Тема 12. Сущность, функции, виды, методика расчета цены и прибыли. Порядок формирования и распределения чистой прибыли организации.
Сущность, функции, виды, методика расчета цены.
Сущность, функции, виды, методика расчета прибыли.
Порядок формирования и распределения чистой прибыли организации.
Сущность, функции, виды, методика расчета цены.
Цена — это показатель, указывающий фактическую сумму, которая была заплачена за объект купли-продажи товара или услуги.
Цены выполняют следующие функции:
Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участков экономики сведений о складывающейся конъюнктуре рынка по дойному товару или нормативных затратах ни производство и реализацию товара. Чем достовернее эта информация, тем эффективнее принимаемые на ее основе экономические решения.
Распределительная функция — цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между различными отраслями и сферами производства, различными группами населения.
Стимулирующая — создание заинтересованности предприятии в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге — стремление повысить конкурентоспособность продукции.
Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.
Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции конкретного наименования, но и получение производителем прибыли при достижении объема производства выше критической точки.
Учетная функция, или функция учета и измерения результатов общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения ценности благ.
Структура цены
Структура национальных цен включает издержки и прибыль предприятия, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги, другие составляющие, как например транспортные издержки или затраты по страхованию (табл.1).
Издержки предприятия на производство и реализацию продукции | Прибыль предприятия | Налоги, включаемые в цену | Оптовая надбавка | Торговая надбавка |
Полная себестоимость | ||||
Отпускная цена предприятия | ||||
Оптовая цена сбытовых предприятий | ||||
Розничная цена торговых предприятий |
Отпускная цена предприятия - цена (тариф), применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию или услуги (роботы) со всеми покупателями, за исключением населения.
Оптовая надбавка — надбавка, образующаяся в оптовом звене сферы обращения. Предназначена для компенсации расходов, связанных с операциями купли-продажи и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон — оптовых и розничных предприятий. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров оптовой надбавки.
Оптовая цена — цена первого оптового покупателя, или первого покупателя, завезшего товар из-за пределов страны.
Торговая надбавка - надбавка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации продукции населению. Предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу, и получения прибыли от этих операций. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров торговой надбавки.
Розничная цена - цена, по которой товар реализуется населению. Фиксированная розничная цена устанавливается органами ценообразования. Свободная розничная цена формируется розничными торговыми предприятиями исходя из отпускной цены с добавлением торговой надбавки в установленных размерах.
Отпускная цена — цена, по которой организация-производитель продукции реализует ее потребителям. В соответствии с действующим законодательством отпускная цена (Цотп) определяется по формуле
Цотп = Сед + Пед + А+НДС,
где Сед — себестоимость единицы продукции, р.; Пед — прибыль на единицу продукции, включаемая в отпускную цену, р.; НДС — налог на добавленную стоимость, включаемый в цену, р.; А — акциз, включаемый в отпускную цену, р.;
Прибыль на единицу продукции, включаемая в отпускную цену в соответствии с действующим законодательством, определяется по принятому нормативу рентабельности по формуле
где Нр — норматив рентабельности, принятый при расчете цены, %.
Акциз, включаемый в отпускную цену, определяется по установленной правительством ставке по формуле
где Са — ставка акциза, %.
Налог на добавленную стоимость, включаемый в отпускную цену, в соответствии с действующим законодательством определяется по формуле
где Сндс — ставка налога на добавленную стоимость, %.
Доход организации от реализации продукции определяется как произведение отпускной цены на объем продаж в натуральных единицах.
3.Методы установления цены продукции на основе издержек производства
Затратный метод — метод ценообразования, базирующийся па фактически сложившихся затратах. При установлении цен по этому методу возмещаются практически любые затраты, цены не стимулируют предприятия к рациональному использованию ресурсов, к достижению высоких конечных результатов.
Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себестоимость которых известна. Цена продукции, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке.
Метод структурной аналогии. Применяется в производствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или работ (услуг). Цену устанавливают по аналогу.
Метод удельной цены. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества. К таким параметрам относятся производительность, мощность, грузоподъемность, содержании полезных компонентов в веществе и др. Эти показатели выpaжaют потребительскую стоимость, полезность продукции и в значительной мере определяют общий уровень цены изделия.