Нормы – это определённые стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Они устанавливаются самим обществом. Без них невозможно человеческое общежитие. Норма – это всегда стереотип, рассчитанный на неопределённое число случаев. Социум – это общество.
Признаки социальных норм:
1. регулируют отношения между людьми
2. регулируют повторяющиеся (распространённые, массовые, типичные) ситуации
3. являются правилами поведения (то есть они представляют собой требования, обращённые ко всем членам общества, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества)
4. рассчитаны на многих людей, причём не конкретных и персонально не определённых
5. они создаются разумными существами, создаются по воле людей, их сознанием
6. они имеют определённую форму (это может быть устная, письменная форма, а также в виде действия – ритуал, обряд, обычай)
7. имеет санкцию (может быть в виде общественного порицания)
8. они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. кроме того они стабилизируют общество, а значит, являются как порождением, так и регулятором общественных отношений
9. они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества (европейской и азиатской культуре)
Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
|
Они развиваются и усложняются с развитием общества. Они отражают закономерности социального развития, но сами таковыми не являются.
Виды социальных норм:
1. Ритуалы – правило поведения, в котором акцент делается на внешней стороне его исполнения, причём эта форма строго канонизирована. Это церемония, демонстрация. Характеризуется массовостью.
2. Обряды – (выделились из ритуальных действий) это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но, в отличие от ритуала, глубже проникают в психику людей и преследуют воспитательные цели. Выполняется специальным, «знающим» лицом. Затрагивает психологические переживания людей. (обряд бракосочетания, исцеления, захоронения). Каждое действие наполнено определённым смыслом, является как бы символом.
3. Мифы – (возникают с развитием речи) это предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествлённых героях, первопредках, пытающиеся объяснить окружающий мир. Имеет идеологическую нагрузку, содержит примеры для подражания. Своего рода объяснение. Имеет эмоционально-ассоциативное начало.
4. Обычаи – (довольно сложные, более тонкие социальные нормы) правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Характеризуются устойчивостью. Отражают жизненную закономерность. Являются универсальными. «Бытовые обыкновения». К ним относят и деловые обыкновения или обычаи делового оборота. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Характерна высокая детализированность их предписаний.
|
5. Моральные нормы – правила поведения, определяющие что есть добро и зло. Стимулом для их исполнения является «голос совести».
6. Нормы этикета – нормы повседневного, бытового, «воспитанного» поведения, корректного поведения, правила приличия. Этика – наука о морали (нравственности).
7. Политические нормы – правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере управления, отношения между различными социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом её организации и назначением в обществе.
8. Корпоративные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения членов общественных организаций, объединений, массовых движений. Они выражаются в уставах, положениях, программах, решениях. Они обязательны только для членов таких объединений.
9. Экономические нормы – правила поведения людей, регулирующие хозяйственные отношения, обеспечивающие незыблемость разнообразных форм собственности, … Нормы религии – правила поведения, регулирующие общественные отношения через требования божественных начал, отношения в области вероисповедания.
10. Семейные нормы – правила поведения, складывающиеся между членами семьи.
11. Нормы права – правила поведения, устанавливаемые государством и представляющие собой общеобязательные формально определённые правила поведения, официально закреплённые и обеспеченные возможностью государственного принуждения.
12. Техническо-юридические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Относятся к социальным нормам в том смысле, что в случае их невыполнения могут устанавливаться санкции. Они становятся технико-юридическими нормами. (технические нормы к социальным не относятся, т.к. не регулируют отношений между людьми)
|
Три функции социальных норм:
1. регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Обеспечивают стабильность функционирования общества.
2. охранительная. Направлены на охрану общественных отношений.
3. оценочная. Они выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).
4. трансляционная. Фиксируя культурные, духовные начала, социальный опыт поколения, социальные нормы представляют собой своего рода наследие для будущих поколений, транслируются в будущее.
Социальные нормы различаются по процессу формирования, форме фиксации (существования), характеру регулятивного действия, способам и методам обеспечения.
Соотношение права и морали: единство и различия.
С давних пор в общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения. Т.е. человек скорее поступит в соответствии с нормами морали, чем с правовыми, если они не совпадают. Сложной является коллизия правовых и моральных норм. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества, сопряжённое со сменой их типа.
Переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур.
С точки зрения общей системы ценностей, сложившейся в обществе, право должно отвечать требованиям морали. При этом мораль в наибольшей мере оказывает воздействие на право в процессе его формирования. После же формального закрепления, начала действия нормы морали являются общеобязательными для соблюдения и исполнения независимо от их соответствия или несоответствия нормам морали.
Моральность права и в первую очередь выражение в нём начала справедливости – это этико-юридическое требование, которое свидетельствует об общности их происхождения. Эта общность, единство относятся не только к содержанию законов и других нормативных правовых документов, но и к практике их реализации. Немалое число нормативных положений, содержащихся в документах и имеющих оценочный характер (грубая неосторожность, оскорбление, …), могут приобрести необходимую определённость и реальное юридическое действие только на основе моральных критериев и моральных оценок.
Нельзя отрицать и влияния права на мораль. Реальность морали, её фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными являются правовые установления.
Принято считать, что мораль – регулятор более мягкий, чем право с его суровыми процедурами и санкциями. Но на самом деле суровые и жёсткие черты права коренятся в морали, в её бескомпромиссности и предельных требованиях.
Негативная сторона есть и у морали. Существует, а порой сохраняет свои крепкие позиции мораль, фиксирующая порядки, отвергнутые историей и прогрессом.
Государство не случайно поддерживает своей карательной мощью определённый круг моральных требований и императивов, облекает их в юридическую форму. Таким образом приводятся в действие не только достоинства права, но и даётся моральное оправдание властно-принудительной деятельности государства.
Но опять же только лишь с помощью права, его карательной функции невозможно утвердить в обществе, сделать абсолютными, общеобязательными моральные принципы и идеалы.
Мораль – свод неписанных правил, отражающих нравственные нормы и принципы поведения, добра, гуманизма, справедливости, взаимопомощи, уважения и т.д.
Требования права и морали во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот, многие правовые нормы вытекают из нравственных. Вместе с тем возможны противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определённых идеологических и конъюнктурных моментов).
Следование праву входит в число моральных ценностей.
В плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Может существовать антисоциальная мораль криминальных слоёв общества.
Общее
1. в системе социальных норм они выступают как самые универсальные, распространяющиеся на всё общество
2. имеют один объект регулирования – общественные отношения
3. исходят от общества
4. определяются одними и теми же социальными, экономическими условиями
5. характерны и характеризуют определённый тип культуры и социальную организацию
6. в развитом обществе основаны на одних и тех же общечеловеческих ценностях
Различия
Мораль | Право |
1. устремлена на то, чтобы идеалы справедливости, добра, … воздействовали на человека преимущественно изнутри 2. это область чистого сознания,, не требующая внешнего выражения, закрепления (в виде принципов, понятий, оценок) 3. появляется раньше, вместе с обществом 4. может регулировать практически все общественные отношения 5. вводится в действие по мере осознания 6. обеспечивается мерами общественного воздействия 7. регулирует общественные отношения с позиций добра и зла | 1. преимущественно внешний регулятор, регулирует поведение людей через установление формально определённых писанных норм 2. в развитом обществе оно выступает как писаное право, закреплены в определённого вида источниках 3. возникает вместе с государством 4. регулирует только наиболее важные общественные отношения 5. вводится в действие в определённом порядке 6. обеспечивается мерами государственного принуждения 7. регулирует общественные отношения с позиций законно – незаконно |