Роль учителя в формате e-learning




Электронное обучение не отменяет живое слово педагога. Оно лишь даёт возможность учителю раскрыть свой творческий потенциал, сделать уроки более интересными, эмоциональными. Преподаватель помогает обучающемуся решать проблемы, вопросы, разбираться в потоке разнообразной учебной информации с помощью электронного обучения. Такая деятельность требует от преподавателя развития специальных навыков, приёмов педагогической работы, таких как:

· разработка содержания курса на новой технологической основе;

· помощь в ориентировании по обширной учебной информации;

· разработка индивидуальной образовательной траектории;

· обеспечение активных взаимодействий обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми.

Совокупность этих и других приёмов и подходов начинает складываться в «электронную педагогику» — новую отрасль педагогической науки. Она представляет собой эволюцию классического преподавания, которая происходит в результате появления новых технологий.

Современные школьники и студенты получили возможность учиться дистанционно благодаря использованию специально организованной электронной образовательной среды. Учащиеся имеют доступ ко всем учебным материалам и в случае необходимости всегда могут повторно их изучить. Возможность заниматься в индивидуальном и комфортном темпе значительно повышает результаты обучения, положительно сказывается на качестве образования, снимает все ограничения на время и место проведения занятий, а также позволяет людям с ограниченными возможностями получать качественное образование. Электронное обучение обеспечивает регулярный и систематический контроль над успехами учащихся.

E-learning базируется на принципе доставки учебного контента конечному пользователю, осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных интернет-технологий, включает в себя сочетание очной и заочной форм обучения, обеспечивает удалённое общение с экспертами разных сфер. Формирование и активное внедрение образовательных IT-технологий изменяет структуру образования в сторону виртуализации информационного поля обучаемого.

Форматы e-learning:

· электронные учебники и пособия;

· серии видеоуроков;

· модерируемые обсуждения на форумах и чаты;

· серии текстовых статей, разбитых по урокам;

· интерактивные образовательные игры и задания;

· онлайн-тестирования;

· вебинары;

· электронные курсы, которые, по сути, включают в себя все или некоторые форматы, названные выше.

Преимущества e-learning

Общедоступность и экономия e-learning позволяют учиться, находясь в любом месте, любом часовом поясе, совмещая учебу с другими занятиями (работой, воспитанием детей и т. п.), и зачастую оказывается дешевле «живых» курсов, а иногда — совершенно бесплатным.

Разнообразие и индивидуальный подход — использование многочисленных методов донесения учебной информации и проверки усвоенного материала — позволяют выбирать удобные форматы обучения, комфортный темп и при этом учиться только тому, чего не знаешь, пропуская уже известные темы.

Анализ результатов — возможность использовать большие данные для аналитики обеспечивается большим количеством обучающихся. Если в обычной группе учатся 20–30 студентов, то число обучающихся электронно может составлять десятки тысяч человек, и на основе их результатов становится наглядно видно, какие темы вызывают наибольшие сложности, какие ошибки встречаются чаще других и т. п.

Взаимопроникновение отраслей — формат e-learning открывает новые возможности для совместной работы специалистов, находящихся за тысячи километров дуг от друга, в том числе междисциплинарных исследований и инновационных разработок.

Улучшение демографической ситуации в регионах, избежание массовых переездов населения в столичные города.

Недостатки e-learning

Введение дистанционных технологий в учебный процесс по методу «шоковой терапии», а не эволюционным методом — особенно наглядно это было видно в России весной 2020 года, когда произошёл вынужденный и массовый переход на дистанционное образование без предварительного создания базы для такого перехода.

Отсутствие массового обучения населения использования ИКТ и слабо развитая информационная инфраструктура в ряде регионов приводят к тому, что e-learning, задумывающийся как инструмент для облегчения получения образования, оказывается для людей более сложным, чем традиционное обучение.

Кадровая проблема — дефицит высокопрофессиональных кадров, обладающих навыками использования дистанционных технологий.

Что на практике?

Надо признать, что в современной России e-learning ещё развит достаточно слабо, хотя в последние несколько месяцев по известным причинам взял высокие темпы роста. Отсутствие надёжной ресурсной базы привело к самым разнообразным проблемам при массовом переходе на дистанционное обучение: от «обвала» онлайн-платформ из-за внезапно нахлынувшего потока посетителей до целенаправленных DDoS-атак на образовательные сайты.

Огромной сложностью стало и то, что у большинства педагогов не было достаточного опыта для организации уроков на «удалёнке». И речь сейчас не только о том, как загрузить необходимые материалы в сеть и какие онлайн-сервисы выбрать для коммуникации с учениками — это всё же чисто технические моменты, которые можно освоить довольно быстро. Гораздо важнее и гораздо труднее изменить сам подход в обучении — например, осознать, что онлайн-уроки — это не единственный и далеко не самый лучший формат для дистанционного образования. Наоборот, он начисто лишает e-learning таких преимуществ, как индивидуальный подход, комфортный график и темп обучения. Но для того чтобы научиться грамотно выстраивать дистанционное обучение, педагогам требуется соответствующая подготовка, курсы повышения квалификации, мастер-классы, практические рекомендации и другие виды методической поддержки.

Другой важный момент, который стоит упомянуть, говоря о дистанционном обучении, — это возраст учеников. Совершенно точно такой формат не подходит для начальной школы. Дети просто не способны сами организовать свои занятия, а привлечение родителей не всегда возможно и отнимает слишком много времени. Чем старше ученик и чем выше уровень его мотивации, тем успешнее становится его онлайн-обучение.

Третий пункт, на который хотелось бы обратить внимание, – это материально-техническая сторона e-learning. Дистант будет эффективен только в том случае, когда у каждого его участника — и педагога, и ученика — есть все необходимые инструменты для обучения. К ним относятся как сами гаджеты, так и доступ к высокоскоростному интернету. Кроме того, важным оказывается умение пользоваться этими инструментами.

Подводя итоги

Мы постарались подробно рассмотреть все стороны электронного обучения и показать, что оно может быть удобным, а иногда и единственно возможным способом получения качественного образования. Однако для этого требуется соблюдение нескольких условий:

· наличие материально-технической базы;

· соответствующие квалификация и опыт педагога;

· подходящий возраст учеников (хотя бы 13–14 лет) и их высокая мотивация.

К сожалению, при недавнем вынужденном переходе на дистант многие (а иногда и все) эти условия были нарушены, и, как следствие, учебный процесс не достиг необходимых результатов. Но это не значит, что e-learning — плохая или неработающая система, просто для её отладки требуется куда больше времени. Давайте постараемся не отталкивать от себя всё новое и неизученное, а, напротив, познакомимся с ним поближе и, возможно, сделаем e-learning одним из инструментов обучения. Ведь чем больше их в арсенале педагога, тем проще ему достигать поставленных целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: