Сусловское потребительское общество




К ооперации – потребительские общества в России возникли еще во второй половине 19-го столетия. В 30-х годах 20-го столетия потребительские общества строились по территориальному принципу. Членство союза не обуславливалось обязательным трудовым участием, но с обязательным паевым денежным взносом.

В задачу потребительского общества (союза) входило: закупка, заготовка, а также производство не только продовольственных, но и промышленных товаров с дальнейшей их реализацией (продажей) населению.

В Мариинском уезде потребительские общества возникают в 1911-1912 годах для совместной закупки, продажи (торговли) и производству товаров для населения. Руководство потребительских союзов осуществлялось правлением, избираемым коллективом пайщиков.

В СССР количество членов потребительских союзов составляло до 60 млн. человек. В основном это было сельское население и население небольших, как Мариинск, городов. Позже эти союзы получили финансовую, в виде кредитов, поддержку государства.

Для руководства кооперативами нужны были грамотные люди. Уже после революции в Мариинске открылась кооперативная школа, в которой, кстати, учился один из первых сусловских комсомольцев Александр Федорович Ковалев.

Возникают кредитные и другие товарищества. В Рубино, например, кредитное товарищество возникло в 1913 году. В том же, 1913 году, Федор Павлович Коношенко основал общество трезвости, в которое входило 52 человека, в основном из интеллигенции. Правда, уже в 1914 году, с началом 1-й империалистической войны, общество это распалось. Но до этого периода в обществе держался строгий порядок – к нарушителям (общественного) Устава общества применялся штраф до 10 рублей.

В Сусловской волости потребительское общество и кредитное товарищество возникли уже после революции 1917-го года. В архиве г. Мариинска не нашлось документального подтверждения точной даты возникновения Сусловского потребительского общества. Известно только, что с 1938 года его возглавлял некий Горелов. С сентября 1940 года по март 1941 года – Карпузович, а с августа 1941 по октябрь 1942 г. – Иван Иванович Пономаренко. С октября 1942 по июль 1943 года у «руля» Сусловского потребительского общества побывали эвакуированные – Вандер и Зельберман. С августа 1943 по декабрь 1944 гг. – Галкин, Ерохин, Усачев. С декабря 1944 г. по 1946 год Сусловское сельпо (сельское потребительское общество) возглавил Кочанский.

В 1947-48 гг. коллектив сельпо возглавлял фронтовик Михаил Андреевич Булгаков. Товарооборот за 1948 год составил 3 млн. рублей. Сельпо имело уже не только магазины, но и столовую. План общепита за 1948 год был выполнен только на 80%, зато план заготовок – на 120%. Картофеля у населения было закуплено 120 тонн, вместо 114 тонн по плану.

С февраля 1949 года сельпо возглавил фронтовик, коммунист Павел Иванович Шадрин, а с июня 1950 года – Михаил Иванович Азевич. В апреле 1951 года М.И. Азевича сменил Яков Васильевич Денеко, который, вернувшись с фронта по ранению, работал с 1945 по 1950 гг. продавцом в деревне Ивановке Константиновского сельсовета. В марте 1950 года Яков Васильевич избирается председателем Константиновского сельпо, а в апреле 1951 – председателем Сусловского сельпо.

В 1950 году к Сусловскому сельпо присоединилось сельпо села Вторая Николаевка, а в 1951 году – Константиновское. Так в 1952 году образовался союз из трех кооперативов. На состоявшейся конференции пайщиков председателем этого союза был избран Я.В. Денеко, трудившийся на этом посту до 1971 года.

В «тройственный союз» входили населенные пункты: Суслово, Александровка, Федоровка, Ступинка, Святогорка, Сухаревка, Константиновка, 1-5-й лагпункты, Ивановка, Знаменка, Вторая Николаевка, Рубино, Богданово и Мелехино.

Сохранились данные из отчетов Сусловского сельпо перед исполкомом сельского Совета за 1953 и 1955 гг.

План товарооборота в суммарном отношении за 1953 год составил 5 млн. 850 тыс. рублей, по видам:

ПланФактически

Дуб-корье 4 т. 3,542 т

Чермет 74 т 113 т.350 кг

Пух-перо 6 кг 11 кг

Картофель 299 т. 615 т.

 

За 1955 год

Цветмет 10 т. 10,48 т. 109%

Пух-перо 47 кг 51 кг 107%

-сырье 164 кг 221 кг 134%

Картофель 840 т. 577,7 т 68%

Мясо 87 т. 79 т. 90,8%

Плоды ягод 277 кг 310 кг 115%

Мёд 25,5 ц. 11,2 ц. 43,9%

 

В сумме товарооборот за 1955 год при плане 4540 тыс. рублей составил 4759 тыс. рублей, то есть 104,8%.

 

Правление Сусловского сельпо в 1955 году состояло из семи человек: Азевич Михаил Иванович – заготовитель; Гришанин Иван Иванович – зав. гаража Сусловской МТС; Денеко Яков Васильевич – председатель сельпо; Капустин Владимир Матвеевич – продавец магазина с. Святогорка; Красноплахтов Иван Степанович – председатель Сусловского сельсовета; Никитин Сергей Иванович – директор Сусловского заготзерно; Романов Иван Федотович – заместитель председателя сельпо.

В 1957 году, в связи с реорганизацией сельского хозяйства (образованием совхозов), был образован совхоз «Сусловский», Сусловское потребительское общество стало называться рабочим кооперативом (рабкоопом), оставаясь собственностью рабочего комитета. До 1959 года возглавлял его по-прежнему Я.В. Денеко. С 1959 по 1963 гг. Денеко трудился ревизором райпотребсоюза. Сусловским совхозрабкоопом в эти годы руководили: В. Тарасов, Н.И. Суглобов, Н.С. Пятачков, И.Ф. Романов.

В 1967 году к Сусловскому совхозрабкоопу присоединили Байдукское сельпо с 8 торговыми точками в селах Байдук, Лебяжье, Куркули, Тонгул, Столяровка, Степановка, Урузаевка, Тундинка. К этому времени в совхозкооперативе функционировали швейная мастерская, хлебный магазин, столовая, пекарня в Суслово, 39 торговых точек, базы-склады в Суслово и во Второй Николаевке. Административный аппарат состоял из семи человек, при штате рабкоопа – 135 человек.

Растет товарооборот, расширяется материальная база, строятся кирпичные магазины и склады. Имеется свой транспорт, на котором товар с межрайбазы развозится по торговым точкам. В юбилейном, 1967 году, открывается универсальный кирпичный магазин, ставший гордостью села Суслово.

Но!... Настало время дикой перестройки. Не выдержав конкуренции, в конце 90-х годов 20-го столетия рабочий кооператив медленно погибает, а в 2002 году и вовсе прекратил существование. Имущество предприятия пошло «с молотка» и было раскуплено предприимчивыми людьми.

Сегодня на календаре конец 2004 года. Кажется, предпринимается попытка возродить в селе рабочий кооператив председателем Мариинского Райпо Егоровой Валентиной Алексеевной: открыты магазины в селах Рубино во Второй Николаевке, Мелехино, Знаменке, Ивановке, Святогорке. В Суслово открыли пекарню и кафе. Как говорится, в добрый путь!

 

 

 

СУСЛОВСКИЙ РАБКООП

 

Книжный магазин Хлебный магазин

 

 

 

Старый универмаг

 

 

 

Открытие нового универмага. 1970 год.

 

Новый универмаг

 

ДЕНЕКО Я.В. ФЕРГЕРД Л.М.

Председатель рабкоопа Продавец универмага

 

 

ДМИТРИЕВА М.Н.

Продавец универмага

 

Станция Суслово

В опрос о строительстве Сибирской железной дороги возник еще в 50-е годы 19 века, когда усилилось освоение Приамурья и Приморья. Но только в 90-х годах царское правительство, встревоженное проникновением американских и английских капиталистов в район Маньчжурии, прилегающие к русским дальневосточным границам, решило строить Сибирскую магистраль, соединяющую Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией.

В 1891 году были отпущены кредиты на постройку Уссурийской и изыскание Западно-Сибирской линий. На следующий год для руководства стройкой был утвержден Комитет Сибирской железной дороги. В 1893 году было образовано Управление по сооружению дороги.

10 февраля 1895 года Комитет Сибирской железной дороги определил направление магистрали от Оби на Мариинск вдоль северных окраин Кузбасса.

Дорога строилась с лихорадочной быстротой. Уже в 1894 году началось движение поездов по Западно-Сибирской линии. Форсированными темпами сооружалась Средне-Сибирская линия. Постройка Обь-Красноярского участка дороги по северной окраине Кузбасса была разрешена до представления в центральные учреждения общего проекта магистрали.

Летом 1893 года строители двинулись на восток от Оби. Это были: крестьянская беднота, выгнанная нуждой из деревни, ссыльнопоселенцы, вчерашние приискатели Мариинской и Кузнецкой тайги, коренные сибиряки и люди, завербовавшиеся на стройку в Европейской России. И все же рабочих не хватало. Тогда на стройку дороги царское правительство бросило около полутора тысяч каторжан Александровской тюрьмы. В 1895 году число рабочих строителей достигло почти 30 тысяч человек. В пределах Кузбасса перед строителями стеной встала вековая тайга. Одну из станций так и назвали – Тайгой.

Все металлические изделия, начиная от рельсов и кончая последним гвоздем, доставлялись из Европейской России. Стройка не знала ни машин, ни механизмов. Тысячи и тысячи рабочих лопатами копали грунт, кайлами долбили скалы, тачками вывозили землю, под «дубинушку» забивали сваи мостов…

15 февраля 1897 года было открыто временное движение по участку железной дороги Обь-Красноярск. А на следующий год по Средне-Сибирской магистрали началось регулярное движение поездов. Таким образом, всего за десять лет, с 1891 по 1900 гг. – Великая Сибирская железнодорожная магистраль была построена и вступила в эксплуатацию. Постройка Транссибирской магистрали явилось событием мирового значения. В 1909 году Сибирская магистраль на протяжении 3274 км стала двухпутной.

Магистраль занимала первое место по перевозкам каменного угля. Только в 1902 году его было вывезено 7,5 млн. пудов. До сооружения железной дороги в Сибирь гужевым транспортом доставлялось товаров на 45 млн. рублей, а вывозилось на 80 млн. рублей. А общая сумма доходов от Сибирской железной дороги составила в 1911 году – 46,2 млрд. рублей или 14716 рублей в расчете на одну версту.

В 1905 году по всей стране началась всеобщая политическая стачка, она продолжалась до конца октября. Наряду с рабочими дружинами – в ноябре-декабре 1905 года – возникли новые массовые организации – Советы и железнодорожные комитеты в Тайгинском депо, Боготоле, Красноярске. Это был важный этап в становлении Транссибирской магистрали и формировании пролетариата этой транспортной артерии, пересекшей Сибирь и вышедшей к берегам Тихого океана.

В 1917 году железнодорожные комитеты на Транссибе возглавили большевики. Железнодорожные забастовки на транссибирской магистрали проходили организованно…

25 мая 1918 года над советской республикой нависла новая угроза – вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. 18 июня Советская власть была свергнута в Красноярске и Ачинске. Осенью 1918 г. по Транссибирской магистрали следовали «эшелоны смерти».

В конце 1918 – начале 1919 гг. в ответ на кровавый террор колчаковцев по Сибири прокатилась волна рабочих восстаний.

В 1919 году Колчак начал отступать по всему Восточному фронту. 14 ноября Красная Армия освободила Омск, 14 декабря – Новониколаевск, 28 декабря – Мариинск, 1-2 января 1920 года – Боготол и Ачинск. Вскоре вся Сибирь была освобождена от белогвардейцев.

В 1920 году на станции Суслово образовалась партийная ячейка. Первыми коммунистами из числа железнодорожников стали: Петр Антонович Набоков, Сергей Лукьянович Абашин, Дмитрий Семенович Мора, Иван Зайцев и Гаврила Новиков (секретарь ячейки).

Комсомольская организация станции Суслово образовалась в 1923-24 гг. Первым секретарем комсомольской ячейки был Александр Иванович Боков. В состав ячейки входили Екатерина и Мария Абашины, Клавдия Извекова, Варя Тихонова и другие.

Для обсуждения текущих вопросов комсомольцы собирались в здании вокзала, собрания проводили при керосиновой лампе. Разучивали революционные песни, ставили спектакли, обучали взрослых грамоте. Позже для комсомольцев выделили вагон, который стал не только боевым штабом, но и служил клубом.

В 1926 году железные дороги страны достигли довоенного уровня работы. Однако в целом, несмотря на достигнутые успехи, железнодорожный транспорт Сибири и Дальнего Востока отставал от темпов развития народного хозяйства.

В 20-е – 30-е годы 20 века на станции Суслово работали: В.П. Абразумов, С.Л. Абашин, П. Аржанников, Балясников, Г.М. Богдан, В. Болотин, А.И. Боков, Блинников, М. Булгаков, З. Басыров, Ю.Вердир, И.П. Горюнов, В. Гудкин, Е. Гудкин, Ф. Густайтис, Габриков, Н. Дударев, Н. Зайцев, И. Зайцев, М. Киселев, Н.Р. Колесов, М.М. Колесов, А.М. Колесов, Р. Колесов, Козявин, М. Кримищенок, Кормишенко, К. Калигин, Х. Калистратов, П.Д. Кокряцкий, В. Латыш, К. Ломбенко, В. Ломбенко, Г.И. Новиков, А.Г. Новиков, И.М. Павлов, А. Пеньков, В. Петрищев, Н. Решетников, Рыбников, Н. Русак, З. Русак, Я. Русалеев, Н. Светенко, А. Соломахин, Т. Старков, П. Стуров, И. Тартынский, А. Тихонов, С. Федорцов, И. Цаплин, А.Н. Шабаев, Н. Шигорин, П. Шигорина.

Железнодорожники Сибири и Дальнего Востока жили помыслами своего народа и активно участвовали во всех событиях, волновавших советских людей. Первые пятилетки пробудили инициативу железнодорожников. В 1935 году на Транссибирской магистрали начался новый, более высокий этап социалистического соревнования – стахановское движение. Однако мирный созидательный труд был прерван вероломным нападением на Советский Союз гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война.

В первые месяцы войны советские железнодорожники приняли самое широкое участие в патриотическом движении за создание фонда обороны и проведении массовых воскресников. От железнодорожников Транссибирской магистрали в фонд обороны поступило много личных средств. Железнодорожники станции Суслово, как и все труженики тыла, начали в сентябре 1941 года сбор теплой одежды и праздничных подарков для воинов Красной Армии.

Работники Восточно-Сибирской железной дороги собрали на вооружение 6 млн. 409 тыс. рублей. На эти средства была построена мощная танковая колонна «Иркутский железнодорожник». Красноярские железнодорожники перечислили на строительство танковой колонны «Красноярский железнодорожник» более 3 млн. рублей и подписались на облигации государственного займа более чем на 1 млн. рублей. В этом есть доля участия и железнодорожников станции Суслово. Как и все труженики тыла, железнодорожники ст. Суслово участвовали в сборе средств на постройку авиаэскадрильи, в сборе теплой одежды и подарков фронтовикам.

В мае 1942 года коллектив станции Суслово под руководством начальника станции Петра Антоновича Набокова своими силами сменил четыре крестовины, три усовика, четыре рельса, отремонтировал два стрелочных перевода, исправил 350 метров пучин, произвел мелкий ремонт стрелочных будок, заготовил 5 кубометров дров, отремонтировал инструмент и инвентарь стрелочного хозяйства.

Большая часть железнодорожников станции Суслово ушла на фронт. Многие из них домой не вернулись. Смертью храбрых пали на поле брани: Иван Блинников, Лукьян Иванов, Георгий Максимов, Иван Федорцов, В.Р. Рубан, А.Р. Рубан, Н.В. Светенко, А. Болтовский, М.С. Булгаков, Г.И. Габриков, Н.С. Зыкин, С. Кожемяко, Ф.Р. Колесов, А.Р. Колесов, И.Е. Мурашкин, Мокробородов, Л.Д. Медведкин, Н. Петкевич, С.П. Петров, С. Подымако, Н.П. Решетников, А.В. Самойлов, П.Н. Хмелевский, Г. Чернов.

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и молодежь. Они успешно овладевали мужскими профессиями, работали стрелочниками, дежурными по станции, начальниками станции. Так во время войны начальником станции Суслово была Александра Леонидовна Карепина, дежурными по станции – Екатерина Голобокова, Мария Сухарева, Екатерина Калентьева, Мария Мурашкина, Анна Иванова; путевыми обходчиками Мария Комарова, Александра Костюнина, Наталья Вьюшкова, Матрена Набокова, Ольга Палеева, ставшая «Почетным железнодорожником». Путевыми рабочими трудились: Татьяна Габрикова, Вера Решетникова, Вера Федорцова, Татьяна Решетникова, Ольга Коротченко, Иннокентий Святенко, Анна Святенко, Мария Хмелевская, Варвара Батурина, Нина Рябова, Евдокия Булавина, Прасковья Петрова; стрелочниками – Лидия Горюнова, Мария Басырова, Зинаида Решетникова, Александра Позднякова, Лидия Мухарицина. Мария Казакевич работала телеграфистом, Надежда Соломахина – водомером, Люся Гинсбург и Мария Аникина – товарными кассирами, Мария Тарасова-Дударева – билетным кассиром.

Переброска эвакуированных предприятий на восток страны, бесперебойная доставка на фронт войск, техники, горючего, вооружения и боеприпасов, продовольствия и других военных грузов – были главными задачами железнодорожников. В этом есть доля труда и железнодорожников станции Суслово.

Героический труд советских железнодорожников получил всенародное признание. За особые заслуги в годы Великой Отечественной войны многие железнодорожники Транссибирской магистрали были награждены орденами и медалями. Среди них и сусловчане: Анна Иванова, Константин Ломбенко, Татьяна Пальчикова и другие.

В 1950 году на Транссибирскую магистраль начала поступать высокопроизводительная техника. Рост грузооборота и пассажирских перевозок потребовал коренной перестройки и увеличения пропускной способности перегонов и станций. Началось оборудование переездов средствами автоматики. В то время, как грузопотоки непрерывно возрастали, паровая тяга не могла устранить перебои в движении. На Транссибе началась электрификация, вместе с которой пришла новая автоматика и связь.

В канун 22 съезда КПСС транспортные строители, эксплуатационники, энергетики и работники связи рапортовали Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР о досрочном завершении электрификации важнейшей железнодорожной магистрали «Москва-Байкал». Величайшая в мире магистраль «Москва-Байкал» протяженностью 5500 км в конце 1961 года полностью перешла на электрическую тягу.

В разные годы станцию Суслово возглавляли Извеков, Е.А. Ефременко, П.И. Родионов, Мокробородов, Пузаков, П.А. Набоков, А.Л. Карепина, Д.И. Козловский, Николаенко, Веселов, П.М. Васильев, Тимошенко, А. Насонов.

Станция Суслово сегодня – это промежуточная станция с небольшим объемом работы по погрузке и выгрузке вагонов. В среднем в сутки загружается 8-10 вагонов, выгружаются 1-2 вагона. Имеют остановку на станции 7 пассажирских и 6 пригородных поездов. Своего маневрового локомотива станция не имеет, подача и уборка вагонов производится локомотивом из депо ст. Мариинск.

Всю работу выполняет небольшой коллектив станции, насчитывающий 27 человек. Станция в отделении дороги на хорошем счету. С 1969 года она не имеет брака в поездной и маневровой работе, нет случаев производственных травм. Все это говорит о профессионализме и слаженности коллектива станции. Здесь проводятся регулярно смотры-конкурсы по «Безопасности движения поездов», на «Лучшее предприятие железной дороги по обслуживанию пассажиров», по «Сохранности перевозимых грузов» и т.д. На станции хорошо налажена работа общественного контроля. Работа каждого члена коллектива отражается на экране соревнования. Кроме основной работы, коллектив станции уделяет много внимания благоустройству территории вокзала.

Железнодорожный транспорт – это производство повышенной опасности. И каждый железнодорожник станции Суслово четко об этом помнит. Дисциплина труда здесь на высочайшем уровне. И в будущем коллектив станции Суслово будет работать над обеспечением безопасности движения поездов, соблюдением охраны труда, над выполнением всех измерений.

В ноябре 2001 года вступил в строй новый вокзал станции Суслово. Это трехэтажное кирпичное здание, в котором разместились все службы железнодорожной станции и зал ожидания для пассажиров.

 

 

 

Строительство Транссиба

 

 

Деревянный железнодорожный вокзал ст. Суслово

 

 

 

 

Строители железнодорожного клуба. 1927 г.

 

 

Стрелочница М. Логинова

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: