящее из комплекса стандартных заданий на выявление степени сформированности навыков (по типу ABBLS).

Также с Мишей было проведено три ознакомительные сессии, когда мама взаимодействовала с ним в помещении класса, затем инструктор играл с ним, занимался совместной деятельностью, просто наблюдал за его перемещениями.

 

Результаты тестирования кратко отражены в графе «описание клиента».

 

 

7 Описание тренингов.

 

Условия проведения каждого занятия (оговаривается с тьюторами, со всей командой, работающей с Мишей).

На постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов. Стремимся использовать не только пищевые поощрения, стремимся расширять репертуар поощрений, начинать подключать игрушки, например. Используем:

· Метод множественного тестирования – в свободном доступе. Здесь Миша сам выбирает из коробки поощрений предмет. В коробке поощрений должны быть те предметы, которые Миша уже знает, как использовать (для этого учим навыкам игры, поведения с игрушками). Если мы добавляем новый предмет, то для начала надо провести одиночное тестирование.

· Методы выбора из двух – для определения более мотивационного поощрения для текущего занятия.

Во время занятий при желательном поведении поощряем Мишу, стремимся к тому, чтобы начало действовать социальное поощрение. Для этого вначале совмещаем его с пищевым подкреплением. Даем, например, сухарик и говорим: Молодец! Никогда не поощряем, если во время выполнения задания возникло нежелательное поведение. Поощрение должно быть соразмерно заданию. За выполненное упражнение хвалим или даем небольшое пищевое подкрепление. За выполненный блок заданий можно наградить игрой на планшете.

Во время занятий даем Мише выбор (из 2-3 предметов): какой карандаш ты хочешь, какой пазл соберем сейчас. Итд.

Следим за сложностью заданий. Если видим, что Миша систематически не выполняет задание, надо пересмотреть протокол, понять, есть ли у Миши все необходимые навыки для его выполнения (мелкая моторика итд). Стремимся к успешности выполнения заданий.

Подсказки постепенно должны быть убраны.

Проведение тренингов с родителями будет включать в себя следующие темы:

- почему происходит поведение, в том числе нежелательное (стимул – поведение – подкрепление)

- что такое подкрепление (в нашем понимании поощрение – не обязательно поощрение, поощрением мб все, что угодно при определенных обстоятельствах)

- почему должна работать АБА программа (потому что мы работаем со стимулами, которые влияют на поведение, а также правильно подбираем подкрепление. Не подкрепляйте нежелательные реакции)

- как себя вести при возникновении поведения (реактивные методики, неподкрепление нежелательных реакций, единство в работе всей команды, настойчивость)

- целостность плана

- работа команды

 

Тренинги с тьютором кроме вышеперечисленного будут включать в себя обучение следовать протоколам (см Приложение Протоколы).

Все тренинги будут включать ролевые игры (например, как научить Мишу просить помощи: планшет не включается, тьютор изображает Мишу. Реакции разные – в том числе нежелательные. Научить маму реагировать.

 

8. Ожидаемые результаты

Ожидается, что в процессе работы стимулы, которые вызывали нежелательное поведение Миши (трудные непонятные задания, неопределенность в планировании дня) будут постепенно заменяться на положительные стимулы – удачно выполненное задание, за которое Миша получает поощрение. Данная цепочка позволит добавлять новые задания и осваивать новые навыки.

Я ожидаю, что визуальное расписание также будет способствовать развитию речи Миши.

Ожидается, что Миша сможет посещать групповые занятия, где он будет сотрудничать (он уже сможет понимать инструкции и просить помощи при выполнении заданий).

В случае неудачи, неуспешного освоения программы необходимо пересмотреть протоколы с целью выявления:

- правильно ли подобрано поощрение (возможно поощрение «надоело» - пресыщение или просто перестало быть поощрение)

- правильно ли выполняется протокол, нет ли поощрения нежелательного поведения, нет ли всплеска, вследствие гашения нежелательного поведения

- проверить, насколько устойчивы приобретенные навыки, проверялись ли они в других условиях, не в классной комнате.

- проверить, насколько хорошо ребенок будет работать с другим тьютором

- проверить, не возникает ли у ребенка зависимость от подсказок, верно ли они предоставляются, правильный ли уровень подсказки, не слишком ли сложно, не слишком ли просто выполнить задание

- проверить выполнение реактивных методик.

 

9. Непредвиденные обстоятельства

Сложность в выполнении данной программы – слаженные действия всей команды. Так, по моим наблюдениям, мама дает слишком много внимания мальчику во время проявления нежелательного поведения. Когда он плачет, например, мама кидается к нему, обнимает, говорит «Ты мой маленький». При кидании вещей мама может смеяться, улыбаться. Ей это весело. Пока сложно ей объяснить, что ее действия приведут к усилению нежелательного поведения.

Также сложность я вижу в генерализации навыка. Будут ли дома заниматься визуальным расписанием или карточкой «перерыв».

Я вижу сложность в подборе поощрения для этого клиента. Так как у него проблемы с распознаванием речи, социальное поощрение в виде похвалы не является наиболее эффективным. Игрушки также не являются мотивационными. Потребуется много работы, чтобы игрушки и одобрения стали поощрением, однако, будем стремиться к этому, соединяя их с приятными для Миши стимулами (пищевыми, планшет итд).

Так как поощрений мало, они могут перестать становиться таковыми. Проблема в поиске мотивационной деятельности становится очевидной.

 

10. Заключение.

Мной была разработана программа для Миши, мальчика 6 лет с диагнозом РАС. Работа проводилась в рамках прикладного анализа поведения и включала в себя такие стадии, как

- сбор информации о клиенте в ходе прямых и непрямых методов исследования (интервью, прямое наблюдение, сбор ДПП)

- определение нежелательного поведения, а также его параметрирование при помощи метода количество.

- ФА и выработка альтернативного поведения

- разработка программы с учетом имеющихся навыков, а также с опорой на имеющуюся литературу

- разработка поведенческих задач

- разработка методик и протоколов

- разработка тренингов

- определение возможных сложностей

 


 

Приложение.

 

Форма 1

Интервью с мамой

 

Поведение: истерика при приходе на занятие; кидание предметов

 

Социальные аспекты

1. Почему вы считаете, что Мише нужна помощь поведенческого аналитика? Работали ли вы с поведенческими аналитиками, если да, то работали ли с этим поведением?

2. Какие диагнозы есть у ребенка? Какие врачи его наблюдают?

3. Как ребенок общается с детьми и взрослыми?

4. Как часто ребенок плачет, топает ногами дома. При каких обстоятельствах?

5. Как на это реагируют родители?

 

 

Навыки

6. Как ребенок общается с вами, с окружающими. Как выражает различные эмоции?

7. Как вы считаете, насколько он понимает речь, просьбы, команды?

8. Как Миша выражает просьбы, недовольства. Как он просит помощь?

9. Сколько слов составляется во фразу?

10. Какая деятельность вызывает сложность, гнев, плач?

11. Навыки самообслуживания

12. Как он играет?

13. Как занимает себя в свободное время?

Ожидания

14. Каковы ожидания родителей по поводу будущего Миши?

15. Каковы планы на обучение Миши

16. Какие вы видите сложности?


 

Форма 1

Бланк.

 

Поведение 1: Миша плачет, топает ногами при входе в класс

Поведение 2 Миша кидает предметы на уроке

 

Метод - количество

 

Дата                  
Поведение 1                  
Поведение 2                  

 

 

Инструкция по заполнению

1. Поставить дату наблюдения

2. В графе поведение 1 отметить галочкой каждый эпизод, когда в течение пребывания в центре Миша, входя в комнату для занятий или в зону для занятий показывает поведение плач, топанье ногами, кричит пока-пока, садится на пол

3. В графе Поведение 2 указать галочкой каждый эпизод, когда Миша кидался карточками, пазлами и другими предметами во время занятий

4. Подсчитать количество каждого поведения


 

 

ДПП Форма

Поведение 1: Миша плачет, топает ногами при входе в класс

Поведение 2 Миша кидает предметы на уроке

Дата Начало Место До Поведение После
Окончание Присутствующие Что произошло непосредственно перед началом поведения Опишите, что именно ребенок сделал Что произошло после поведения?
           
           
           
           
           
           


Поведенческая задача:

Во время занятия при подаче инструкции (сядь, дай, иди, встань) Миша выполняет названное движение самостоятельно, без подсказки физической частичной либо полной

 

Чек лист

Дата:
Инструкции: 1) сядь 2) встань 3) топни ножкой 4) похлопай в ладошки 5) беги (побежали) 6) Стой! 7) --- 8) ---- 9) ----


Пример Протокола

 

 

Протокол

Следование инструкциям

Цель протокола: обучить Мишу следовать инструкциям

Имя инструктора: Таганова Татьяна

Дата написания протокола:

Дата начала работы по протоколу:

Дата произведенных изменений в протоколе:

 

Материалы: Стул, игрушки,

До работы: продумываем инструкции. Сначала 5, потом добавляем инструкции

 

Режимы поощрений: при правильно выполненном задании хвалим мишу, при выполнении всего блока заданий - пищевое поощрение

 

 

Шаг Материалы Действия инструктора Ответ ученика
  Стул, Инструкции: 1. Сядь 2. Встань, 3. Топни ножкой 4. Похлопай в ладошки 5. Беги (побежали) Инструктор дает Мише инструкцию. При верном ответе: поощрение (см.режим поощрения) Если ученик не приступает к заданию, при введении инструкции осуществляется полная физическая подсказка. Инструктор говорит: сделай сам и дает ту же инструкцию.     Если ученик, выполняя задание, совершает ошибку (показывает не то движение), проводим коррекцию ошибки: даем инструкцию еще раз, предлагаем подсказку. От большей. Понижение уровня – три правильных ответа подряд на одну и ту же инструкцию.   Повышение – три неверны реакции по одной и той же инструкции.   Далее даем инструкцию по другим действиям   Подсказки: Полная физическая Частичная физическая - направляем ребенка Жестовая     Ученик выполняет инструкцию
  Стул, Инструкции: 1. Сядь 2. Встань, 3. Иди 4. Топни ножкой 5. Похлопай в ладошки 6. Беги 7. Стой! 8. Подними ручки 9. Повернись 10. Помаши ручкой Инструктор дает Мише инструкцию. При верном ответе: поощрение (см.режим поощрения) Если ученик не приступает к заданию, при введении инструкции осуществляется полная физическая подсказка. Инструктор говорит: сделай сам и дает ту же инструкцию.     Если ученик, выполняя задание, совершает ошибку (показывает не то движение), проводим коррекцию ошибки: даем инструкцию еще раз, предлагаем подсказку. От большей. Понижение уровня – три правильных ответа подряд на одну и ту же инструкцию.   Повышение – три неверны реакции по одной и той же инструкции.   Далее даем инструкцию по другим действиям   Подсказки: Полная физическая Частичная физическая - направляем ребенка Жестовая   Ученик выполняет инструкцию
  Добавляем инструкции: Присядь Ручки на головку Ручки на бочек Похлопай по (коленям, ножкам) Инструктор дает Мише инструкцию. При верном ответе: поощрение (см.режим поощрения) Если ученик не приступает к заданию, при введении инструкции осуществляется полная физическая подсказка. Инструктор говорит: сделай сам и дает ту же инструкцию.     Если ученик, выполняя задание, совершает ошибку (показывает не то движение), проводим коррекцию ошибки: даем инструкцию еще раз, предлагаем подсказку. От большей. Понижение уровня – три правильных ответа подряд на одну и ту же инструкцию.   Повышение – три неверны реакции по одной и той же инструкции.   Далее даем инструкцию по другим действиям   Подсказки: Полная физическая Частичная физическая - направляем ребенка Жестовая   Ученик выполняет инструкцию
  Материалы: машинка, стул Добавляем инструкции с предметами и окружающими объектами: Дай машинку Возьми машинку Дай маме Сядь на стул Встань со стула Постучи по стулу Инструктор дает Мише инструкцию. При верном ответе: поощрение (см.режим поощрения) Если ученик не приступает к заданию, при введении инструкции осуществляется полная физическая подсказка. Инструктор говорит: сделай сам и дает ту же инструкцию.     Если ученик, выполняя задание, совершает ошибку (показывает не то движение), проводим коррекцию ошибки: даем инструкцию еще раз, предлагаем подсказку. От большей. Понижение уровня – три правильных ответа подряд на одну и ту же инструкцию.   Повышение – три неверны реакции по одной и той же инструкции.   Далее даем инструкцию по другим действиям   Подсказки: Полная физическая Частичная физическая - направляем ребенка Жестовая   Ученик выполняет инструкцию
         
         

 

Генерализация навыка: проводим занятия с разными людьми в разных условиях

выбираем режим поощрения: сначала поощряем каждый эпизод, потом каждый третий, четвертый

ищем новые поощрения

 

Протокол пересматривается если новое поведение не появляется, если данные фона не меняются в течение месяца.

 


 

Протокол

Миша просит помощи

Цель протокола: обучить Мишу просить помощь

Имя инструктора: Таганова Татьяна

Дата написания протокола:

Дата начала работы по протоколу:

Дата произведенных изменений в протоколе:

 

Материалы: паззлы, ботинок со шнурком, планшет

1. Создаем ситуацию, Миша не может завершить задание (включить планшет, завязать шнурок)

2. Предлагаем задание Мише

3. При возникновении паузы инструктор смотрит на Мишу и говорит: помочь? Скажи Помоги.

4. Если Миша повторяет, мы ему помогаем выполнить и даем поощрение.

5. Если Миша не повторяет, инструктор произносит надо сказать, помоги.

6. Стремимся к убиранию инструкции «скажи: помоги».

7. Уровни подсказки: - скажи: помоги (стимул для экоика) (миша повторяет)

- помочь? (Миша отвечает как, помоги)

- жестовая – взгляд на Мишу (Миша говорит как? Помоги)

От большей к меньшей. Критерии понижения уровня – пять раз подряд Миша дал верную реакцию. Повышения уровня – три раза подряд Миша не дает реакцию.

 

Генерализация: проводим занятия не только на уроку, но и дома.


Протокол

Обучение визуальному расписанию

Цель протокола: обучить Мишу просить помощь

Имя инструктора: Таганова Татьяна

Дата написания протокола:

Дата начала работы по протоколу:

Дата произведенных изменений в протоколе:

 

Материалы: подписанные карточки с изображением Урок, перерыв, планшет, гулять, домой, сюрприз

 

1. Миша приходит в класс. Инструктор говорит: что мы будем делать, давай составим расписание.

2. Инструктор встает позади Миши и направляет его к карточкам. Карточки лежат в той последовательности, в какой мы выстраиваем план дейстий. Сначала делаем короткие расписания 3-4 карточки.

3. Инструктор стоит за Мишей и говорит. Что мы делаем сначала?

4. Миша указывает на карточку урок, если нет – предоставляется физическая подсказка

5. Инструктор говорит: а потом

6. См пункты 4-5

 

Поощрения – сначала поощряем каждое помещение карточки на расписание.

 

Подсказки – от большей к меньшей:

- полная физическая

- частичная физическая

- жестовая

- вербальная

 

Понижение уровня – Миша собрал цепочку 3 раза подряд. Повышение – Миша ошибся три раза подряд.

 

Во время урока: по завершении этапа мы показыываем Мише расписание и говорим у нас закончилось что? Урок, потом, указывая на следующую карточку: а сейчас что? Прерыв итд

 

Генерализация навыка:

1) Пользуемся визуальным расписанием не только на уроке, но и дома. Для этого готовим карточки, например мыть руки, есть, убирать со стола, итд.

2) Убираем поощрения за каждую верно помещенную карточку. Поощряем выполненную цепочку.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: