• наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
• обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
• возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
• ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для которых разрабатывается ИОП
Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детиинвалиды
Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе детиинвалиды
Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения
Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики
Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план — корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП:
· Наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум);
|
· Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе;
· Наличие подготовленных педагогических кадров.
Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школ е:
Администрация
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
• финансовое обеспечение реализации ИОП;
• внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, приказы, положения и т. д.);
• кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
• обеспечение материально-технических условий (специального учебного оборудования т д.);
• поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство;
• организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ
Специалисты психологопедагогического сопровождения (педагогпсихолог, учительлогопед, учительдефектолог, социальный педагог, тьютор) — члены ПМПк
|
• разработка индивидуальных образовательных программ;
• отслеживание динамики развития обучающегося;
• оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
• помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
• проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий;
• консультирование родителей
Учитель
Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:
• участие в разработке индивидуальных образовательных программ;
• разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
• организация развивающей среды в классе;
• создание и поддержка эмоциональнокомфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
• формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации; • выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
• участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ;
• помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе — детей с ОВЗ;
Особенности работы над Индивидуальной образовательной программой:
|
• Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;
• Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОп — четверть, триместр, полугодие);
• По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
• Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер; • Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.