Ментальные ловушки на работе
Марк Гоулстон – практикующий психиатр и тренер переговорщиков ФБР. Его книга описывает принципы эффективного поведения на работе, позволяющие вам успешно управлять своей карьерой. Мы решили выпустить ее после успеха первой книги Гоулстона, вышедшей в нашем издательстве, о мастерстве ведения эффективных переговоров – «Я слышу вас насквозь».
Вас оскорбляет безразличие руководителя к вашим результатам? Беспокоит слишком долгое пребывание на одной и той же должности? Вы боитесь не справиться с новой задачей и потерять работу? Марк Гоулстон рассказывает о том, как научиться преодолевать ментальные и психологические ловушки, которыми мы сами себя окружаем.
Эта книга поможет вам трезво взглянуть на вещи и постараться изменить себя – не изменяя себе.1.0 – создание fb2 – (MCat78)
Марк Гоулстон
Ментальные ловушки на работе
Введение
Не тратьте впустую свой потенциал
«Каждый из присутствующих здесь способен делать то же, что и я, и даже больше. Некоторые из вас воспользуются этой возможностью, некоторые – нет. Те, кто не воспользуется, знайте – причина не в том, что мир настроен против вас, а в том, что вы сами себе мешаете».
У вас или ваших подчиненных достаточно таланта, образования и навыков, чтобы делать гораздо больше, чем вы (или они) делаете (делают) сейчас. Так что же вам мешает? После того как вышла в свет моя первая книга, «Перестаньте себе мешать», я получил сотни писем от людей, чей пораженческий настрой отравлял им не только личную жизнь, но и карьеру. Многих из них обошли стороной прибавки к зарплате, повышения в должности и похвалы начальства. Среди моих пациентов внезапно оказалось очень много людей, которые сами (хотя и по очень разным причинам) поставили под угрозу собственные карьеру и репутацию.
|
Давайте определимся сразу – я не начальник в духе Джека Уэлча[1]. И журналистскими расследованиями я тоже не занимаюсь. Я врач. Моя задача – помогать людям. Слушать их. Исцелять. Каждый день я работаю с теми, кто сам себе вредит. Я помогаю им определить и преодолеть препятствия в их жизни, помогаю им достигнуть успеха. Потому что я верю – не следует тратить впустую свой потенциал.
Если вы держите в руках эту книгу, то, наверное, считаете, что вам нужно только слегка «отрегулировать» собственное отношение к работе, чтобы достичь всего, чего хочется. Но более вероятно, что вы скорее чувствуете себя в оппозиции всему миру. Или работа загнала вас в тупик, из которого не видно выхода, или ситуация складывается таким образом, что вы решили поискать совета в этой книге.
А возможно, вы думаете о тех из своих подчиненных, которые впустую тратят свой потенциал, хотя времени сделать блестящую карьеру у них остается все меньше.
Положительные отзывы на мою первую книгу побудили меня расширить практику и начать консультировать представителей делового мира. За последние несколько лет я работал с самыми разными компаниями – от маленьких семейных фирм до сотни входящих в Fortune гигантских корпораций. Среди моих пациентов были агрессивные гендиректоры, импульсивные вице-президенты, гиперактивные агенты по продажам и сотни других специалистов. И все они либо были глубоко недовольны своей работой, или испытывали парализующий волю страх, заставляющий либо бездействовать, либо действовать самым неподходящим образом. Все они заслуживали успеха. Что важно, в большинстве случаев и несмотря на очевидные трудности, все их работодатели верили в них и готовы были дать им еще один шанс. Именно поэтому они и нанимали меня – чтобы я им помог.
|
Я провел сотни часов, беседуя с людьми, морально готовыми совершить на работе харакири. И практически в каждом случае мои собеседники даже не представляли себе, что именно с ними происходит. Налицо был явный дефицит понимания относительно их личной роли в произошедшей (или только готовящейся) катастрофе. Вместо того, чтобы избавиться от своих страхов, они искали виноватых.
Вот несколько примеров.
• Агент по продажам, чей источник самоуважения напрямую зависит от процента, получаемого от удачных сделок. Он ненавидит своего начальника за то, что тот постоянно повышает планку, и так, по его мнению, достигшую невероятных высот. Скапливающееся напряжение он затем вымещает или на семье, или на собственном здоровье.
• Начальник производства, который в беседах с высшим руководством приписывает себе все достижения, оставляя своих подчиненных молча кипеть от ярости.
• Финансовый аналитик, выпускник «Лиги плюща», недовольный тем, что ему приходится переделывать всю работу за своими «некомпетентными» коллегами.
• Генеральный директор, который ни за что не признается, какое удовольствие он испытывает, колотя по столу кулаком и запугивая подчиненных.
• Маркетолог, считающий что нет ничего страшного в том, чтобы иногда списывать на «корпоративные расходы» траты, не имеющие никакого отношения к работе.
|
• Сотрудница, с утра до ночи думающая о своем начальнике, и начальник, постоянно задающий вопросы об этой сотруднице.
Все это, вплоть до паранойи и взаимного подсиживания, кажется более уместным в комиксе про Дилберта[2], однако все приведенные примеры взяты из жизни. Корпоративное поведение во многом чудовищно несправедливо и нелогично, и очень часто возникает искушение свалить на него всю вину за свои неудачи.
Для корпоративной среды характерны обезличивание, соблюдение иерархии, сложности внутренней политики, проявления покровительства, близорукость в решениях, двуличность, неспособность к диалогу и тому подобное.
Разумеется, корпоративной системе необходима корректировка. Разумеется, слишком многие компании игнорируют потребности своих сотрудников, в том числе и занимающих ответственные должности. Но я все-таки уверен, что даже несмотря на предательство таких компаний, как Enron[3], большинство компаний все-таки не совсем ослеплены системным корпоративным мышлением. Книги и журналы о бизнесе полны полезных советов для тех, кому приходится в одиночку существовать внутри системы.
Если посмотреть на каждый отдельно взятый день вашей работы, то ваши взаимоотношения с работодателем можно описать примерно так: «Я отдаю вам свое время и силы (и физические, и умственные) и вообще усердно тружусь. Вы же в свою очередь платите мне зарплату и (если повезет) гарантируете медицинскую страховку и некоторые другие привилегии». Звучит просто, не так ли? Проблема в факторе, который не упоминается в этом «общественном договоре», но неизбежно всплывает в ходе оценки трудовой деятельности. Этот фактор заключается в том, что вы и есть ваша работа. Иными словами, вы ждете, что работа дарует вам уважение, признание, успех (финансовый и общественный) и счастье.
Работа не ограничивается зарплатой. Есть еще такой элемент, как самоуважение. И вот этого компания дать вам не может. Самоуважения, как и успеха, его брата-близнеца, надо добиваться самостоятельно.
Почему мы сами себе мешаем
Все и так представляют себе, какое поведение следует считать пораженческим. Чтобы получить список его признаков, достаточно взглянуть в оглавление этой книги. Но, даже не зная содержания каждой главы, мало найдется людей, способных утверждать, что описанные в них формы поведения приносят человеку пользу.
Что бы мы сами ни думали, но правда заключается в том, что работу мы рассматриваем как семью: на подсознательном уровне мы видим в начальстве родителей, а в коллегах – братьев и сестер. Большинство психологов скажут вам, что проблемы в семье выливаются в проблемы на работе.
Но давайте попробуем копнуть глубже. Работа на самом деле мало чем отличается от школы. Поменялся дресс-код (да и то не везде), но очень многое осталось без изменений: то же соперничество, те же сплетни, то же деление на своих и чужих. Принятые формы поведения продолжают использоваться и после того, как мы получим свой аттестат.
Я подозреваю, что высказываемые мной идеи находят такой отклик среди людей работающих прежде всего потому, что пораженческое поведение не только контрпродуктивно, но и глубоко постыдно. Одно дело – испортить отношения с другом или родственником. Совсем другое – опозориться в офисе, на публике, где любой промах гораздо заметнее. Сделай глупость дома, и никто, кроме родных, об этом не узнает. Но стоит совершить ошибку на работе, и сплетники разнесут весть о ней по всему офису, а то и по всему миру, с помощью газеты Wall Street Journal.
Возникает вопрос: откуда берется пораженческое поведение?
В своей деятельности в качестве практикующего врача и ученого я обнаружил множество параллелей с миром бизнеса. Меня крайне заинтересовала тема эмбриологии человека. Развитие плода в утробе повторяет все стадии филогенетического древа: сначала эмбрион похож на примитивную губку, затем на червя, затем на рыбу. Особенно меня захватило развитие мозга – из нескольких клеток возникает нервная трубка, потом формируются желудочки и кора головного мозга. Если вначале небольшой набор клеток способен лишь на простую рефлекторную деятельность, то в конечном итоге он превращается в сложнейший механизм, обладающий «исполнительными функциями», благодаря которым мы можем работать, принимать решения, общаться с окружающими и находить изобретательные решения возникающих проблем.
Но оказывается, что пораженческое поведение гораздо ближе к рефлекторной, животной части нашей природы, чем к ее более развитой, человеческой части.
В корпоративной среде страдающие от пораженческих привычек люди обычно ведут себя как нервные собачки на выставке.
Некоторые собаки, когда они испуганы, рычат – это так называемый «агрессивный испуг». Другие скулят и отступают – это «испуг избегания». И то и другое – инстинктивные формы поведения, и, если не исправить их надлежащей дрессировкой, можно гарантировать, что никаких наград собаке не видать. На самом деле обе эти формы поведения суть две стороны одной и той же медали – страха.
Животные далеко не единственные существа, в которых страх порождает пораженческое поведение. Если говорить о людях, то и скрытые, и явные проявления страха и избегания на рабочем месте – вещи откровенно опасные и крайне вредоносные. За них приходится расплачиваться собственным успехом и счастьем, не говоря уже о шансах на получение медали «Лучший на выставке».
Большинство тех, кто из страха сам себе вредит, не отдают себе в этом отчета. Они даже не представляют, насколько их животные инстинкты отравляют им жизнь и надежды на лучшее будущее. Вместо того чтобы взглянуть правде в глаза и дать трезвую оценку тому, что с ними происходит, они предпочитают винить во всем отдел кадров, «нанимающий идиотов», или «слепых и безмозглых» начальников, или компанию в целом.
Однако если присмотреться, то становится очевидно, насколько беспочвенны все эти обвинения – даже если сам человек этого не замечает.
Почему это происходит – вопрос гораздо более сложный. В ряде последующих глав мы покажем, что причины подобного поведения уходят корнями в детство. По сути, личность человека – это набор привычек (как хороших, так и не очень), унаследованных с детских лет.
Во время своих выступлений я использую две схемы, объясняющие, как и почему развивается пораженческое поведение (приложение 1 и 2 в конце книги).
Далее следует анализ этих схем.
Успех: два шага вперед, один назад
С начала жизни и до самого ее конца мы только и делаем, что совершаем шаги в неизвестность. Самый первый шаг ребенка – дело столь же пугающее, сколь и воодушевляющее. Настоящий вызов для развивающейся личности заключается не только в том, чтобы сделать первый шаг, но в том, как повести себя, если вы сделали этот шаг, но упали. Чтобы достигнуть в жизни успеха, необходимо удостовериться, что вы делаете два шага вперед и один назад, а не наоборот.
Представьте себе ребенка, делающего свой первый шаг. Сначала он ползает на четвереньках, потом стоит, вцепившись в стульчик или родительскую ногу, а затем уже присоединяется к сообществу homo erectus – людей прямоходящих. Отпустив надежную опору, он пытается сохранить равновесие, оглядывается на родителя (детские психологи называют эту стадию французским словом rapprochement, что означает «сближение»). Уверенный в себе, он движется вперед.
Рано или поздно он падает и начинает плакать; минуту назад он чувствовал себя Суперменом в памперсе, а теперь вдруг снова стал маленьким и беззащитным. Чувство могущества обернулось бессилием. Он снова оглядывается на родителя, ища моральной поддержки – то, что с ним случилось, было не более чем досадной оплошностью и вовсе не значит, что нет никакого смысла вставать и пробовать заново. Если он эту поддержку получает, то поднимается и делает новую попытку. Это повторяется день за днем, пока наконец он не обретает способность ходить самостоятельно. Когда это происходит, в мозгу у него появляется маленький фрагмент уверенности в себе, встраивающийся в его развивающуюся личность. Чем дальше, тем больше он развивается, превращаясь в личность – уверенную в себе и собственных силах.
«Нельзя открыть новых земель, надолго не потеряв из виду берег».
Этот процесс длится всю жизнь. Личность и характер человека постоянно развиваются в ходе этого своеобразного образовательного танца – два шага вперед, один шаг назад. Если ты упал, сделай паузу, восстанови силы, внеси необходимые поправки и попробуй снова. В процессе мы совершаем ошибки и учимся на них; со временем мы формируем у себя такие черты характера, как упорство, настойчивость, эффективность.
Когда вы движетесь вперед, кровь бурлит в жилах, вам не терпится найти достойную проблему, чтобы схватиться с ней, проверить собственные силы. Мир полон возможностей, и жизнь стоит того, чтобы жить.
Пораженческое поведение: что вошло, то и вышло
Теперь давайте поговорим о том, что происходит, если вы мешаете себе. Если в детстве вы сделали шаг в неизвестность, затем другой, а потом упали, то, разумеется, оглянулись на родителя в поисках поддержки. Но что, если вы ее не получили? Ни о каком движении вперед и речи быть не может – вместо этого вы или остаетесь на месте, или (что еще хуже) отступаете назад. Вы чувствуете себя неуверенным, слабым, ни на что не способным. И ищете любой способ борьбы с этими чувствами. Одним из решений становится так называемая эмоциональная анестезия. Это способ борьбы с негативными эмоциями, дарующий утешение от нанесенной эмоциональной травмы, но на самом деле не решающий самой проблемы. В итоге от этого решения нет никакой пользы – только вред.
Что происходит, когда ребенка критикуют (и он чувствует себя «плохим»), игнорируют (и он чувствует себя одиноким и беспомощным) или балуют (и он не понимает, что происходит, когда его не балуют)? Он реагирует на все это страхом, чувством вины и стыда, гневом и непониманием. Разумеется, ни о какой уверенности в себе и речи быть не может. Каждый раз, когда вы падаете, вместо того чтобы встать и попробовать снова, вы ищете «эмоциональную анестезию». Да, она приносит облегчение, но в итоге приводит к формированию пораженческого поведения.
«Что вы делаете с детьми, то они будут делать с обществом».
Воспринимая подобные модели поведения, вы тратите впустую время и разбазариваете свой потенциал. Мир для вас не потрясающее место, полное возможностей для познания, а ужасающее поле битвы, где все настроено против вас. Из-за этого ваша жизнь и карьера стоят на месте. Если достаточно долго поддаваться такому поведению, оно войдет в привычку и в конце концов превратится в часть вашей личности, крайне устойчивую к переменам. Именно поэтому не стоит отчаиваться, если поначалу вам не удается избавиться от таких привычек. Нетерпеливость в данном случае – сама по себе форма пораженческого поведения.
Фокус в том, чтобы разорвать цикл укоренившихся негативных посылок – сделав это, вы сможете развить в себе внутреннюю силу и уверенность, которые помогут вам в работе и в жизни. На практике это означает, что вам надо поменять тон внутреннего голоса. Вместо агрессивного, критичного, уклончивого или потакающего «эмоционального анестезиолога» в вас должен заговорить уверенный и верящий в вас личный тренер. Как раз такой, какой всегда был вам нужен.
«Не существует никакой человеческой природы – есть животная натура и человеческий потенциал, позволяющий не поддаваться ей».
Как пользоваться этой книгой
Работа в качестве консультанта позволила мне ознакомиться с тремя уровнями корпоративного мира: отделами продаж, менеджментом среднего звена и управляющими, находящимися на самом верху иерархии. И у каждой из этих трех групп источник пораженческого поведения был своим.
Более того, в начале своей работы с ними я ухитрился немало навредить самому себе, поскольку не учел, что причины у всех разные. И именно поэтому я считаю очень важным показать, как правильно пользоваться этой книгой.
Если вас больше интересует конечный результат – например, если вы работаете в отделе продаж, то объяснения, как и почему мой подход эффективен, вряд ли будут вам интересны. Возможно, что вас интересует только то, как победить в себе пораженческое поведение, – в таком случае вам вполне достаточно будет заголовков и инструкций. Если вы менеджер среднего звена, то кроме конечного результата вас, наверное, также интересует и стратегия эффективного управления своими подчиненными. То есть вам интересно знать, как эта книга может помочь. В этом случае советую обратить внимание на «Полезные пояснения» в каждой главе. Также не стоит пропускать и истории, излагаемые в каждой главе, – вполне возможно, что в их героях вы узнаете себя или кого-то из коллег.
Ну а если вы занимаете в компании высокий пост, то я рискну предположить, что вам будет полезно узнать о причинах, по которым вы, ваши родственники, коллеги или подчиненные поддаются пораженческому поведению. Для руководителя высшего звена понимание деталей – крайне ценное и необходимое качество, поскольку в лучшем качестве вы способны проявить себя тогда, когда знаете не только, что работает, но как и почему.
И если советы, приведенные в этой книге, кажутся вам особенно подходящими для вашей ситуации в качестве менеджера, то не стесняйтесь опираться на них, разговаривая с подчиненными и помогая им преодолеть пораженческое поведение. Мне особенно запомнился очень оригинальный и эффективный подход, использовавшийся в одной компании, – «парная система». Суть его в том, что менеджер и его подчиненные составляют пару, каждый участник которой отвечает перед другим и не дает ему поддаться пораженческому поведению. К примеру, начальник может сфокусировать свое внимание на борьбе с излишне прямолинейными заявлениями, в то время как его подчиненные – на борьбе с оправданиями по поводу каждого промаха.
Если вы или кто-то из ваших коллег в каждом вызове, бросаемом работой, видит только источник стресса и борется с ним, поддаваясь пораженческому поведению, то страдают оба. По сути, вы добровольно отдаете преимущество своим соперникам. Если же вы решите помочь себе или коллегам, используя эту книгу, выиграют все – овладев навыками преодоления стоящих перед вами препятствий, вы перестанете мешать себе и друг другу и окажетесь на пути к успеху.
(Более подробные рекомендации по использованию этой книги расположены в приложении 3: «Двенадцать шагов, чтобы перестать мешать себе на работе».)
И наконец, насчет порядка глав – некоторые формы пораженческого и самоуничижительного поведения встречаются гораздо чаще других (насколько я могу судить по собственной практике). Вот и в книге посвященные им главы расположены в порядке убывания.
Успеха вам!
Глава 1
Бесконечные отсрочки
«Постоянно откладывать дела на завтра – безусловно, наша излюбленная форма самовредительства».
Когда на своих лекциях я спрашиваю слушателей, что им необходимо, чтобы добиться больших успехов, ответов слышу множество: «Заключать больше сделок», «Проводить больше времени с клиентами», «Активнее налаживать деловые связи», «Раньше приходить на работу и позже уходить». Но практически никогда я не слышу откровенного: «Перестать откладывать все на завтра».
Но когда я задаю вопрос, что, по их мнению, произойдет, если они перестанут откладывать на завтра важные дела, каждый неизменно отвечает: «Я достигну такого успеха, какой мне и не снился».
На работе постоянные отстрочки приобретают иногда масштаб эпидемии, и из всех форм самовредительского поведения именно эта встречается чаще всего.
Одно дело – тянуть кота за хвост в делах, касающихся только вас, – например, без конца откладывать решение начать правильно питаться. Совсем другое дело – мешать работать другим. Когда это происходит, неприятностей и недовольства коллег не избежать.
Причины для бесконечных отсрочек могут быть самыми разными. Некоторые люди ненавидят работать по графику. Другие впадают в кататонию от важности или объема предстоящей работы. А некоторые не могут взяться за дело потому, что неспособны расставить приоритеты, или потому, что не знают, с чего начать – а спросить совета им не позволяет страх или стыд.
Джордж – редактор крупного журнала. Он начитан, талантлив и прекрасно разбирается в своей теме – науке и технике. Но все свои статьи он сдает в последний момент. Он и садится за них только за неделю-две до крайнего срока – даже если статья требует серьезной предварительной подготовки. Иногда он не спит ночами, спешно дописывая материал – к откровенному недовольству производственного отдела. Финансовому директору журнала подобное положение вещей вскоре надоело: «Мне безразлично, что ты такой талантливый, – сказала она ему. – Постоянно подвергая всю редакцию опасности сорвать сроки, ты мешаешь работать другим и слишком дорого обходишься компании. Или меняй свой режим, или ищи другую работу».
«Постоянные отсрочки – самая распространенная и опасная из болезней, отравляющая счастье и мешающая успеху».
По сути, откладывая на потом какое-то дело, вы откладываете не работу, а необходимость принять решение. Причина кроется в том, что вами владеют чрезвычайно сильные эмоции. Если вы постоянно тянете резину, то, скорее всего, в детстве вы сделали нечто такое, что вызвало негативную реакцию родителей, учителей, тренеров или других взрослых. Со временем страх ошибиться и сделать что-то не так становится только сильнее. Страх наказания пересиливает желание действовать. Эмоции парализуют вас.
Такое поведение в итоге может загнать вас в угол: или вы наконец возьметесь за дело, которое откладывали, или будете искать другую работу. Когда угроза увольнения или выговора встает перед вами в полный рост, с вашим организмом происходит очень интересная вещь – он начинает производить невероятные объемы адреналина. Благодаря ему ваше внимание обостряется до предела – обычно такое происходит в ситуациях, называемых «бороться или бежать». Нейроны начинают работать быстро и эффективно, вы становитесь способны на лету принимать решения и действовать с невероятной скоростью. Возможно, этим можно объяснить тот факт, что многие из страдающих от синдрома дефицита внимания склонны откладывать дела на последний момент. Будучи прижатым к стенке, их организм начинает вырабатывать адреналин – естественный аналог риталина.
Если вы привыкли откладывать дела до последнего, то, скорее всего, в итоге вы все-таки успеваете сделать их вовремя. Однако с возрастом проблема усугубляется, поскольку постоянно перескакивать из тихого омута безделья в бурную реку адреналина – дело, явно не полезное для организма. Нарушается гормональный баланс, и рано или поздно вы окажетесь неспособны довести дело до конца в последний момент.
Когда я описал эту ситуацию Джорджу, он все понял, однако все равно не знал, что же ему делать. Джордж – человек амбициозный и энергичный и, как многие другие подобные люди, обожает своих детей, особенно сына Джейка. Джейк страдает от синдрома дефицита внимания и, подобно отцу, постоянно делает все в последний момент. Из-за этого он хронически не успевает в школе. Разумеется, его злила невозможность полностью реализовать собственный интеллектуальный потенциал. Однажды он сказал Джорджу: «Что толку от ума, если ты не можешь им воспользоваться? Уж лучше бы я был идиотом – тогда бы мне не приходилось лезть из кожи вон, пытаясь доказать себе и другим, что я способен на многое». Для Джорджа эти слова оказались эхом того, что чувствовал он сам.
Я предложил, чтобы Джордж взял часть работы на дом и работал над статьями, сидя за одним столом с Джейком, когда тот будет делать домашние задания. «Вдвоем вам будет не так скучно заниматься тем, что вы ненавидите, но что обязаны делать», – предложил я.
Джордж сразу согласился, сказав, что готов на что угодно, лишь бы его сын чувствовал себя лучше.
Сказано – сделано. Отец и сын каждый день уделяли время совместной работе над проектами, которые обычно оттягивали до последней минуты. Всего через несколько месяцев дела у обоих пошли в гору. За счет того, что они трудились вместе, работа перестала казаться такой нудной и делалась легче.
«Команда вместе несет свою ношу и делит горе на всех».
Полезное пояснение. Мы откладываем дело на потом не из-за лени, а потому что потрясены эмоционально.
Необходимые шаги
. Попросите друга о помощи. Когда вас захлестывают эмоции, то сил на действия не остается. Попросите о помощи друга или коллегу – они на вашей стороне, но при этом не собираются потакать вам. Попросите их выслушать вас и расскажите им о своих страхах. Каждую неделю проверяйте, как у них дела, – и пусть они делают то же самое для вас (в этом, кстати, кроется основной принцип всех программ типа «Двенадцати шагов»).
. Не распыляйтесь. Выберите два самых важных проекта, которые вы на данный момент откладываете. Больше двух выбирать не стоит – длинные списки слишком часто постигает печальная судьба опять быть отложенными.
. Продолжайте совместную работу, пока два этих проекта не будут завершены. Затем добавьте два других проекта и занимайтесь ими.
. Со временем у вас выработается способность вслух говорить о своих страхах, и в работе вы станете больше полагаться на себя, чем на своего напарника.
Глава 2
Уход в оборону
«Я никогда не позволю себе так низко пасть, чтобы возненавидеть человека.
Ни одному человеку я не позволю унизить мою душу, заставив меня ненавидеть его».
Задайтесь вопросом. Что вы слышите, когда с кем-то спорите? Гораздо важнее сказать оппоненту: «Я прав, а ты нет». Когда вы слышите, как вам говорят: «Я прав, а ты нет» (вне зависимости от того, действительно ли ваш собеседник имеет в виду именно это), это значит, что вы ушли в оборону.
Что вы на самом деле хотите сказать в ответ, так это: «Черт, я не (всегда) ошибаюсь!»
Если же вы выбрали ответ номер два, то вы слишком часто ведете себя самоуверенно. Вам кажется, что это не вы атакуете своего оппонента, а наоборот. Что самое смешное, ваш собеседник, скорее всего, чувствует то же самое. Ни вы, ни он не хотите проблем (если, конечно, у вас все в порядке с головой). Но оба вы считаете необходимым защищаться, поскольку вам кажется, что на вас нападают. И для вас, и для вашего оппонента это – просто самооборона.
Недавно меня попросили разрешить спор двух гендиректоров. Я попросил каждого из них задать своему оппоненту один вопрос: «Разве ты не говорил мне, что я не прав, а ты – прав?» Оба ответили: «Нет». И только тогда увидели, что собеседник вовсе не нападал на каждого из них, что не мешало тому слишком рьяно обороняться.
«Если бы вы смогли прочесть тайную историю своих врагов, то в жизни каждого нашли бы столько горя и страданий, что их хватило бы, чтобы уничтожить всякую враждебность».
Откуда берется агрессивная форма самозащиты? Ответ все тот же – из детства. Если ваши родители говорили вам (напрямую или нет), что вы не правы – или хуже того, что вы тупой, неспособный или просто неудачник, то и во взрослом возрасте вы сохраните веру в то, что люди говорят вам то же самое (см. «Введение. Почему мы сами себе мешаем»).
В детстве вы ничего не могли этому противопоставить и находили другой выход эмоциям – плакали, или замыкались в себе, или вымещали злобу на одноклассниках. Сейчас же вы действуете иначе. Вас распирает изнутри, и, как персонаж Питера Финча из фильма «Телесеть», вы кричите: «Я зол как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!»
Подобный взрыв – результат копившихся с детства боли и гнева. Проблема в том, что осколками сечет тех, кто находится с вами сейчас.
«Иногда родителям кажется, что, если они не будут критиковать своих детей, те никогда ничему не научатся. Из-за критики люди не меняются – они только уходят в оборону».
Как бороться с таким поведением? В психотерапии существует такое понятие, как «перенесение». Пациенты реагируют на терапевта (совершенно нейтральную личность) как на кого-то из своего прошлого – обычно родителя, – который дурно с ними обращался, бил или просто игнорировал.
Для того чтобы психотерапия принесла результаты, сначала надо понять, что вы переносите негативные чувства к людям из своего прошлого на своего врача (и, безусловно, других людей, особенно если они облечены властью) в настоящем. Со временем вы научитесь распознавать подобное поведение и останавливать конфликт в зародыше. Как только вы перестанете вымещать на нынешних связях злобу за прошлое, то поймете: такая вот «агрессивная оборона» только вредит вам. Вырвавшись из тени прошлого и строя отношения на базе сегодняшнего дня, вы будете значительно счастливее – не говоря уже о том, что успешнее.
Полезное пояснение. В отсутствие агрессии защитное поведение само воспринимается как агрессия.
Необходимые шаги
. Составьте список коллег, с которыми вы чаще всего ругаетесь.
. Если вы считаете, что человек говорит вам: «Я прав, а вы – нет», поставьте напротив его фамилии букву А.
. Если же вы считаете, что человек в действительности говорит вам: «Я не ошибаюсь», поставьте букву Б.
. Спросите людей из списка Б: «Когда мы спорим, что, как вам кажется, я говорю: «Я прав, а вы – нет» или «Я не ошибаюсь»? Дайте им понять, что вы не ищете повода для спора, а на самом деле пытаетесь разобраться.
. Внимательно выслушайте их. Вы сильно удивитесь, как часто то, что кажется нападками, на самом деле ими не является.
. Теперь задайте тот же вопрос людям из списка А. В большинстве случаев результат будет таким же – они не стремятся вас оскорбить, просто им кажется, что вы пытаетесь задеть их.
. Если же вы найдете среди опрошенных тех, кто действительно говорит вам, что они правы, а вы – нет, спросите их, что конкретно, по их мнению, вам надо изменить в своем поведении. Каким бы ни был их ответ, не реагируйте на него, уходя в глубокую оборону. Вместо этого поблагодарите их от чистого сердца. Как только они поймут, что им не с кем и не о чем спорить, преимущество окажется на вашей стороне.
Глава 3
Бессмысленная верность компании
«Если вы ошиблись, то лучше отделаться малой кровью, и сделать это как можно скорее».
Вы не лентяй. Вы делаете то, что от вас требуется. И тем не менее вы прекрасно понимаете, как себя чувствует Дилберт. Ложась спать в воскресенье вечером, вы с ужасом думаете о будильнике, который разбудит вас утром. На работе вы считаете часы до конца рабочего дня и ищете любой предлог, чтобы пройтись или поболтать с коллегами. Если вы можете уйти пораньше, вы уйдете или будете торчать в Интернете, пока остальные не начнут собираться домой. Иногда вы звоните и говорите, что заболели, хотя на самом деле вполне здоровы.
«Думаешь, это тебе не повезло с работой? Да у меня все еще хуже!» – тема, часто всплывающая не только в разговорах за барной стойкой, но и во множестве голливудских фильмов. Удивительно, но многие из достигших успеха людей в прошлом работали на отвратительных работах. Например, я знаю одного профессора экономики, который некогда работал на фабрике по производству кошачьей еды и дробил в огромном чане замороженные индюшачьи черепа. Другой мой знакомый, преподающий теперь в престижном университете «Лиги плюща», в прошлом работал в ночную смену в забегаловке, обслуживая нетрезвых посетителей, которые порой путали свой столик с кроватью, а то и с туалетом. Нынешняя федеральный судья зарабатывала на жизнь, с 10 вечера и до 6 утра монтируя негативы (единственный плюс такой работы – доступ к фильмам до премьеры). А один известный кинорежиссер когда-то был мусорщиком и однажды потерял сознание от ужасающей вони отбросов, с которыми ему приходилось иметь дело. Конечно, всем этим они занимались, когда были старшеклассниками или студентами, но страдали от этого ничуть не меньше.
А теперь вы оказались в такой же ситуации. Вы не то чтобы валяете дурака на работе, но никакого удовольствия от нее не получаете. А уж о каком-то смысле или развитии и речи идти не может. Вы бы и рады выбраться из этой трясины, но работа отнимает у вас все силы.
«Я вам сейчас открою большой секрет, дорогой мой. Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день».
Так почему бы не отделаться малой кровью? Причин может быть несколько.
• У вас нет плана действий. Все ваши яйца положены в одну корзину, и альтернативы вы не видите. Вы занимаетесь банальным выживанием: вы настолько устали, настолько загнаны в угол, что одна только мысль о том, что надо бы собраться и начать искать другую работу лишает вас сил. (Аналогичная с точки зрения психологии ситуация складывается в несчастливых браках. Люди предпочитают терпеть знакомое зло, чем рисковать и делать шаг в неизвестность.)
• Вам кажется, что уволиться – значит признать свою слабость. Возможно, вы просто ангел – с соответствующим терпением. Если же нет, то на работе вас держит чувство вины, и ирония заключается в том, что ваш работодатель заинтересован в том, чтобы вы и дальше чувствовали себя виноватым.
• Оптимизм. Надежда – вещь крайне живучая. Возможно, вам кажется, что все изменится к лучшему – даже если шансов на это никаких. Вы не можете принять тот факт, что за все ваши усилия не будет никакой награды.
• Вам не хочется ошибиться: Если работа, казавшаяся чистой мечтой, на деле обернулась разочарованием (а то и просто кошмаром), вполне вероятно, что вы сомневаетесь в своей способности здраво оценивать ситуацию. Возможно, вы спрашиваете себя: «Если уж в этом я потерпел такой крах, то в чем вообще я могу преуспеть?»
• Вы думаете, что не найдете ничего лучше. Если вы считаете, что не заслуживаете ничего лучшего, то и дергаться нет никакого смысла.
Как вырваться из этой темницы? В чем разница между теми, кто смог найти что-то лучшее, и теми, кто не смог?
«Единственный способ сдвинуться с места – начать двигаться».
В чем заключается главное различие между успехом и неудачей? В способности представить, что ваша жизнь действительно может измениться, и в способности предпринять шаги (не важно, насколько значительные) в этом направлении. Любая мелочь, которая воодушевляет и радует вас – добровольная помощь в церкви, уход за животными, вечерняя школа, – это огромный шаг в правильном, позитивном направлении. Подобные действия способны стимулировать вашу мотивацию – для начала нужно направить свое тело на нужный путь, а ум и сердце последуют.
Брюс Райт, основатель консалтинговой фирмы Macro Strategic Design, помогает своем клиентам достичь лучшей жизни, чтобы к концу ее они ни о чем не жалели.
Вот одно из предлагаемых им упражнений.
Закройте глаза и представьте, что у вас есть 50 миллионов долларов – эта сумма досталась вам совершенно законно, налоги с нее уже уплачены, и вы вольны распоряжаться ею как вам угодно. Имея такие деньги, вам никогда больше не придется заниматься чем-то, что вам не нравится. Как же вы поступите?
Некоторые отвечают, что будут путешествовать по всему миру, другие – что купят себе несколько домов, кто-то же говорит, что постарается сделать мир лучше. А что выберете вы?