Конфликт - это столкновение интересов, сторон, мнений и сил. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Конфликты являются неотъемлемой частью взаимодействия людей. Социальная психология сосредотачивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой - на выделение частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.
М.Дойч предложил дифференцировать конфликты по характеру его последствий:
деструктивные (ведущий к рассогласованию взаимодействия, его расшатыванию, увеличению негативных установок, наращиванию предубежденности против другой стороны участников) и конструктивные, или продуктивные (порождается различием точек зрения на какую-либо проблему, способы ее решения, его результатом является нахождение оптимального решения исходной проблемы)
В зависимости от уровней взаимодействиясторонв конфликте различают следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые,внутриорганизационные.
Внутриличностный конфликт. Данный тип конфликта возникает в результате несоответствия поставленных перед работником задач внутренним мотивам его поведения. Этот тип конфликта может проявляется в период адаптации работника на новой работе или при организационныхпеременах.
|
Межличностный конфликт. Данный тип конфликта возникает между работникамифирмы либо на основе несовместимости их целей и намерений, либо на основе культурных различий(различий вценностях, знаниях, опыте).
Конфликт между личностью и группой. К такому типу конфликта приводитнеприятие кем-либо из членов рабочей группы (новичком, новатором или "бунтарем") норм и правилгруппы.
Межгрупповой конфликт. Такого рода конфликт развертывается либомежду подразделениями фирмы (в этом случае он называется также внутриорганизационным конфликтом), либо между группами работников фирмы на основе различий их членства в ней. Этоконфликты между администрацией и наемными работниками, между собственниками и руководствомфирмыи т. п.
Внутриорганизационные конфликты могут происходить между разными структурными подразделениями фирмы, например, между линейными и функциональными управленческими подразделениями.
Для регулирования конфликта важно знать процессуальную сторону его протекания. В протекании конфликта разделяют четыре стадии, каждая из которых имеет свои фазы
1. Предконфликтная стадия представлена двумя фазами - депривации и напряженности. Депривация (в переводе с лат. - потеря, лишение) - это состояние неудовлетворенности, вызванное несоответствием между ожидаемым и полученным объемом благ. Важной характеристикой в определении состояния депривации играет уровень притязаний, под которым понимается представление человека о том, на какой объем благ он может рассчитывать.
|
Напряженность - это состояние взаимодействия между работниками и группами, характеризующееся возбудимостью и ослаблением или утратой привычных, регуляторов поведения. Для фазы напряженности характерно,что стороныконфликта воспринимают окружающую средукрайне субъективно и искаженно.
2. Конфликтная стадия. Фазы этой стадии конфликта развертываются в такой последовательности:
• в какой-то момент появляется повод, позволяющий превратить предконфликтную стадию в стадию конфликта;
• участники конфликта"осознают" противника и свои с ним противоречия;
• участники конфликта формулируют целиборьбы и проводят оценку и мобилизацию ресурсов;
• участники конфликта начинаютпредпринимать действия по достижению своих целей и блокированию целей противника (вданной фазеконфликт становится открытым и его дальнейшее развитие во многом определяетсявнешней средой,прежде всего - позицией руководства фирмы);
• в какой-то моментв фазе открытых действий происходит важный перелом - участники конфликта проводят переоценку мотивов, целей,возможностей как своих, так и противника;
• в результате переоценки стороны делают выборв отношении дальнейшего поведения. Выбор возможен из трех вариантов:
1) обострение борьбы «до победы»;
2) смягчение форм борьбы;
3) поиск способов разрешения конфликта.
3. Стадия разрешения конфликта. На этой стадии происходят изменение объективной ситуации и субъективная перестройка противников, которая при полном разрешении конфликта превращает их враждебные отношения в партнерские.
|
4. Послеконфликтная стадия протекает в зависимости от характера разрежения конфликта и принятия руководством фирмы стратегии управления конфликтами.
Если конфликт был подавлен силовыми методами, то вполне вероятно его воспроизведение. В этом случае его не следует оценивать как завершенный. Действительное разрешение конфликта означает, что целенаправленными действиями руководства фирмы окончательно устраняются противоречия интересов и целей конфликтующих сторон и их отношения становятся уважительными и продуктивными.
Ссылка на материал
https://studopedia.ru/14_5529_vidi-vzaimodeystviya-kooperatsiya-i-konkurentsiya.html
Основная использованная литература
1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).
2. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»)