Понятие и виды административных наказаний.




Понятие административной ответственности

 

Выполнила: студентка группы 3ПСО25

Шангареева Алия

Проверил:Смирнов А.В.

 

Стерлитамак 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и основные черты административной ответственности.

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

3 Понятие и виды административных наказаний.

 


Введение

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
1. Понятие и основные черты административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

1) административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок;

3) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности —только физические лица;

4) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания; за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.[1]

5) административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

6) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;

7) привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим

административное наказание в течение установленного срока — одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

8) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.
2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Это понятие охватывает основные признаки административного

правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);

б) противоправность;

в) виновность;

г) ответственность (наказуемость).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда. Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя. Административный проступок обладает меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. «Степень общественный опасности — вот тот критерий, — подчеркивает А. Е. Лунев. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения.

Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

О б ъ е к т о м являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения;мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

О б ъ е к т и в н а я с т о р о н а заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — повторность, длящееся нарушение. Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ —проживание гражданина РФ без удостоверения личности или без регистрации).

С у б ъ е к т а м и административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста. Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности.

Понятие и виды административных наказаний.

Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Основными видами административных наказаний являются:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Законодательством РФ, т. е. федеральными законами, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания. Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, остальные — только в качестве основных.

Рассмотрим виды административных наказаний.

Предупреждение — мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме и влечет за собой такие юридические последствия, как и все другие административные наказания. Устное предупреждение не является административным наказанием, а является мерой предупредительного характера.

Административный штраф — это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной: 1) минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) на момент окончания или пресечения правонарушения; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции. Штраф не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о несостоятельности

(банкротстве), а также за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в РФ иностранных работников, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Возмездное изъятие орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектомсовершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.Возмездное изъятие охотничьего оружия и боеприпасов и других

дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться

к лицам, для которых охота или рыболовство является основным

законным источником средств к существованию.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником. Ограничения этой меры сводятся к тому, что конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискуется именно определенный предмет, а не имущество, что отличает эту меру от меры уголовного наказания. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения:

— подлежащих в соответствии с федеральным законам возвращению их законному собственнику;

— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Наказание назначается судьей.

Лишение специального права — права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:

— управления транспортным средством в состоянии опьянения,

— оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является;

— уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию. Наказание назначается судьей.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток.

Административный арест не может применяться:

а) к беременным женщинам;

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

в) к лицам, не достигшим 18 лет;

г) к инвалидам 1_й и 2_й групп.

Непосредственное исполнение административного ареста осуществляют сотрудники специальных приемников органов внутренних дел.

Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ запределы России, а в случаях, предусмотренных законодательствомРФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранныхграждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случаесовершения иностранным гражданином или лицом без гражданстваадминистративного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.

Наказание назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Субъектами правонарушения являются лица: а) осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;

б) члены совета директоров;

в) индивидуальные предприниматели;

г) арбитражные управляющие.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, который ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Другим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г.

№ 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» установлено, что МВД РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12КоАП РФ)159 заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных

объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности назначается

судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления

деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: