Тема: «Упражнения по хоровому пению»




Занятие № 31

Раздел «Вокальный тренинг»

Тема: «Упражнения по хоровому пению»

- Ребята, хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию вашей певческой культуры и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижении вами художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности.

Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Степень сложности самих упражнений и требования к их исполнению бывают различными. В начале вы должны освоить несложные вокальные упражнения, которые вам помогут овладеть правильными приемами дыхания, будут способствовать развитию навыков одновременного пения (вступление, окончание), расширению диапазона. Благодаря упражнениям коллектив приобретает навык освоения правильного звуковедения, соответствующего характеру исполнения данного сочинения.

«Вокально-хоровые упражнения» способствуют развитию и совершенствованию голоса каждого участника коллектива, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества в целом. Таким образом, объединение терминов, совершенно закономерно, ибо весь процесс совершенствования всего коллектива и отдельных его участников проходит одновременно, они взаимосвязаны.

В использовании упражнений должна быть определенная система, последовательность - от простого к сложному.

Пение упражнений не только не должно носить формального характера, а наоборот, его следует рассматривать как важный творческий процесс. Упражнение принесет пользу, лишь, когда оно поется активно, с удовольствием. Пассивнее же, бездумное пропевание звукорядов, не произведет должного эффекта. Данное условие относится к любому виду упражнений - будь то красивая напевная мелодия, обычный звукоряд или трезвучие.

Не следует стремиться к большему числу упражнений и частой смене их на занятиях. Одну и ту же попевку можно спеть закрытым ртом (на согласную М или Н)

- для появления навыка пользования голосовым резонатором и приближение звука к передней части голосового аппарата; на различные слоги (га, ри, гри, гра) - для тренировки дикции, выработки умения твердо и быстро произносить согласные; в разных темпах, с различными нюансами

- для выработки гибкости и подвижности хора; на различной звуковой высоте

- для укрепления и расширения диапазона. Кажущееся однообразие попевок следует расцветить многочисленными и разнообразными приемами. Они могут варьироваться в зависимости от задачи, стоящей в данный момент перед коллективом.

Так при основной задаче - петь, четко выговаривая согласные, нельзя не обращать внимание на интонацию.

Часто вокально-хоровые упражнения называют распеванием, они по своему характеру различны.

С самого начала занятия в театральном коллективе над вокально- хоровыми упражнениями для вас юных театралов следует помнить об исключительно важном значении приобретения навыков правильного дыхания.

Специфичность певческого дыхания состоит в том, что, помимо вдоха и выдоха, в нем имеется и третья фаза - задержка воздуха после вдоха. При этом выдох происходит во много раз медленнее вдоха, так, как в этот момент осуществляется процесс пения.

Овладение правильным певческим дыханием - комплексный процесс, который можно разделить на три фазы:

Первая фаза - вдох. Он осуществляется следующим образом: расслабляется диафрагма, расширяется нижняя часть грудной клетки, которая заполняется воздухом. Для этого необходимо, чтобы поющие стояли в правильной певческой позиции - плечи свободно опущены, шейные мускулы не напряжены, положение головы естественное, корпус выпрямлен; вдох происходит через нос или через нос и рот. При пении сидя, надо соблюдать те же принципиальные требования, обращая особое внимание на положение ног (они не должны быть скрещенные) и тело (нельзя расслабляться и прислоняться к спинке стула). Чрезвычайно важно, чтобы вдох по продолжительности соответствовал темпу исполняемого произведения. Следует помнить, что чересчур глубокий вдох вызывает упругость мускулов и отрицательно сказывается на пении.

Вторая фаза - задержка воздуха. При задержке воздуха голосовой аппарат приводится в состояние готовности к атаке звука. В хоровом ансамбле приостановка вдоха всеми певцами обеспечивает их одновременное вступление во время исполнения произведений.

Третья фаза - выдох. Он происходит следующим образом: задержанный и опирающийся на диафрагму воздушный столб проходит через голосовой аппарат, приводит в колебание голосовые связки и отводит звук в резонаторы. При выходе нельзя расходовать до конца воздушный запас, чтобы избежать детонирования и искажения качества звука.

Навык певческого дыхания вырабатывается не сразу. Нужно подобрать и применить целый комплекс упражнений на дыхание, которые помогут исполнителям полностью овладеть этим навыком. Например:

По определенному сигналу руководителя воспитанники делают вдох, задерживают дыхание, затем выдох без пения, на согласную «с». Следует производить вдох так, как будто вдыхаешь запах цветка, а выдох делать равномерно, без толчков. Это же упражнение можно озвучить, выбирая какой-нибудь удобный звук в среднем регистре и используя какую-либо гласную.

Можно выполнить упражнение: в одном случае вдох происходит очень медленно, а в другом - очень быстро; выдох в обоих случаях имеет одинаковую продолжительность.

Цель данных упражнений - гибкость голосовых данных и умелое управление дыханием.

В хоровой практике используется специфический способ дыхания, называемый цепным дыханием. Он возник в связи с необходимостью петь на одном дыхании длинные музыкальные построения.

Для достижения непрерывности звучания необходимо приучить членов коллектива к соблюдению следующих правил:

1. Каждый поющий делает вдох, когда его соседи с двух сторон поют. При цепном дыхании групп исполнителей, находящиеся рядом в данной партии, не должны одновременно брать дыхание, т.т. в этом случае получаются звуковые пробелы.

2. Певец, прервавший пение, чтобы взять дыхание, включается в хоровую партию незаметно, т.е. вступает немного тише достигнутой в данный момент громкости.

3. Взятие дыхания должно происходить чаще обычного. Певец делает вдох в тот момент, когда чувствует, что запас воздуха уже на исходе. Это позволяет ему спокойно, уверенно вступить в хоровую партию.

4. В отличие от принципов взятия дыхания в сольном пении, не допускающих разрыва в слове, при цепном дыхании требуется обратное: нужно дышать посередине слова и музыкального построения, но не дышать гам, где это показывают текст и музыка.

Цепным дыханием нельзя овладеть за несколько репетиций. Его следует применять постоянно - как при распевании, так и при разучивании песен.

Наиболее полезно оно при пении на длинных звуках (с названиями) или на различных слогах.

Для воспитанников театрального коллектива занятие вокально-хоровыми упражнениями имеют большое значение, нужно иметь хотя бы малейшее представление об актерской профессии. Ведь театр – это синтетический вид искусства. На сцене актер должен не только говорить, но также уметь танцевать и петь.

 

Задание для самостоятельной работы:

Просмотрите видеоматериал и попробуйте повторить

https://www.youtube.com/watch?v=fN1-jpEjFxk



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: