Объектом дисциплины «товароведение» являются лишь материальные товары.




Объекты товарного менеджмента. Основополагающие характеристики товара, составляющие его потребительскую стоимость: ассортиментная, качественная и количественная. Взаимосвязь между ними и стоимость товара

Объект товарного менеджмента — системы менеджмента качества потребительских товаров и процессов их товародвижения. В связи с этим товарный менеджмент и товароведение оперируют одним и тем же объектом.

Товар – это объект купли и продажи, и средство удовлетворения потребностей потребителя. Товар выступает как один из объектов коммерческой деятельности.

Объектом дисциплины «товароведение» являются лишь материальные товары.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой деятельности направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (например, хранение, транспортировка, подготовка товара к продаже, и так далее в зависимости от вида товара).

Характеристика-совокупность отличительных свойств, признаков предметов или явлений.

Товары как объекты товароведческой деятельности имеют 4 основополагающих характеристики:

· Ассортиментная - это совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товара, определяющих их функциональное или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные различие одного вида или наименование товара от другого.

· Качественная - это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика близка к ассортиментной, так как есть назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важной является безопасность и экологичность. Качественная характеристика является решающей для потребителя или для выявления предпочтений. Эта характеристика активно взаимодействует с количественной.

· Количественная - это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности товара определенного в размерах и зачастую, при создании потребительских предпочтений, к менее значимых, чем ассортиментные качества. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

· Стоимостная

Первые три характеристики носят название «товароведных характеристик», они удовлетворяют реальные потребности, именно они определяют потребительскую ценность товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей, именно поэтому продукция становится товаром.

Потребительская ценность товара выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

Функции товара проявляются в процессе купли и продажи, а с другой стороны – когда они удовлетворяют наши потребности.

· Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей, благодаря присущим ему основополагающим характеристикам товара.

· Маркетинговая функция товара реализуется через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей с теми удовлетворенностями потребителя удовлетворяет потребительские предпочтения и конкурентноспособность товара, что, в конечном счете, влияет на стимулирование сбыта.

· Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли и продажи. Для этого товар должен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы операции товародвижения должны быть организованы с учетом свойств товаров (например, сохраняемость, безопасность и т.д.) Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, которая включает доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товара.

· Правовая функция товара заключается в том, что с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, а с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральный закон, стандарты, технические условия и так далее), а также положением договора.

· Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль, поэтому любая организация должна определить свою ценовую политику и стратегию ценообразования для каждого товара – не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и правовой функции.

 


2. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, спо­собы предупреждения и устранения

" Под пересортицей товаров понимается появление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования. Причинами ее возникновения могут быть как отсутствие порядка приемки и хранения товаров на складе, а также порядка документооборота, так и недостаточный внутренний контроль движения товаров и халатное отношение материально ответственных лиц к своим обязанностям и т.п.".

Пересортица возникает в том случае, когда был выдан один сорт товара, а в учете было отражено выбытие товара другого сорта. В результате в учете возникла ошибка - товары одного сорта числятся в излишке, а товаров другого сорта, ровно на это количество, недостает (недостача).

Следует отметить, что слово "пересортица" указано в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова, 1992 г., но его значение, на мой взгляд, приведено не точно: "Перевод товаров из одного сорта в другой".

Суть пересортицы можно показать на примере

Организация розничной торговли провела инвентаризацию товаров на складе. По данным бухгалтерского учета на складе должно было быть:

Мука высшего сорта - 10 кг.

Мука 1-го сорта - 10 кг.

По данным инвентаризации, на складе фактически обнаружено:

Мука высшего сорта - 9 кг.

Мука 1-го сорта - 11 кг.

Приведенное выше расхождение и есть пересортица - недостача муки одного сорта перекрывается излишком муки другого сорта. Скорее всего, причина пересортицы в том, что муку высшего сорта выдали в количестве 10 кг., но 1 кг. такой выданной муки был отражен в учете, как мука 1 сорта.

 

Правила признания в учете пересортицы указаны в п. 5.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49:

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в государственных (муниципальных) учреждениях - на уменьшение финансирования (фондов).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Возникают пересортицы по разным причинам:

1) отсутствует порядок приемки и хранения материальных ценностей на складе;

2) нарушается порядок документооборота;

3) не осуществляется на должном уровне внутренний контроль движения материальных ценностей;

4) материальные лица халатно относятся к своим обязанностям.

Инвентаризационная комиссия должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы можно проводить в виде исключения:

1) за один и тот же проверяемый период;

2) у одного и того же материально ответственного лица;

3) в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах (письмо Минфина РФ от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217).

Таким образом, проводить взаимный зачет недостач излишками идентичных (однородных) товаров или материалов недопустимо.

Нельзя зачесть недостачу масла в счет излишков маргарина или недостачу бензина в счет излишков дизельного топлива и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: