ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ




Ребенок познает мир в общении с окружающими - родителями, воспитателями, сверстниками. Кроме того, ребенок сталкивается с условно-реальным миром. Это мир игрушек, игр и книг. С их помощью расширяется кругозор ребенка, приобретаются необходимые навыки, проявляется интерес к природе и ее живым обитателям, к роли человека в окружающем мире.

Игрушки, игры и дидактический материал для детей должны отвечать определенным требованиям:

а) быть технически грамотно оформленными, соответствовать возрасту, эстетическим требованиям и реалиям окружающего мира;

б) способствовать разностороннему знакомству с природой, миром животных, трудом людей;

в) вырабатывать полезные навыки ребенка в процессе игр («мама и дочка», «приход гостей», «в магазин за покупками», «на прием к врачу», «день рождения» «мамин день» и т.д.);

г) быть безопасными в пользовании, не наносить ущерба здоровью детей;

д) быть изготовленными без применения ядовитых веществ, повреждающих кожные и слизистые покровы ребенка.

Современная промышленность производит широкий спектр игрушек, игр и дидактического материала для детей любого возраста

Игрушки для детей младшего возраста изготавливаются из различных видов резины и пластических материалов. Они хорошо стерилизуются современными средствами, малотравматичны и имеют соответствующий вес (к примеру для детей до 3 лет допустимый вес игрушек от 100 до 400 г).

Для игр используют современные изделия из прессованной бумаги и картона, яркие, легкие, нетравматичные. Однако при инфекционных ситуациях в группе такие изделия подлежат полному уничтожению.

Куклы и мягкие игрушки ежедневно очищают щетками, пылесосом, облучают бактерицидными лампами. Одежду кукол в конце недели стирают и гладят утюгом.

Печатная продукция для детей выпускается в очень широком ассортименте с соблюдением гигиенических норм. Современные детские книжки с красочными иллюстрациями максимально приближают ребенка к жизненным коллизиям, развивают разносторонние интересы. В мир детского воображения гармонично вплетаются растения, животные, сказочные и реальные герои. Ребенок учится доброте, любви и соучастию.

Детские игры изготавливаются из малотравматичного материала и способствуют познанию ребенком окружающего мира, вносят элементы творчества, развивают воображение, воспитывают навыки (конструирование, счет, лепка, разрисовка, пошив, вышивание и т.д.), совершенствуют опорно-двигательный аппарат.

Санитарно-гигиеническая обработка книжек, игр, заготовок из бумаги и картона проводится бактерицидными лампами, а в случае инфекции в группе все книги, бумажные и картонные игровые средства уничтожаются.

ПОНЯТИЕ О МИКРОКЛИМАТЕ. САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДДУ

Совокупность физико-химических и биологических свойств воздуха, в частности в жилом помещении, называется микроклиматом.

В помещении, где долго находятся дети, воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности - антропо-Выбросами (с вдыхаемым воздухом и выделениями коки), веществами бытовой химии (дезинфицирующие вещества, краски, лаки, отделочный материал и т.д.), В воздухе увеличивается количество углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его в помещениях - 0,1 %. Уже при 0,08-процентном содержании углекислого газа в воздухе у детей младших групп изменяется самочувствие, происходит ослабление сердечной деятельности, повышение кровяного давления, возбуждение. Бактериальная обсемененность воздуха в закрытом помещении (дыхание, кашель, чихание) способствует заболеваниям детей гриппом, туберкулезом, скарлатиной, дифтерией, корью, коклюшем и т.д. Изменяются и электрические свойства воздуха: в чистом воздухе преимущество за легкими ионами, по мере загрязнения они оседают на пылевых частицах, связываются парами воды и превращаются в тяжелые, которые неблагоприятно влияют на нервную систему детей.

Изменение физических параметров воздушной среды влияет на теплообмен между организмом ребенка и окружающей атмосферой. Это приводит к нарушениям системы терморегуляции, обеспечивающей постоянство температуры тела. За счет тепло- и влаговыде-лений человека повышается температура и влажность воздуха. Сниженная температура с высокой влажностью вызывает усиление отдачи тепла из организма, что приводит к охлаждению и переохлаждению. Повышенная температура и высокая влажность ухудшает теплообмен организма и среды и может привести к перегреву.

Гигиенически нормальный воздух - необходимое условие хорошего самочувствия, высокой работоспособности детей. Необходимо внимательно следить за состоянием у детей полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей: своевременно лечить зубы, ангины, хронические тонзиллиты, аденоиды.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под воздействием ультрафиолетовых излучений многие болезнетворные микробы гибнут, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Это возможно тогда когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,5 м2 при высоте помещения 3 м.

Обмен воздуха в помещениях. Природный обмен воздуха в помещениях происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под воздействием ветра и за счет рааницы давления внутри помещения и снаружи.

При отсутствии детей в помещениях проводится продувание или угловое проветривание через окна, фрамуги, форточки. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи и во второй половине дня, когда воздух в помещении более загрязнен.

Продолжительность проветривания обусловливается температурой внешнего воздуха. Проветривание сквозняком при низких температурах воздуха (ниже - 20 °С) осуществляется 2-3 мин, при более теплой погоде - на протяжении 10-15 мин. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещений и заканчиваться за 30 мин до прихода детей. В течение 30 мин свежий воздух прогревается до комнатной температуры. При проветривании температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже + 12...+14 "С.

Для эффективного проветривания помещений до--.школьных учреждений за короткий отрезок времени (10-15 мин) площадь отверстия фрамуг должна составлять 1/50 площади пола комнаты {коэффициент проветривания). Эти помещения должны иметь не менее 2 фрамуг или форточек, каждая площадью 0,5 м2.

Правильно установленные фрамуги имеют значительное преимущество перед форточками (рис. 6.12). Фрамуги размещают в верхней части окна. При открытой фрамуге создается разница наружной и внутренней температур. При проветривании через фрамугу скорость движения и объем поступающего воздуха больше. Фрамуги должны иметь специальные приспособления (рычаги, шнуры и др.) для свободного открывания. В групповых комнатах рекомендуется оставлять на холодное время года незаклеенным одно окно, чтобы при необходимости возможно было быстро проветрить помещение.

Для поддержания нормального воздушного режима в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помощью из помещения выводится загрязненный воздух. Центральная вытяжная система в туалетах, в кухне и изоляторах имеет отдельные шахты. Каждое вытяжное отверстие обеспечивается специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений.

Рис. 6.12. Фрамуги в отрытом положении

Воздухообмен в помещениях групповых комнат и спален осуществляется и через приточные каналы, которые размещаются в одной из наружных стен помещения. Свежий воздух в эти каналы проходит через специальные отверстия в наружной стене, обогревается радиаторами и через решетчатую филенку поступает в помещение. Приточные отверстия в канале обеспечены клапанами для регулирования потока воздуха. Уборка приточных каналов проводится каждый день влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Запрещается использовать приточные каналы для просушивания детской одежды и обуви.

Отопление. В дошкольных учреждениях отопление должно создавать условия, при которых детский организм находится в состоянии теплового равновесия. Тепловой комфорт ограничивается соответствующими температурными условиями в зависимости от возраста, состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.

В помещениях, предназначенных для здоровых детей в возрасте от рождения до 7 лет, установлены соответствующие нормы температуры воздуха (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Температура воздуха в помещениях

Помещения Температура воздуха СС)
Игральная, приемная ясельной группы  
Столовая, групповые, раздевальные  
дошкольных групп:  
с 3 до 6 лет  
с 6 до 7 лет  
Спальня ясельной группы  
Зона отдыха дошкольных групп  
Туалетные:  
ясельной группы  
дошкольной группы  
Залы для музыкальных и гимнастических  
занятий  
Буфетные  
Медицинские помещения  
Служебно-бытовые помещения  
Помещения детского творчества  

В городских детских дошкольных учреждениях используют центральное отопление (тепловые станции ТЭЦ с температурой нагревательных приборов 70 'С), которое обеспечивает равномерную отдачу тепла в помещения. Контролируют температуру воздуха в групповых и спальнях настенными термометрами, установленными на высоте 0,8-1,25 м от уровня пола.

В сельской местности, в небольших ДДУ, используют печное отопление. Печи должны удерживать тепло круглые сутки. Топочные дверцы печей располагают вне основных детских помещений с соблюдением всех отопительно-пожарных правил.

Печь протапливают за 1 ч до прихода детей, а в круглосуточных ДДУ - за 2 ч до подъема. Печное отопление требует специального проветривания помещений и строгого соблюдения гигиены воздуха, учитывая возможность проникновения в детские помещения угарного газа.

Санитарное содержание дошкольных учреждений. В детских дошкольных учреждениях убирают мусор с территории ежедневно утром за 1-2 ч до прихода детей и вечером после ухода детей.

Летом участок обильно поливают дважды в день, перед приходом или подъемом детей и во время дневного сна.

Для обеспечения санитарно-гигиенических условий в детских помещениях перед входами со стороны участка, перед ступеньками лестниц или входных площадок устанавливают скребки для очистки обуви или решетки для обтряхивания грязной обуви, В тамбурах укладывают увлажненные маты, а в коридорах или прилегающих вестибюлях - дорожки для окончательной очистки обуви. В раздевалках дети меняют обувь.

Уборка всех помещений ДДУ проводится ежедневно влажным способом при открытых фрамугах или окнах, с применением мыльных или содовых растворов. Полы моют 2 раза в день, отодвигая и протирая влажной тряпкой всю мебель.

Еженедельно проводится генеральная уборка всех помещений моющими средствами и дезраствором (1-процснтный раствор хлорамина, 0,5-процентный раствор хлорной извести). В помещениях для занятий спортом влажную уборку проводят после каждого занятия с обязательным проветриванием.

В столовых мебель моют горячей водой с мылом (применяя одноразовую ветошь) после каждого приема пищи.

Пеленальные столы, покрытие манежа, нагрудники и детские подклады из клеенки также моют 2 раза в день горячей водой с мылом. При необходимости их дезинфицируют.

Ковровые покрытия ежедневно чистят пылесосом, раз в неделю выбивают на открытом воздухе и протирают влажной щеткой. Покрытия для пола в туалетах и унитазы дважды в день моют горячей проточной водой с моющими средствами. Еженедельно туалет обрабатывают специальной щеткой, смоченной 2-процентным раствором соляной кислоты. Детские горшки моют горячей проточной водой с помощью щеток, смоченных 1-процентным распором хлорамина или 1-процентным раствором хлорной извести. В конце дня все горшки в течение 30 мин обрабатывают таким раствором, а затем тщательно.

Весь инвентарь для любого помещения ДДУ обязательно маркируется, после использования обрабатывается горячей водой с моющими средствами и хранится в специальных шкафах. Дезинфицирующие растворы хранятся в специальных кладовых, недоступных для детей.

Санитарно-гигиеническими нормами предусмотрены требования к оборудованию наружных детских площадок, которые заключаются в ежедневной влажной уборке всех строений и спортивных снарядов, качелей, лестниц, горок, стенок и т.д. Песочницы должны быть оборудованы крышками, закрывающимися на ночь и на время отсутствия детей. Песок заменяется ежемесячно.

Санитарно-гигиенические требования к в од о об ее печению ДДУ. Для приготовления пищи и поддержания гигиены в детских учреждениях служит центральный Водопровод или водопровод курирующего предприятия. Качество воды должно соответствовать требованиям ГОСТа 28-74-82 «Вода питьевая». Расход воды в детских Учреждениях дневного пребывания детей соответствует?5 л, а в круглосуточных - 100 л на одного ребенка.

Холодное и горячее водоснабжение должно быть во всех помещениях, температура горячей воды в кранах Поддерживается около 35 'С.

Охлажденная кипяченая вода для питья хранится в Закрытой посуде (кувшины, графины, питьевые сифо-вы), рядом устанавливают подносы с чистой посудой — ^таканами или чашками, перевернутыми вверх дном. Попользованную посуду убирают и моют с применением воющих средств.

Категорически запрещено использовать воду из открытых водоемов из-за угрозы заражения болезнетворными микробами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: