Методические рекомендации по составлению докладов




Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое

изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который

используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует

формированию навыков исследовательской работы, расширяет

познавательные интересы, приучает критически мыслить.

Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи).

Подготовка выступления

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то

(проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).

2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных

источников.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Композиционное оформление доклада в виде текста и электронной презентации.

5. Заучивание, запоминание текста доклада.

Общая структура доклада

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и

заключение.

Вступление.

• Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

• Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема).

• Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет).

Основная часть.

Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений).

Изложение материала должно быть связным, последовательным,

доказательным. Способ изложения материала для выступления должен

носить конспективный или тезисный характер.

Заключение

Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается

значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные

практические рекомендации.

Оформление печатного текста доклада

Текст доклада должен быть набран в редакторе Microsoft Word

и позднее и распечатан на компьютере на одной стороне стандартного

листа белой бумаги форматом А4 (210 на 297мм).

 Основной текст: шрифт Times New Roman - 14, без

переноса слов, междустрочный интервал полуторный,

выравнивание по ширине.

 Поля: слева - 3 см, сверху – 2 см, справа - 2 см, внизу

- 2 см, абзацный отступ – 1,25 см.

 Заголовки первого порядка: обозначаются

римскими цифрами, набираются все заглавными буквами, по

центру, без отступа и точки на конце; шрифт 18, полужирный.

 Заголовки второго порядка по центру, без отступа,

арабские цифры, без точки, с заглавной буквы, далее строчными

буквами; шрифт 16, полужирный.

 Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы.

 Для выделения в тексте отдельных слов или мест

допустимо применять подчеркивание, курсив, разрядку или

набор прописными буквами.

 Таблицы, рисунки, графики, фотографии как в тексте, так и

в приложении должны быть выполнены на стандартных листах

(формат А4) или наклеены на листы соответствующего формата.

Все сноски и подстрочные примечания набирают через один интервал.

Оформление рисунков, иллюстраций, таблиц.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы) именуются рисунками и нумеруются сквозным образом через всю работу (например, рис. 2.2 – это второй рисунок второй главы). Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, следующей сразу же после номера.

Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы в одну строку. В

конце подписи точку не ставят.

Рисунки должны размещаться сразу после первого упоминания о них в

контексте работы.

Диаграмма – это один из способов графического изображения

зависимости между величинами. Количество видов диаграмм весьма

значительно. Это могут быть и гистограммы, и лепестковые, и круговые. Но

в основном все виды диаграмм можно разделить на плоскостные, и

объемные. Второй вид диаграмм более нагляден.

На гистограммах (столбиковых диаграммах) данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных

вертикально или горизонтально (ленточная диаграмма). Длина (высота)

прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

Секторная (круговая) диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам различных

элементов исследования. Такую диаграмму рекомендуется использовать,

когда необходимо подчеркнуть явное преобладание какого-либо элемента

(части) над другими.

Таблицы оформляются также в соответствии со строгими требованиями.

Каждая таблица должна иметь номер и название. В тексте дается ссылка на таблицу, в круглых скобках: (табл. 1.1.) Все таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера (выравнивание по правому краю, шрифт 12, без выделения). Знак № и точку в конце не ставят («Таблица 1.2» – это вторая таблица первой главы).

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают

посередине страницы, без отступа и пишут с прописной буквы без точки

на конце и печатают через один интервал (шрифт 14, по центру,

полужирное выделение).

Приложение 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: