Выработка элементарных навыков анализа художественного текста как средства понимания его смысла




Каждый новый урок чтения для учащихся -- это встреча с новым произведением, новым способом открытия реальности, новым автором. Для того, чтобы указанная встреча запомнилась ребенку, следует сформировать на уроке такие условия, в которых ребенок будет стремиться исследовать художественный текст, станет собеседником, творцом, почувствует значимый характер совершаемых им открытий.

Школьный урок на сегодняшний день -- это не готовая схема. Современный ученик уже в первом классе способен свободно излагать собственные мысли, пытаться по-настоящему исследовать текст. В начальной школе формируется стремление понять все вокруг, желание поспорить, задать много вопросов.

Освоение учащимися младших классов художественного произведения на уроках чтения начинается при первичном восприятии ими текста, со стадии начального самоопределения, самопознания читателя. Он сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, вопросами младших школьников. Ценность подобных вопросов заключается в том, что они выступают отправными точками диалога между автором и читателем, ориентирами на пути осознания позиции автора произведения, его главного смысла.

Знакомство с произведением продолжается на стадии анализа текста. Анализ включает изучение компонентов произведения и их связей, определенных художественных приемов и принципов.

Имеется ряд подходов к анализу литературного произведения: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов. Стилистический анализ демонстрирует, как в подборе слов-образов выражается авторское отношение к демонстрируемому. Проблемный анализ представлен анализом проблемных вопросов. Анализ развития действия включает работу над сюжетом художественного произведения и его элементов. Анализ художественных образов является работой не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

Художественное целое формируется из многих взаимосвязанных между собой компонентов. В процессе анализа текста не следует постоянно подвергать разбору все элементы художественного произведения. Рассматриваются лишь элементы, наилучшим образом раскрывающие смысл, идейное содержание прочитанного. Выбор исходного пункта для анализа, решение вопроса, на чем акцентировать внимание в процессе изучения конкретного произведения, зависят от специфики произведения, уровня общей и литературной подготовки младших школьников, от литературных интересов педагога.

Анализ текста в начальных классах не адекватен анализу, проводимому учениками старших классов, представляя его разбор, специально организованный педагогом. Главная цель подобного разбора -- осознать основную авторскую идею, увидеть, каким образом она подается в произведении конкретного жанра. Маленькие читатели знакомятся с различными произведениями, расширяя собственный читательский кругозор, осваивают художественные языки различных писателей и как бы оформляют направления дальнейшей работы с текстом.

Траектория анализа художественного текста проектируется педагогом так, чтобы детям было что открывать. В противном случае диалог о смысле произведения не заинтересует читателя, а разбор будет скучным. Учителю необходимо стремиться к анализу произведения, чтобы он позволял учащимся самостоятельно делать открытия «смыслов».

Самым распространенным приемом анализа является постановка вопросов к прочитанному. Вопросы позволяют детям уяснить факты произведения, осмыслить их с позиции его идейной направленности, то есть понять причинно-следственные связи, позицию автора, сформировать собственное отношение к читаемому. В ходе поиска ответов на вопросы у каждого учащегося формируется личное представление о смысле произведения. Указанным представлением он делится с остальными читателями, являясь участником общего диалога. То, что было не понято на стадии первичного знакомства с художественным текстом, в результате воплощается в рождении нового смысла, который открывается благодаря усилиям всех читателей-учащихся, каждый из которых оказывал помощь своими мнениями, версиями, предположениями выработать новый смысл.

Следующая стадия работы с художественным текстом, состоящая в соединении первых представлений учащихся о замысле автора с результатами анализа, представлена стадией интерпретации. Абсолютная доминанта интерпретации текста - это истолкование художественного смысла произведения. В ходе анализа понимание движется от целого к частям, при интерпретации -- от частей к целому. Интерпретация является творческим, сознательным стремлением читателей определить смысл произведения в каждой его части.

На школьном уроке аналитические ходы, которые, как правило, отражают в определенной мере собственно процесс восприятия произведения, подготавливают интерпретацию, делают ее возможной, и только на заключительной стадии изучения художественного произведения задания, которые нацеливают учеников на анализ, приобретают интерпретационную окраску.

Так, в рамках исследования, я проанализировала вместе с учащимися младших классов на уроке чтения художественное произведение. Рассмотрим порядок вопросов и заданий для школьников для сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

1. Прочитайте 1-ю и 2-ю части сказки. Ответьте на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Найдите описание болота, в котором жила лягушка. Прочитайте моменты, которые раскрывают характер лягушки.

2. Прочитайте 3-ю часть. Расскажите, какой метод передвижения придумала для себя лягушка. Ответьте точными отрывками текста: что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой? Какие неудобства полета возникли во время путешествия?

3. Прочитайте 4-ю часть. Скажите, по какой причине смелой путешественнице не удалось добраться до теплых краев. Какие черты характера помешали ей? О чем она рассказывала своим новым друзьям?

4. Найдите в тексте отрывки о том, как появилось и росло в лягушке желание славы. Прочитайте отрывок о катастрофе с путешественницей. Объясните, по какой причине так печально кончилась удивительная история лягушки. Кто виноват в том, что лягушка никогда не увидит теплых стран?

5. Выбери те отрывок сказки, подходящий для чтения по ролям. Подготовьтесь к подобному чтению.

6. Как бы вы ответили на вопросы: что вам нравится в поведении и характере лягушки? Какие высказывания лягушки не вызывают вашего одобрения? А как автор относится к героине? Можно ли сказать, что люди тоже имеют отдельные достоинства и недостатки, которые характерны для главного действующего лица сказки -- лягушки? Какие недостатки людей осуждаются в сказке? Для чего Гаршин рассказал нам эту историю про лягушку?

Сначала ученикам была предложена система аналитических заданий и вопросов, связанная с осознанием того, какие события происходят, кто выступает героем произведения, как он действует. Воспроизводились действия героев, учащиеся думали над мотивами их поведения, составляли элементарную характеристику главной героини. Подобные задания учат детей высказывать свое эмоциональное отношение к герою, что формирует условия для чтения по ролям.

Далее анализ сказки перерос в его интерпретацию: дети не только выражали собственное отношение к прочитанному, но и учились смотреть как бы со стороны, глазами автора, что изменяло весь материал повествования: читатель охватывал весь сюжет, познавательно-этический пласт произведения, его смысл.

Интерпретация текста, поиск смысла самими учащимися представляет собой возможность творческой активной работы, в которой школьники выдвигали неожиданные предположения, излагали свое видение изучаемого произведения. Однако, до сих пор на уроках чтения некоторые педагоги неоправданно схематично подходят ко всем произведениям. Срабатывает старая привычка все строить в зависимости от плана. Необходимо помнить, что учитель и учащиеся не обязаны заранее обладать готовыми решениями и ответами на вопросы. Они должны формулировать свои мысли, постигать новый смысл художественного текста.

Условия эффективности анализа представлены:

- осознанием педагогом необходимости совершенствования аналитических умений учащихся младших классов и вычленение подобной работы в отдельную задачу урока;

- умением педагога организовать деятельность школьников по анализу прочитанного;

- умением выстраивать урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста.

Вдумчивое чтение является диалогичным, потому что представлено в виде беседы автора с читателем. Необходимо научить современного школьника видеть диалог в художественном произведении и вступать в диалог с автором. От педагога зависит обучение учащихся приемам подобного диалога.

Наиболее эффективные приемы анализа художественного произведения в диалоговом режиме представлены:

- определением темы чтения по фамилии автора либо названию текста;

- чтением текста частями с предугадыванием последующего развития сюжета;

- выдвижением гипотез, поиском ответа на проблемный вопрос к тексту;

- обсуждением каких-то утверждений, вопросов, предположений в паре, в группе;

- формулировкой вопросов по прочитанному педагогу, учащимся, автору произведения;

- дискуссией, спором с автором, с оппонентами;

- озаглавливанием прочитанного текста;

- выбором заглавия к прочитанному тексту из нескольких предложенных;

- трансформацией текста;

- видоизменением сюжета;

- творческими работами на основании прочитанного.

Отмечу, что такие виды работы предполагают активность школьников, совместную деятельность педагога и детей по анализу прочитанного.

Понятно, что применять определенные приемы анализа художественного текста необходимо избирательно, учитывая жанр и содержание произведения.

Список приемов осмысления прочитанного дает возможность рассуждать о важнейшем требовании к анализу художественного произведения на уроке чтения в начальных классах, а именно: анализ прочитанного осуществляется до чтения, в ходе чтения и после чтения произведения.

К непременным требованиям к анализу относятся:

- образность;

- идейность;

- завершенность.

Образность анализа требует связи сюжета и системы образов произведения: «Как повлияли события, которые описаны в рассказе, на характер главного героя?»

Идейность анализа выступает в качестве связи произведения с жизнью, выхода на идею сочинения: «О чем хотел сказать автор своим рассказом».

Завершенность анализа состоит в обязательном его окончании синтезом: «В чем Вы убедились, (научились, поверили, полюбили) прочитав это произведение?»

Если анализ прочитанного является основной деятельностью школьников на уроках чтения, то структура анализа соответствует структуре деятельности и обладает мотивационным, операциональным и контрольно-оценочным этапами.

Приемы мотивации чтения представлены вступительным словом педагога, работой с биографией автора, с названием произведения, с иллюстрациями к тексту, проблемными вопросами до чтения.

Операциональный этап содержит первичное, подробное, ознакомительное чтение, изучающее либо аналитическое чтение, быстрое, просмотровое чтение, цитирование, разработка плана к прочитанному, формулировку вопросов к тексту.

Стадия контроля и оценки представлена поисковым чтением, ответами на поставленные вопросы, всеми видами пересказа прочитанного, творческими работами по прочитанному, определением личного отношения к прочитанному.

Считаю чрезвычайно важным то, что, анализируя произведение, школьники всегда должны подтверждать собственную точку зрения словами из текста. Анализ с обязательным цитированием совершенствует и умение размышлять над прочитанным, и навык чтения.

Виды анализа художественного произведения представлены:

- сюжетно-образным;

- проблемным;

- стилистическим;

- сопоставительным.

В первом виде необходимо рассмотреть сюжетную и образную стороны произведения. Сюжет является структурой произведения, последовательностью событий.

Определим элементы сюжета: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. Вступление и концовка включают 2-3 предложений и не содержат никаких событий. Их функция состоит в мотивации на чтение, сосредоточении внимания читателя. В процессе повторного чтения целесообразно дать школьникам задание определить границы элементов сюжета и зачитать. Хорошо укрепляет навык чтения просмотровое и поисковое чтение. Подобные виды чтения необходимо применять в процессе поиска ответов на вопросы к тексту. Следовательно, анализ прочитанного будет связан с развитием навыка чтения.

Работая с системой образов, следует рассмотреть в совокупности мысли и чувства, мотивы и поступки, характер и функцию героя и взаимосвязи с остальными героями произведения.

Проблемный анализ выступает в качестве дискуссии по поиску ответа на проблемный вопрос. Педагогу необходимо сформулировать проблему либо подвести к ней, обеспечить существование различных точек зрения. Постепенно возможно привлекать школьников к постановке проблемных вопросов. «Положительный или отрицательный герой Иванушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?»

Хорошо, если собственные ответы школьники подкрепляют зачитыванием соответствующих отрывков из текста.

В качестве эффективного средства совершенствования аналитических умений школьников выступает сопоставительный анализ. Для сравнения можно взять произведения и одного, и разных авторов. Непременное условие отбора текстов для подобного урока - существование в них, кроме противопоставлений, черт сходства темы, чувств, настроений, смысла. Сопоставительный анализ можно проводить на прозаических и поэтических произведениях. Основная цель урока - это поиск на основании анализа различий объединяющего фактора в сопоставляемых произведениях. Обычно общим выступает идейный смысл рассматриваемых произведений.

Цель стилистического либо языкового анализа состоит в выявлении индивидуального стиля автора, который выступает в качестве совокупности средств и приемов художественной выразительности, свойственных для указанного автора. Список средств художественной выразительности, с которым следует ознакомить школьников, отмечен в программе. Заниматься поиском изобразительных средств в читаемом тексте является сложной, но увлекательной работой, раскрывающей секреты мастерства автора. К примеру, динамизм рассказам Л. Н. Толстого придает обилие в них глаголов, а образность поэзии С. Есенина представлена удачными метафорами и олицетворениями. Особенно интересным является стилистический эксперимент, являющийся намеренным искажением текста для того, чтобы выявить, какие изобразительные средства использовал автор в целях формирования такого яркого образа. Лучше проводить эксперимент на 2-3 урок изучения произведения, когда дети хорошо знакомы с текстом. Можно дать текст с искажениями либо с пробелами. Неточности исправляются на слух либо в напечатанном отрывке.

Таким образом, рассмотрены разные стороны анализа художественного произведения в начальной школе. Важнейшим из современных подходов к разбору прочитанного выступает совместная деятельность учителя и школьников и постепенное обучение учащихся приемам анализа, что позволит к 3-4 классу самостоятельно анализировать и полноценно воспринимать читаемое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: