Поздний цветочно-фруктовый натюрморт




Расцвет натюрморта во Фландрии связан с чувством любви к природе и жизни, которое свойственно фламандским художникам. Фламандские натюрморты писались для парадных залов во дворцах и замках. Главной чертой работ фламандских мастеров является декоративная выразительность.

Искусство Голландии и Фландрии — двух частей единой исторической области Нидерландов — близко и в то же время заметно различается. Различия эти лежат в области психологии, религии, быта. Голландия, в конце XVI века выигравшая освободительную войну с испанскими Габсбургами, — страна мореплавателей и ученых. Католическая Фландрия, оставшаяся после Нидерландской буржуазной революции и Восьмидесятилетней войны за независимость под властью испанской короны, — страна с традициями крупных художественных центров, богатых монастырей и нищеты основного населения.

Натюрморт здесь совсем иной, нежели на севере. Его, пожалуй, главная отличительная черта — декоративная выразительность. В отличие от голландцев, фламандские мастера писали натюрморты не для уютных интерьеров, не для частных, нередко даже крестьянских, домиков, а для украшения парадных залов во дворцах и замках или трапезных монастырей.

Натюрморт как отдельная отрасль выделился около 1600 года.. Впервые разнообразные предметы заняли место на картине не в силу придававшегося им символического смысла, а исключительно из-за собственной красоты и живописности.Наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мёртвой рыбой и битой дичью в голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц, и даже птиц и зверей[5].

Разновидности натюрморта

Цветочный натюрморт

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07

АмброзиусБоссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618

Цветочный натюрморт одним из первых выделился в самостоятельный поджанр. Как и прочие жанры той эпохи, он отражал реальные черты жизни голландцев XVII века, в частности, их увлечение цветоводством и садоводством.

При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота и редкость. Как правило, цветы рисовались с натуры, поскольку ценилась точность и достоверность изображения. Цветочные натюрморты ценились очень высоко и даже могли использоваться как дорогой подарок на государственном уровне.

К пионерам жанра относится фламандский художник Ян Брейгель Старший (1568—1625). Самый ранний из дошедших до нас цветочных натюрмортов Брейгеля датируется 1606/07 годом. Известно, что для написания своих работ Ян Брейгель специально приезжал из Антверпена в ботанический сад Брюсселя, чтобы иметь возможность рассмотреть и зарисовать различные цветы.

В числе первых голландских художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший. Для его творчества характерны вытянутый вертикальный формат картин, многоярусное расположение цветов с чередованием крупных и мелких растений а так же встраивание букета цветов в нишу и изображение рядом с вазой мелких животных[14].

Основателем целой династии мастеров натюрмортов с цветами и фруктами был АмброзиусБосхарт Старший (1573—1621). В династию входили три сына (Йоханнес, Абрахам и Амброзиус), два шурина (Йоханнес и Балтасарван дер Асты) и зять (ИеронимусСвертс).

Произведения АмброзиусаБосхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего..

Среди сыновей Босхарта наиболее ярко талант художника проявился у ЙоханнесаБосхарта (1610/11 — после 1629). Отличительные черты его творчества — расположение предметов по диагонали картины и матово-металлический колорит.

 

«Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)

Флорисван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615

Наряду с цветочным натюрмортом в Голландии XVII века развивается и набирает всё большую популярность ещё одна разновидность натюрморта — изображение накрытых столов (в свою очередь подразделяющаяся на так называемые «банкеты» и «завтраки».

Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для голландцев продукты: сыр, ветчину, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах стало появляться всё больше характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан яств: дичь, вино, пироги.Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины.

Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон.

Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса. В своих картинах он использовал повышенную точку зрения, позволявшую охватить взглядом весь стол.

Значительной фигурой этого вида натюрмортной живописи был Флорисван Дейк, также родом из Харлема. Сохранились четыре принадлежащих его кисти натюрморта, представляющие собой типичные «сервированные столы». Центром картин ван Дейка была пирамида из сыров, задний план растворялся в дымке.

Композиции в жанре «накрытых столов» создавал также Хансван Эссен.

РулофКутс из Харлема применял приём нарочитой небрежности: тарелка или нож на его картинах наполовину свисали с края стола.

Тональный натюрморт

ВиллемКласХеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

Особая разновидность натюрморта — так называемый тональный, или монохромный натюрморт — сложилась в Харлеме в 1620—30 годах. Во главе нового направления стояли художники Питер Клас и ВиллемКласХеда. В их творчестве натюрморт эволюционировал от роскошных «банкетов» к скромным «завтракам», от праздничной торжественности и строгого порядка — к интимности и живописному «беспорядку»[29].

Художники: ПитераКлас

ВиллемКласХеда В его натюрмортах стол и предметы сервировки выдержаны в оливково-серых тонах, зачастую контрастирующих с белизной скатерти; отдельными цветовыми акцентами служат лимон, ветчина или корочка пирога.
Многие предметы, изображённые на натюрмортах Хеды, олицетворяют «суету сует»: разбитые бокалы, опрокинутые таццы, пустые раковины устриц. Трапеза окончена, и в этом следует видеть аллюзию на бренность всего земного[35].

Тип монохромного «завтрака», созданный Класом и Хедой, стал широко распространяться в Голландии 1630—1640-х годов.

«Кухонный» натюрморт

Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Отчасти сохраниласьтрадиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей.ФлорисванСхотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта)

В отличие от художников, изображавших кухню зажиточного бюргера с её чистотой и порядком, Франсуа Рейкхалс (после 1600—1647) писал бедные крестьянские кухни, тщательно выписывая предметы обстановки. В более позднем своём творчестве Рейкхалс обратился к жанру «роскошного» натюрморта[44].

Более 60 работ посвятил теме кухонного натюрморта и другой известный мастер «роскошных» натюрмортов — ВиллемКалф.

«Рыбный» натюрморт

Родиной натюрморта с рыбами стала Гаага. Близость Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи — картин с изображением рыб и морских животных[45]. Ещё одним центром «рыбного» натюрморта стал Утрехт, несмотря на удалённость этого города от морского побережья[46].

Основоположниками этого вида натюрморта были Питер де Пюттер, Питер ванСхайенборг и Питер ванНорт.

«Суета сует» («учёный», или «философский» натюрморт)

Якоб де Гейн Младший. «Vanitas». 1603

Давид Байи. Автопортрет с символами «суеты сует». 1651

Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas » («суета сует» — аллюзия на Экклезиаста). Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании[52]. Предшественниками жанра считаются так называемые mementomori, аллегорические изображения, известные со времён Средневековья и призванные напоминать о бренности и преходящести всего земного. Так, вначале на надгробьях, а позднее и на реверсе заказных портретов было принято изображать человеческий череп[53][54].

Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду, игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри, и т. д. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует». Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности,

Первый дошедший до нас натюрморт XVII века, относящийся к жанру «суета сует», был написан Якобом де Гейном Младшим в 1603 году. Он изображает поставленный в стенную нишу череп, над которым парит мыльный пузырь, отражающий часть интерьера мастерской художника. Череп представляет собой традиционный символ смерти, а мыльный пузырь напоминает о том, как эфемерно всё живое.

Во второй половине XVII века трактовка сюжета претерпела некоторые изменения: из мрачного напоминания о неизбежном конце натюрморты «суета сует» превратились в своего рода картины-загадки, требующие от зрителя знания используемой в них символики. Всё чаще в них возникает мотив тщеты земной славы, занятий наукой и искусством.

«Обманка» («иллюзионистский» натюрморт)

СамюэлванХогстратен. «Trompel’œil». 1664

ЙоханнесЛеманс. «Натюрморт с охотничьими принадлежностями». 1670—1686

Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера — книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи — причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене[67]. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.

Мастерами «обманного натюрморта» были ученики Рембрандта СамюэлванХогстратен и ХейманДюлларт.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта — «иллюзионистский» и «охотничий». Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.

«Роскошный» натюрморт

Ян Давидс де Хем. «Роскошный натюрморт с попугаем». 1650

Питер де Ринг. «Натюрморт с золотым кубком». 1640—1660

Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра — «роскошный». Скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым[76][75].

Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем.

ЮрианванСтрек много экспериментировал со светом и с цветом. Его произведения отличают богатая красочная гамма и разнообразие тоновых переходов[84]. Ещё одной характерной чертой натюрмортов ванСтрека является ощущение присутствия человека: кажется, будто он только что встал из-за стола[85].

«Охотничий» натюрморт

Рембрандт. «Два мёртвых павлина и девушка». Ок. 1639

Ян Вонк. «Мёртвые птицы». 1640—1662

Во второй половине XVII века широкое распространение получили натюрморты с битой дичью, отражавшие увлечение зажиточных бюргеров охотой. По всей видимости, начало этому типу натюрмортов было положено Рембрандтом, написавшим картины «Битая выпь» (1639) и «Два мёртвых павлина и девушка» (1639)[88]. «Охотничьи» натюрморты писал и ученик Рембрандта Фердинанд Бол, мастерски прорисовывавший оперение птиц.

Ян Вонк одним из первых обратился к мотиву мелкой битой дичи. Главный его приём — выделение отдельных элементов натюрмортной группы с помощью светового акцента[90].

Натюрморт с животными

Отто МарсеусванСкрик. «Змея у птичьего гнезда». 1671

Мелхиор де Хондекутер. «Зверинец». 1690

Специфической разновидностью натюрморта являются возникшие во второй половине XVII века картины, изображавшие разнообразных представителей земной фауны — змей, ящериц, пауков, гусениц, бабочек — в их естественной среде

Поздний цветочно-фруктовый натюрморт

ВиллемванАлст. «Натюрморт с фруктами». 1664

Ян ванХёйсум. «Натюрморт с цветами и фруктами». Между 1700 и 1749

Во второй половине XVII века вновь вошли в моду цветочно-фруктовые натюрморты. Для них были характерны пышность, декоративность и светлый колорит. Большое влияние на поздний натюрморт оказала живопись мастера «роскошных» натюрмортов Яна Давидса де Хема[101].

Заключение

Голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни[75].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: