Радикальный бихевиоризм Скинера.




РЕФЕРАТ

По дисциплине «Антропология»

Тема: Основные концепции антропогенеза

 

  Выполнил: студент 102 группы специальности клиническая психология Цай Константин Игоревич   Проверила: преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин Ильина Ирина Сергеевна.  

 

Владивосток

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Основные аспекты социолизации………………………………………4-8

1.1 Понятие социализации…………………………………………………4-6

1.2 Этапы социолизации……………………………………………………6

1.3 Задачи социолизации……………………………………………………6-7

1.4 Факторы социолизации…………………………………………………7-8

2. Теории социолизации…………………………………………………...8-16

2.1 Радикальный бихевиоризм Скинера………………………………….8-10

2.2 Интеракционизм Джорджа Мида……………………………………10-13

2.3 Стадии социолизации Жана Пиаже………………………………….13-14

2.4 Социализация по Фрейду…………………………………………….14-16

3. Агенты социализации………………………………………………….16-18

Заключение…………………………………………………………………19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социализация является самым важным аспектом как в развитии отдельного индивида так и в развитии всего общества. Чтобы выявить актуальность темы "социализация", нужно в первую очередь обратиться к терминологии слова человек. Человек - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Самым главным в этом термине является слово "биосоциальное". То есть исходя из термина слова человек, можно прийти к выводу, что индивид на прямую зависит от социальной среды. Без общества человек не сможет быть полноценным человеком, так как, не усвоив основные социальные роли, индивид ничем не будет отличаться от животного. Следовательно, социализация, то есть процесс усвоения социальных ролей, имеет большую актуальность как в настоящее время, так и будет актуальной в будущем.

Субъектом социализации является общество, а субъектом человек, или же отдельный индивид. Общество влияет и взаимодействует с человеком. Оно влияет на его развитие, интересы, мировоззрение и тому подобное. Но как общество может влиять на человека, так и состоявшийся человек может влиять на полноценное общество.

Целью данной работы выступает рассмотрение социализации в целом, выявление основных структур и то, как эти структуры влияют на индивида.

 

Основные аспекты социализации.

Понятие социализации.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей. Человек не способен быть "человеком" без процесса социализации, ведь человек или же индивид является биосоциальным существом, то есть он не может обходиться без контакта с обществом. Так же процесс социализации показывает как человек являясь биологическим существом, превращается в социальное существо, и в конце концов становится определённой личностью. Личность - это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность так же включает в себя три составляющие: биологическое начало и задатки, воздействие социальных факторов и психосоциальное "Я" человека.

Выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности:

1. Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходят три чрезвычайно важных процесса.

Во-первых, это выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, но должно быть не только их уяснение, но и их освоение.

Во-вторых, сосредоточение на главном и соподчинение ему всех остальных видов деятельности.

В-третьих, освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Таким образом, эти три процесса определяют общий процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности

2. Общение. Оно рассматривается в социализации со стороны углубления и расширения общения. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов разная в каждом возрасте. Углубление - это переход с монолога к диалогу, то есть умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

3. Развитие самосознания личности. При социализации в человеке образуется образ своего "Я". Данный образ же не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

 

 

Примером негативного влияния отсутствия социализации являются, например, дети маугли. В качестве живого примера можно привести сравнительно недавний случай. Рочом Пьенгенг, девочка из Комбоджи, исчезла в возрасте 8 лет. Девочка отправилась пасти буйволов в джунглях, после чего загадочно потерялась. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей. Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. В данном примере показано, как не просто отсутствие с самого рождения, но и приостановление социализации может влиять на развитие человека. Девочка решилась контакта с обществом из за чего стала больше походить на животное, чем на человека. Так же из за долгого отсутствия контакта с социальной сферой, она не смогла усвоить даже самые основные социальные роли.

Этапы социализации

Так как процесс социализации длится всю жизнь выделяют основные этапы социализации, в течение которых человек усваивает принятые в обществе социальные нормы:

1. Дошкольный этап. В данном периоде формируется эмоционально чувственное отношение к миру, происходит овладение первых социальных ролей и навыков через игру.

2. Школьный этап. На данном этапе уже формируются знания и то, как нужно пользоваться этими знаниями, овладение культурой и конечно же формирование интеллекта.

3. Послешкольный этап. Здесь происходит овладение профессиональной деятельности, путем получения среднего или высшего образования, что готовит к трудовой деятельности.

4. Активная трудовая деятельность. На этом этапе человек входит в определённый коллектив, вырабатывает навыки делового общения, стремится к успеху в виде повышения своего престижа и повышению материального благополучия.

5. Послетрудовой. Здесь происходит переход к более лёгкому труду или полное освобождение от труда.

 

Задачи социализации.

Естественно-культурные задачи социализации связаны с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития, а также с формированием эталонов мужественности и женственности, соответствующих конкретной культуре, этносу, региону.

Социально-культурные задачи связаны с приобщением личности к определенному уровню культуры и совокупности знаний, умений и навыков. Эти задачи предъявляются человеку институтами общества и государства, а также воспринимаются им из практики в социальной сфере, устоявшихся нравов и обычаев, психологических стереотипов.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, то есть наличие "Я" концепции, с её самоопределением, например, построением планов на будущее, самоутверждением, то есть удовлетворенность в определённых результатах, и самореализацией, как активностью в более значимых сферах деятельности.

 

Факторы социализации.

Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. То есть если семья будет образованной и воспитанной, то ребёнок с большой вероятностью будет таким же образованным и воспитанным. Наоборот же, если же семья является неблагополучной, родители постоянно курят, пьют и матерятся, с большой вероятностью ребёнок будет повторять за действиями родителей и в будущем может чрезмерно выпивать и так далее.

Отношения равенства. Включение в группы, где все друзья одного возраста, также влияет на социализацию личности. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Но, несмотря на это, в группе легко может образоваться лидер, который будет сильнее остальных сверстников.

Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение и тому подобное влияют на социализацию индивида.

Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.

Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.

2. Теории социолизации.

Радикальный бихевиоризм Скинера.

Скинер является одним из главных представителей бихевиоризма. Он говорил, что научными методами можно познать поведение человека, ведь оно формируется его внешним окружением. Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и так далее. Скинер говорил, что усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые, в конечном счете, определяют и контролируют действия человека. Также по его словам, манипулируя окружающей средой, можно контролировать поведение индивида.
Скинер выделял оперантное поведение, то есть спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию. Для человека большую роль играют последствия. Именно от последствий зависит будет ли поведение повторяться в будущем. По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.п.). Реакция, за которой следует негативный результат, стремится повториться. А реакция, за которой следует негативный результат, уменьшается. Можно привести пример:

Допустим, что мама с ребёнком проходят мимо какого либо магазина с игрушками. Ребёнок может резко закатить истерику. Мама же шлепает его, чтобы тот успокоился, после чего они вместе идут дальше. Так может повториться во второй и в третий раз. Но скорее всего на четвёртый у ребёнка появится определённый алгоритм. Он перестаёт вести себя так в подобных ситуациях, так как знает, что его накажут. Это наказание в виде шлепка и есть негативное подкрепление. Малыш понимает, что данный метод не действует и постарается не использовать его в дальнейшем. Или же ситуация, противоположная этой. Ребёнок так же начинает плакать, но в этом случае мама ведётся на плач и покупает мальчику игрушку, после чего малыш прекращает капризы. Игрушка в данном случае является положительным подкреплением. У ребёнка вырабатывается алгоритм. То есть он понимает, что следует ему снова заплакать возле магазина игрушек, так сразу мама купит ему новую игрушку, которая является усилением.

Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, половые потребности) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). Скиннер выделял также подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями. Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов. Например, подросток начинает употреблять в лексиконе маты только для того, чтобы его перестали дразнить подростки.

Также Скинер выявил, что поведение можно контролировать с помощью наказания. Допустим отец может слегка шлепнуть ребёнка за то, что он получил плохую оценку в школе. Наказание нужно для того, чтобы прекратить в дальнейшем определённый вид поведения человека. Скинер утверждал, что наказание по сравнению с позитивным подкреплением неэффективно. Ведь из за наказания могут появиться побочные эффекты в виде страха ребёнка или же ещё хуже ассоциациального поведения в дальнейшем.

Скинер выделял некоторые правила наказания:

1. Наказание должно следовать сразу же после совершенного поступка. Чтобы сразу дать понять ребёнку, чтобы он не совершал больше определённый поступок, а не возвращаться потом к этому поступку, постоянно упоминая его.

2. Способ наказания должен быть адекватным проступку. То есть наказание должно быть таким же по тяжести, каким был проступок. За невинный проступок не следует наказывать слишком сильно. И наоборот за значительный проступок не следует наказывать слабо.

3. Наказание должно быть неотвратимым. То есть если родитель начал наказывать ребёнка, то он не должен отменять наказание. Так как ребёнок будет обесценивать наказание и больше не будет его воспринимать как что-то опасное.

4. При наказании нельзя оценивать личность. Ведь это может вызвать психические травмы. Наказывают за проступок, а не за характеристики личности.

5. Подкрепление не должно следовать за наказанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: