Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.
Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Тень это то, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути. С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.
Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
Типы личности
Вне всякого сомнения, одним из самых значительных вкладов Карла Юнга в развитие психологии можно считать, даже не его весьма необычную личностную парадигму, а его воззрения на то, как личность человека взаимодействует с миром, а точнее, какими способами это происходит.
Интроверсия и Экстраверсия.
По типу отношения к миру Юнг выделил две разновидности ориентации, это интроверсия и экстраверсия и, следовательно, два типа людей с преобладанием той или иной ориентации: экстравертов и интровертов.
В основе классификации лежит принцип доверия или недоверия к внешнему миру. Юнг выделял экстравертов и интровертов. Для интроверта ценность внутреннего мира выше, а также выше степень доверия к нему. Таким образом, интровертные намерения и цели идут от субъекта, а в иерархии ценностей, внутренняя необходимость всегда будет выше внешней. Ценностная оценка внешнего мира происходит в основном с точки зрения внутренней реальности (проекция). У интровертов выражена тенденция к избеганию внешнего мира.
Экстраверт, очевидно, стремится к внешним объектам и субъектам и обстоятельствам, которые влияют на внешние факторы. Для него более характерен фокус на внешнем мире и в иерархии значимости чаще перевешивают эти факторы. В силу перечисленных причин, внешний мир оказывает на экстраверта куда более сильное влияние, также экстраверты более склонны к подчинению требованиям внешнего мира, то есть в большей степени принимают во внимание внешние обстоятельства.
Психологические функции личности.
Юнг выделяет четыре основные функции, это ощущение (восприятие действительности при помощи органов чувств.), мышление (познание и логические умозаключения), чувство (субъективная оценка значимости тех или иных объектов сознания) и интуиция (это функция восприятия материала бессознательного).По аналогии с интроверсией и экстраверсией, в рамках сознания одного индивида может быть представлена только одна доминирующая функция, остальные играют компенсаторную роль и берут на себя функцию основной в условиях невозможности ее проявления в полной мере. Тем самым выделяются следующие тип личности:
— мыслительный (рациональный) тип.
— чувствующий тип.
— ощущающий тип.
— интуитивный тип.
Современное состояние
Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.
Вывод
Таким образом, теория личности Юнга, развитая в его обширных сочинениях и соотносимая с широким кругом феноменов, оказывается одним из самых замечательных достижений современной мысли. Оригинальность и смелость мысли Юнга имеет немного аналогов в науке последнего времени, и никто, за исключением Фрейда, не открыл больше путей в то, что Юнг называл "душа человека". Вероятно, с возрастанием в западной культуре, среди молодежи особенно, склонности к интроверсии, феноменологии, медитации, мистицизму, оккультизму, экспансии сознания, индивидуации, трансцендированию, единству и "самоосуществлению", Юнг окажется лидером этого "революционного" движения. Очевидно, что сегодня больше студентов положительно относятся к Юнгу, чем несколько лет назад. Его популярность начинает превышать популярность Фрейда. Без сомнения, его идеи требуют самого пристального внимания со стороны любого студента, изучающего психологию.