Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты




Среди типологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода, независимость, самоактуализация и т.п.

Так, например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя, ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству, постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez, 1986, 383).

Недавнее исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды высказывают предпочтения в широком диапазоне. Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).

Способность к адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект. Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет) подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то время как направленная в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).

М.Илле и О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на "подлинный рок" и "коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока. Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока", 43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому отказу.

В ряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений (Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.

В последние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из 18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах, соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают «рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а также общие понятия «музыка» и «жизнь».

В исследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.

Эстрадная песня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев, Волкова, 1997, 121-130).

Несколько иные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории (московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.

В их сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.

Были подсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)

Таблица 1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей классической музыки

  Жизнь Музыка Эстрадная песня Авторская песня Классическая музыка
Музыка 0,586**        
Эстрадная песня 0,250 0,344      
Авторская песня 0,647*** 0,512* 0,700***    
Классическая музыка 0,423* 0,816*** 0,039 0,200  
Рок-музыка 0,022 0,334 0,789*** 0,476* 0,019

 

* - корреляция значима на уровне 0,05

** - корреляция значима на уровне 0,01

*** - корреляция значима на уровне 0,005.

В дипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:

Гипотеза 1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром, который частично совпадает и различается в зависимости от музыкального жанра.

Гипотеза 2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.

Гипотеза 3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.

Исследование проводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностного спектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня, авторская песня, рок-музыка, классическая музыка, жизнь и музыка вообще. Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опроса были составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:

Таблица 1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г. Алексаняна).

Авторская песня Жизнь Музыка Эстрада Автор. песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

Таблица 2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г. Алексаняна).

 

  Жизнь Музыка Эстрада Автор. песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

Таблица 3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).

 

Рок-музыка Жизнь Музыка Эстрада Автор. Песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).

 

Классика Жизнь Музыка Эстрада Автор. Песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.

Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.

В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)

Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).

  Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. песня Класс. Музыка Рок-музыка
Добро            
Ед. Пр-й            
Жизн.            
Заверш.            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необх.            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодост.            
Смысл            
Соверш.            
Справедл.            
Уникальн.            
Целостн.            

 

В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.

Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.

Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).

Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

 

  Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. песня Класс. музыка Рок-музыка
Добро            
Ед. пр-й            
Жизн.            
Заверш.            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необх.            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодост.            
Смысл            
Соверш.            
Справедл.            
Уникальн.            
Целостн.            

 

Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

 

  Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. Песня Класс. музыка Рок-музыка
Добро            
Ед. пр-й            
Жизн.            
Заверш.            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необх.            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодост.            
Смысл            
Соверш.            
Справедл.            
Уникальн.            
Целостн.            

 

Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников — завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).

От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше ценностей, чем первокурсники.

Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.

Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.

Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.

Список литературы

Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.

Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).

Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.

Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88

Wagner,-R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.

Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.

Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.

Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2

Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.

Об авторах:

Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана

Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова

Кравцова О. - кандидат психологических наук

Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: