Привинченный, вклеенный или сквозной гриф?




ВЫБОР ГИТАР, ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ОТЛИЧИЯ


Итак, электрические гитары делятся на несколько категорий, каждая из которых определяется той или иной моделью, ставшей в свое время настолько популярной, что все остальные производители практически просто подражают ей. К четырем самым примечательным архетипам электрогитар относятся модели Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Gibson ES-355 и Gibson Les Paul. Все эти модели представлены на рис. 1.

Рис. 1 Четыре архетипа электрогитар. Слева направо: Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Gibson ES-335 и Gibson Les Paul.

Каждая из этих моделей имеет уникальную форму корпуса и свой индивидуальный тон. Важность этих моделей состоит еще и в том, что они настолько повлияли на рок-музыку в целом, что их названия стали именами нарицательными (подобно тому, как название "ксерокс" прочно закрепилось за всеми фотокопировальными аппаратами независимо от их производителя). Например, в музыкальном магазине вам может попасться гитара, произведенная компанией Yamaha, форма которой точно соответствует форме Stratocaster, или гитара компании Ibanez с дизайном Gibson ES-355. К другим важным, но менее популярным архетипам относятся также модели Gibson Explorer, Flying-V и SG.

Рис. 2 Слева на право: Gibson Explorer, Gibson Flying-V и Gibson SG

Оценка качества

При оценке качества гитары имеет смысл рассматривать ее по отдельным компонентам.

 

Основными являются следующие четыре фактора:

  1. Стиль оформления корпуса и древесина, из которой он изготовлен.
  2. Размеры грифа и его лицевой накладки, а также материалы, из которых они изготовлены.
  3. Конструкция, материалы и качество изготовления подставки, верхнего порожка и колковой механики.
  4. Качество электроники.

Если вы понимаете, как все эти компоненты взаимодействуют и как они влияют на качество звучания гитары в целом, ваш выбор будет осознанным и наиболее точным.

Проверка корпуса

В силу специфики устройства электрогитары корпус оказывает значительное влияние на тон звучания инструмента. Гитарные мастера применяют различные материалы для создания гитар, в том числе и специальным образом подготовленную тонированную древесину: ольху, ясень, красное дерево, клен и др., а также синтетические материалы. Каждый из перечисленных материалов имеет собственные резонансные характеристики, что и придает звучанию двух одинаковых гитар, изготовленных из разных материалов (например, одна из ольхи, а вторая - из ясеня), разную (иногда - совершенно разную) окраску.

Отнеситесь к выбору корпуса очень внимательно, ведь вы собираетесь провести с гитарой в руках множество часов, причем как на репетициях, так и (кто знает?) на сцене. Поэтому вы должны чувствовать себя комфортно как при игре в позиции стоя, так и сидя, а движение левой руки по грифу не должно ничего стеснять. Ну и. естественно, вы должны не только чувствовать себя "круто", но и "стильно" выглядеть, поэтому, выбирая гитару, нелишне посмотреть на себя в зеркало.

Типы корпусов

По конструкции корпусов все электрогитары делятся на три следующие категории.

Цельнокорпусные (solidbody). Цельнокорпусными такие гитары называются потому, что их корпус представляет собой деталь, изготовленную из цельного дерева, без каких-либо отверстий или полостей. Цельнокорпусные гитары - самый распространенный тип гитар в рок-музыке. Они, как правило, обладают отличным сустейном и хорошо подавляют возникновение фидбэка на высоком уровне громкости. В качестве примеров цельнокорпусных гитар можно привести такие модели компании Gibson, как Les Paul и SG (что, кстати, означает Solid Guitar - т.е. гитара с цельным корпусом), модели компании Fender Stratocaster и Telecaster, модель Paul Reed Smith Standard и множество других.

Полнокорпусные (hollowbody). Полнокорпусные гитары чаще ассоциируются с джазом, чем с роком, хотя и здесь имеются исключения: например, Тед Наджент играет на полнокорпусной гитаре Gibson Byrdland, а Стив Хау из группы Yes- на Gibson ES-175. Поскольку полнокорпусные гитары обладают более высокими резонансными свойствами, чем цельнокорпусные, они более подвержены фидбэку на высоких уровнях громкости. Кроме того, у них менее выражен сустейн. чем у цельнокорпусных гитар, а звучание имеет заметный "деревянный" оттенок.

Полукорпусные (semi-hollowbody). К классу полукорпусных гитар относятся цельнокорпусные гитары, в корпусах которых имеется одна или несколько акустических камер. Эти камеры усиливают акустические характеристики и глубину тона, но при этом, поскольку гитара цельнокорпусная, резонансные характеристики остаются в приемлемом диапазоне, что уменьшает шанс возникновения фидбэка. Самой популярной моделью является Gibson ES-355, но такие компании, как Rickenbacker. Guild, Ibanez и другие также внесли существенный вклад в дизайн полукорпусных гитар. Полукорпусные гитары являются инструментами с очень широким диапазоном применения: они хорошо подходят для джаза, архаичного рока, фьюжн, фанка и кантри.

Проверка грифа

Гриф - это самая важная часть гитары, именно от него в значительной степени зависит то, насколько хорошо ваши пальцы будут взаимодействовать со струнами. Поэтому гриф должен лежать у вас в руке так, словно он является ее естественным продолжением.

Подобно корпусу, сам гриф и его лицевая часть (а также декоративные вставки, обозначающие основные лады) могут изготавливаться из самых разных материалов, что, естественно, сказывается не только на внешнем виде гитары, но и на ее звучании. Чаще всего для самого грифа используют клен и красное дерево, а для его лицевой части - клен, палисандр (rosewood) и черное дерево (ebony). Попробуйте, как звучат одинаковые гитары с грифами, изготовленными из разных материалов, - вы обязательно удивитесь тому насколько материал грифа влияет на технику игры и звучание инструмента. Проверьте, насколько равномерны цвет, волокна и текстура древесины, а также обязательно убедитесь в отсутствии трещин и сколов. Но самое важное свойство грифа заключается в том, чтобы пальцы левой руки перемещаясь по его поверхности, не испытывали затруднений.

Параметры грифа

Подобно всем объектам материального мира, гриф гитары имеет некоторые параметры объективная проверка которых может помочь вам в определении того, подходит ли вам эта гитара или нет. Во-первых, вы должны дотягиваться до всех шести струн, не испытывая неприятных ощущений, и играть на верхних ладах, не упираясь рукой в корпус гитары или пятку грифа. Во-вторых, гриф должен быть прочно закреплен на корпусе (если он будет двигаться, гитара будет быстро расстраиваться). В-третьих, расстояние от струн до лицевой стороны грифа должно быть как можно меньшим, но струны при игре не должны дотрагиваться к ладам.

Ширина грифа. Ширина грифа у верхнего порожка является основным фактором, определяющим субъективное восприятие легкости игры на гитаре. Чем шире гриф, тем сильнее надо тянуться пальцами к струнам. Но. с другой стороны, чем больше места остается для пальцев.

Мензура

Мензурой (scale) называется расстояние от верхнего порожка до подставки (см. рис. 1). Мензура- это один из основных факторов, влияющий на звучание гитары. Чате всего можно встретить гитары с мензурой 603 мм (23.75 дюйма) и 648 мм (25.5 дюйма). Первую мензуру еще называют гибсоновской, потому что именно такую мензуру имеют большинство гитар компании Gibson, а вторую- фендеровской. поскольку она характерна для гитар компании Fender. Чем больше у гитары мензура, тем сильнее натяжение струн. Для игры на гитаре с большой мензурой требуется прилагать больше усилии, чем для игры с малой. Однако, с другой стороны, звучание струн гитары с малой мензурой имеет более выраженный перкуссивный оттенок, чем звучание струн гитары с большой мензурой.

Рис. 1 Мензура

Радиус. Под радиусом в данном случае понимается радиус кривизны лицевой поверхности грифа. Чем больше радиус, тем более плоской является лицевая поверхность. Радиус может варьироваться в пределах от 191 мм (очень круглая лицевая поверхность) до 406 мм (практически плоская поверхность). Чаще всего применяется радиус 305 мм. Считать ли тот или иной радиус идеальным - это дело вкуса, однако исполнители традиционного рока отдают предпочтение грифам с большим значением радиуса, поскольку на таких грифах проще играть аккордами. Исполнителям же хэви-метал и неоклассического рока, как правило, больше по душе грифы с меньшим значением радиуса, поскольку такие грифы лучше подходят для исполнения виртуозных пассажей.

Форма. Когда гитаристы говорят о форме грифа, они имеют в виду форму его тыльной стороны - тон. по которой перемещается большой палец левой руки. Тыльная сторона грифа может быть круглой, плоской и даже V-образной. Были времена, когда все производители выпускали гитары с грифами одинаковой формы, однако сегодня уже можно найти одну и ту же модель с грифами разной формы.

Лады и порожки. На грифе электрогитары обычно размещается от 21 до 24 ладов. Чем больше ладов на грифе, тем больше нот можно сыграть. Гитара, на грифе которой находится 24 лада, позволяет сыграть по две полных октавы на каждой струне. Казалось бы чем больше ладов, тем лучше, однако на практике большинство исполнителей вполне устраивают гитары с грифами на 22 лада. Это объясняется тем, что к ладам, находящимся за пределами 22 лада, трудно дотягиваться. Кроме того, два лишних лада оставляют меньше места на корпусе гитары для размещения звукоснимателей. Что касается порожков, то они также бывают различных типов: тонкими, средними и широкими. Каждый тип порожков имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Выбор того или иного типа порожка - это дело вкуса и музыкальной традиции.

Привинченный, вклеенный или сквозной гриф?

Гриф гитары может соединяться с корпусом тремя различными способами. Как видно из названия, привинченный гриф крепится к корпусу с помощью нескольких шурупов. Такая конструкция позволяет легко отсоединить гриф для ремонта, подгонки или для полной его замены. Привинченные грифы чаще всего используются при изготовлении цельнокорпусных гитар, особенно произведенных компанией Fender.

Вклеенный гриф - это более традиционная конструкция, чем привинченный. В этом случае гриф крепится к корпусу гитары с помощью клея. Заменить такой гриф уже нельзя. В качестве примера гитар с вклеенным грифом можно привести модели Gibson Les Paul и Gibson ES-335.

В тех случаях, когда гриф выполняется сквозным, он представляет с корпусом одно целое без каких-либо сочленений и соединений. Обычно такой гриф, продолжаясь, образует центральную часть корпуса, к которой по бокам присоединяются так называемые крылья (wing), придающие корпусу традиционную для гитары форму. Поскольку у гитар со сквозным грифом отсутствует пятка грифа, это упрощает доступ к верхним ладам. Гитары со сквозным грифом дают исполнителю удивительно комфортное ощущение от игры и раскрепощает его. позволяя осваивать более виртуозные формы рок-музыки. Если вы планируете много играть в верхней части грифа, особенно на большой скорости, обязательно найдите гитару со сквозным грифом и попробуйте поиграть на ней.

Подставка, верхний порожек и колковый механизм, которые часто называют собирательным термином гитарная механика (hardware), играют важную роль в формировании звучания гитары, а также в значительной степени определяют диапазон ее выразительных средств. Поэтому все три перечисленных выше компонента нужно рассматривать как три взаимосвязанные составляющие единой системы.

Подставки

Сегодня на рынке представлено множество подставок с самыми разными конструктивными решениями. Однако все их можно разделить на две большие категории: плавающие и неподвижные подставки.

Плавающие подставки (floating bridge) фиксируются в нейтральном положении пружинами, что позволяет, используя рычаг (vibrato bar, whammy bar), изменять натяжение струн. Плавающие подставки могут выполняться по различным конструктивным схемам. Чаще всего такие подставки относятся либо к классу неблокирующих систем (иногда их шутливо называют марочными (vintage), поскольку они впервые появились еще в 50-е годы), либо к классу блокирующих. В состав последних входит не только собственно подставка, но и верхний порожек. Такие системы часто называют флойд-розовскими, поскольку первой их выпустила компания Floyd Rose:

Хотя на рыке сегодня можно найти блокирующие плавающие подставки и других производителей. Достоинством блокирующих систем является то, что они лучше держат строй гитары при интенсивной работе рычагом, чем аналогичные по качеству изготовления неблокирующие системы. Однако есть и недостатки: блокирующие системы труднее регулировать и. кроме того, они слегка изменяют звучание гитары. Но если вы мечтаете о постоянном использовании в своих рок-шедеврах мощных рычажных вибрато, стабильность настройки, обеспечиваемая системами Floyd Rose, должна превалировать над остальными соображениями.

Неподвижные подставки (fixed bridge) фиксируются в одном-единственном, раз и навсегда заданном положении. Они не позволяют изменять натяжение струн, как подвижные подставки, но зато обеспечивают более надежное удержание строя гитары:

Порожек гитары

Верхний порожек вряд ли занимает первое место в вашем списке характеристик гитары. Но. тем не менее, не стоит его недооценивать - он не в меньшей степени, чем другие элементы гитары, влияет на качество звучания инструмента. Подобно подставкам, верхние порожки также делятся на две категории: стандартные и блокирующие.

Стандартные верхние порожки (standard nut) могут изготавливаться из различных материалов: нейлона, других полимеров, латуни и т.п. Если верхний порожек изготовлен из нейлона, звучание гитары больше приближается к традиционному, а если из латуни - сустейн увеличивается. Осматривая гитару перед покупкой, обратите внимание на то, чтобы прорези верхнего порожка не были слишком глубокими, поскольку в последнем случае струны могут "фонить", ударяясь при колебаниях о порожки на грифе.

Блокирующий верхний порожек (locking nut) фиксируется на струнах, препятствуя их перемещению. Он работает вместе с флойд-розовской подставкой, обеспечивая удержание строя гитары при интенсивной работе рычагом. Блокирующие верхние порожки, как правило. устанавливаются на высококлассных рок-гитарах и, естественно, предполагают наличие на инструменте флойд-розовской т.е. плавающей) подставки:

Колковый механизм

Гитарные колковые механизмы также бывают двух типов: стандартные и блокирующие. Блокирующие колковые механизмы (locking tuner) удерживают строй гитары и используются с той же целью, что и блокирующие верхние порожки. Применение блокирующего колкового механизма может улучшить удержание строя на гитаре, оборудованной неблокирующей плавающей подставкой:

Оценивая качество изготовления гитары, обязательно проверьте качество верхнего порожка и колкового механизма: выполните бэнды, поработайте рычагом, а также повращайте колки гитары, чтобы сначала расстроить ее, а затем попытаться настроить. Не обращайте внимания на продавца, если он начнет метать в вашу сторону гневные взгляды - вполне вероятно, что он потратил все утро на то, чтобы добиться правильного строя этой гитары. Но поскольку вы выбираете себе инструмент, вы имеете право знать, что он из себя представляет. Поэтому если гитара плохо держит строй или с трудом настраивается, не покупайте ее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: