E-learning — образовательный суррогат или технология будущего?
E-learning — это сокращение от английского словосочетания electronic learning, которое в переводе означает «электронное образование». В современном понимании e-learning — это система обучения online, в основе которой лежит передача знаний с помощью компьютерных технологий и медиасредств. Поэтому сейчас, как правило, термины «дистанционное обучение», «онлайн-обучение» и e-learning рассматриваются в качестве синонимов.
Идеи и принципы e-learning
1. Совершенствование образовательного процесса с помощью внедрения новых информационных технологий.
2. Возможность самостоятельного обучения.
3. Экономия времени учителя на проверку домашнего задания.
4. Возможность отслеживания прогресса учеников.
5. Равные условия обучения как в крупных городах, так и в небольших.
6. Прохождение дистанционных курсов в ведущих университетах.
7. Возможность обучения у лучших преподавателей с помощью вебинаров.
8. Прохождение онлайн-курса в любое время, из любой точки мира.
История возникновения и развития e-learning
Понятие «дистанционное обучение» появилось ещё в конце XVIII века, когда вместе с регулярной и доступной почтовой связью возникло «корреспондентское обучение». По почте люди получали учебные материалы, общались с преподавателями и сдавали экзамены в виде научной работы. Появление радио и телевидения в XX веке колоссально изменило методы дистанционного обучения — появились «программы-обучалки». Однако у этой системы был существенный недостаток: учащиеся не могли получать обратную связь. Всё изменилось с появлением компьютеров.
В 1960 году Иллинойсский университет связал классы с компьютерными терминалами (ещё не персональными компьютерами). Учащиеся могли получить доступ к лекциям других курсов, записанным на телевизоры или аудиоустройства.
А в 1971 году австрийский философ и социальный критик Иван Иллич опубликовал книгу, ставшую впоследствии пророческой, — «Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир» (Deschooling Society), где описал «обучающий интернет» как модель, которая позволяет студенту выстраивать образовательный процесс для себя. В этот момент e-learning получил свою первую теоретическую основу.
Чуть позже, в середине семидесятых, специалисты Технологического института Нью-Джерси Мюррей Терроф и Старр Роксанна Хилц разработали электронную систему обмена информацией (EIES), которая позволила проводить сеансы конференц-связи. EIES называют одним из ранних примеров программного обеспечения совместной работы (её принципы лежат в основе электронной почты, календарей, чатов и т. п.).
В конце 80-х годов начинает стремительно расти свободный доступ к персональным компьютерам, что даёт новый толчок к упрощению и автоматизации обучения. Первые компьютерные «обучалки» были в виде различных игр. Потом возникли более сложные обучающие комплексы, вплоть до симуляторов реальности. А затем появляется интернет, а вместе с ним — возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.
Первый в мире онлайн-курс был составлен и проведен в 1986 году профессором Школы коммуникации при Университете Саймона Фрезера Линдой Харасим совместно с канадским социологом Дороти Смит. Тема касалась компьютерного образования женщин. А в 1994 году была основана первая в мире школа онлайн-обучения Whitemore School.
С этого момента завершается период становления онлайн-обучения и начинается его развитие. В 1997 году Майкл Часен и Мэттью Питтински разработали электронную информационную систему обеспечения образовательного процесса Blockboard Inc. В 2005 году Европейская ассоциация дистанционных университетов (EADTU) при поддержке программы Европейской комиссии e-Learning разработали стандарты онлайн-обучения в рамках проекта E-xcellence. В 2008 году министерство образования США выпустило исследование, которое показало, что в 2006–2007 годах 77% студентов зачислились на онлайн-курсы.
В 2014 году в ответ на критику традиционного электронного обучения Ассоциация развития талантов (ATD) провозгласила манифест «серьёзного электронного обучения» (The Serious E-Learning Manifesto), в котором было сформулировано 24 принципа электронного обучения, адекватного реалиям современного цифрового мира. А спустя год частные некоммерческие организации впервые опередили коммерческие по числу онлайн-студентов. Лидерство осталось за государственными университетами. Более 6 млн студентов проходили хотя бы один онлайн-курс.