МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ




1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?

2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Чтонового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.

3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребуетот первоклассника решение любой из задач?

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

2) В слоге два звука. Какие это звуки?

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько вслове слогов? Назовите такие слова.

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почемуколичество слогов в словах разное.

4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесногоударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.

5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материалекоторых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи(используйте для этого методические рекомендации к букварямили учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» изсписка основной учебной литературы).

7. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разныхбукварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощьюсхем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работысо звуковыми моделями букваря.

8. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звуковогоанализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах?Почему?

Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.

Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.

 

 

Ответы:

Задание 1. "С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники в подготовительный период обучения грамоте?"
Ответ: 1) речь 2) предложение 3) слово 4) слог 5) ударение 6) звук 7)гласный 8)согласный 9) буква 10) слияние гласного и согласного

На примере букваря Горецкого(школа России) и Азбуки Климановой можно сказать, что последовательность введения фонетических понятий в этих букварях неодинакова. Горецкий сначала знакомит школьников с понятиями устная и письменная речь, затем предложение и слово, слово и слог, слог и ударение, звуки, гласные и согласные, а после идет изучение алфавита. Климова сначала вводит школьников в мир общения, знакомит детей понятием «слово», затем звуки(гласные, согласные, твердые и мягкие), слова и слоги, ударение, слово и предложение, затем как и у Горецкого начинается изучение алфавита.

 

Задание 2. В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, которая произносится на одном выдохе. Дети учатся делить слова на слоги и вместе с тем, они учатся читать по слогам. Так же хочу отметить важное правило, которое школьники знают с начальных классов: «сколько в слове гласных, столько и слогов»

 

Задание 3. Целью использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач является усвоение знаний о слоге. Для решения данных задач школьник должен знать, что такое слог, из чего он состоит, как определить сколько слогов в слове

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный? (чтобы ответить на данный вопрос, ребенок должен знать, что количество слогов равно количеству гласных в этом слове, следовательно, если в слоге один звук, то он гласный)

2) В слоге два звука. Какие это звуки? (опираясь на знания, что в слоге всегда есть гласный звук, ребенок должен сделать вывод, о том, что если в слоге два звука, то один гласный, другой согласный)

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных? (сказано, что слог один, значит максимальное количество гласных звуков – один, следовательно остальные два звука согласные)

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова. (Слогов в слове столько, сколько и гласных, один гласный – один слог. Пример: сыр, дуб, жук, гусь, лес)

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов? (Слово, состоящие из двух звуков не может иметь два согласных, следовательно, в нем присутствует один гласный звук, опираясь на правило о количество слогов, делаем вывод, что в слове один слог)

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное. (Слово КОТ состоит из двух согласных звуков и одного гласного, а слово МЯУ состоит из одного согласного звука и двух гласных, опираясь на правило «сколько в слове гласных, столько и слогов», делаем вывод, что в слове КОТ один слог, в слове МЯУ два слога.

Задание 4. Азбука Климановой, стр. 56 «Ударение в слове»

 

Задание 5. Азбука Климановой, «Мир полон звуков» стр. 42

 

Букварь Горецкого, стр. 13 «Звуки в окружающем мире»

 

Понятие звука

– Ребята, прислушайтесь к шуму за окном. Что вы слышите?

- Правильно. Кто-то слышал пение птиц, а кто-то шум от машин.

- А сейчас я предложу вам аудиозапись.

(Различные звуки природы)

- Что вы слышите?

- Какие звуки?

- Правильно, это шум дождя.

Отодвинуть стул.

- Что я сейчас сделала?

- А что случилось, когда я подвинула стул?

- Что вы услышали?

- Да, все, что вы сейчас услышали: и пение птиц, и шум от машин, и шум дождя, и шум от стула, все это – издаваемые звуки.

Слог состоит из звуков.

– Что мы произносили, кто мы с вами разговаривали?

Вывесить картинку «аист».

- Посмотрите на картинку! Кто это?

- Составим схему этого слова.

- Сколько слогов в этом слове? Подставим ладошку к подбородку и произнесем это слово.

- Сколько слогов?

- Какой 1-й слог?

- А 2-й?

- Определи, какой слог ударный?

- Что нам нужно сделать, чтобы определить, какой слог ударный?

- Позовем слово.

- Какой слог ударный?

- А какой это слог по схеме?

- Значит куда мы должны поставить ударение?

 

- Итак, слово тоже состоит из звуков.

- Послушайте, как я произнесу слово «аист». [а-и-с-т]

- А теперь произнесём все вместе и при каждом произнесении загибаем пальчик.

- Какой звук вы услышали первым?

- Загибаем пальчик.

- Какой звук услышали 2?

- Загибаем пальчик.

- Какой звук услышали 3?

- Загибаем пальчик.

- Какой звук услышали 4?

- Загибаем пальчик.

- Итак, из скольких звуков состоит слово «аист»?

- Все, что мы с вами произносим тоже состоит из звуков.

 

Задание 6.

Схематическое обозначение звуков в азбуке Климановой (Гласные звуки – красный кружок, согласные – синий кружок с линией посередине, мягкие звуки – зелёный кружок с волнистой линией)

 

 

Схематическое обозначение звуков в букваре Горецкого (Красный цвет обозначает гласный звук, синий – твердый согласный, зелёный – мягкий согласный)

 

 

Как мы видим, у разных авторов разные схемы, но обозначают они одно и то же, наглядное представление о звуках(гласные, согласные, твердость, мягкость, ударение), деление на слоги

 

Задание 7.

Для звукового анализа из данных слов могут быть предложены: ветер, куклы, радость, рука, сахар, суп, улитка (эти слова не вызовут у ребенка затруднений, так как они пишутся так же, как и произносятся)

 

Для звуко-буквенного анализа подходят слова: колобок, лошадь, мороз (звуковой состав данных слов отличается от их написания, т.е колобок [к а л а б о к], лошадь [л о ш а т'], мороз [м а р о с])

 

Не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах слова: ель, ключ, маяк, ягода (так как эти слова содержат в себе буквы, обозначающие два звука, для учащегося начального звена работа с такими слова трудна)

 

Образцовый ответ первоклассника при проведении звукового анализа слова «Рука»

 

В слове РУКА два гласных звука, значит в этом слове два слога. В этом слове 4 звука [р у к а] изображаем схему: Первый звук Р, он согласный и твёрдый, обозначаем его на схеме синим цветом , второй звук У, он гласный, обозначаем красный цветом , третий звук К, он согласный и твердый, обозначаем синим цветом , четвертый звук А, он гласный, обозначаем красный цветом, также он ударный, отметим сверху, вот как выглядит схема звукового анализа слова «РУКА»

 

Образцовый ответ первоклассника при проведении звуко-буквенного анализа слова «Мороз»

 

Запишем данное слово, поделим на слоги и поставим ударение МО-РО́З, выпишем все буквы этого слова в столбик, после каждой буквы поставим тире и рядом с каждой буквой, в квадратных скобках напишем соответствующий звук, дадим характеристику каждому звуку. Подведем черту и подсчитаем количество букв и звуков в данном слове

 

М – [м] – согласный, твердый, звонкий

О – [а] – гласный, безударный

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий

О – [ó] – гласный ударный

З – [с] – согласный, твердый, глухой

 

5 букв, 5 звуков

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: