Условия формирования благоприятного психологического климата в группах детского сада




 

Педагогической практикой накоплено множество разнообразных методов и приемов создания позитивного микроклимата в детском саду, но эти методы применимы больше для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Что касается малышей, то в группах детей раннего возраста создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Изучение литературных данных по проблеме формирования благоприятного психологического климата позволило выделить два основных подхода к решению этого вопроса. В первом предлагается использовать рациональную организацию педагогического процесса, традиции, учитывать морально-нравственные качества педагога (Н. В. Антонова [2], О. Ю. Масягина [34], Б. Д. Парыгин [24], Л. Н. Прохорова [23]и др.). В основе второго (В. А. Бутенко [4], Т. Г. Григорьева [4], Т. Г. Гуреева [3], Л. А. Мурашова [4], М. В. Скворцова [48], Е. О. Смирнова [46], О. Г. Холодкова [45], О.Б. Чеснокова [45] и др.) лежат психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, игра, организация совместной деятельности детей, личностно–ориентированное образование, гуманизация и т. п.

Обратимся к системе мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада. С.А. Барабах [7] к таким мероприятиям относит: использование индивидуального подхода в работе с детьми; обучение педагогов психологическим навыкам работы с детьми (например, создание школы молодого специалиста, организация психологических тренингов по формированию благоприятного психологического климата); создание условий для внедрения инновационной деятельности в детском саду; организация творческой совместной работы с детьми в группе детского сада; развитие позитивного педагогического опыта в педагогическом коллективе; организация мастер-классов для развития навыков у воспитателей навыков по формированию благоприятного климата в группе.

Е. Г. Юдина [82] считает, что первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, через собственные взаимоотношения с каждым ребенком, взаимоотношения между детьми. Для этого можно использовать социометрический метод оценки неблагополучия ребенка в группе, например, по форме наблюдения.

Т.Е. Локтионова [45] предлагает воспитателю, для налаживания взаимодействия с детьми, установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как: обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала; проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур; участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

В современных дошкольных программах авторы используют различные психолого-педагогические методы для развития эмоционального благополучия детей, направленного на формирование благоприятной психологической атмосферы.

Так, С.В. Крюкова [41], Н.П. Слободняк [40] предлагают программу по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», данная программа направлена на решение следующих задач: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; способности к осознанию и контролированию своих переживаний; понятия эмоционального состояния других детей; формирование у детей по мере личностного развития благоприятных условий в дошкольном учреждении.

В основном данная авторская программа нацелена на работу с предметными чувствами, где главной целью является введение ребенка в мир человеческих эмоций, развитие чувства эмпатии и желания помочь другому.

Автор Е.Г.Юдина [80] в своих диагностических программах использует изучение взаимоотношений дошкольников и основной акцент в работах с детьми предлагает сконцентрировать на помощи в преодолении негативных эмоциональных состояний. Поскольку ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игровой, то, соответственно, помимо диагностической работы, направленной на выявление особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников, автор предлагает использовать игровые методы работы по улучшению эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении.

Е. В. Маняпова [49] предлагает использовать в работе с детьми методы куклотерапии и сказкотерапии. Данная методология достаточно широко используется для снижения страхов детей, для диагностики психоэмоционального состояния, выявления эмоционально неблагополучных детей.

О.Н. Арсеньевская [4] представляет систему работы по улучшению благоприятного психологического климата в группе детей в дошкольных учреждениях, основываясь на методы музыкальной терапии. Система музыкально-терапевтической работы, как считает автор, является важным элементом в работе не только музыкального руководителя, но и в деятельности любого воспитателя. Поскольку именно через музыкальные средства достаточно быстро можно отрегулировать эмоциональное состояние ребенка, через музыкальные игры возможно способствовать правильному развитию гармоничной личности.

И.О. Карелина [38] в своей работе рассматривает программу по развитию вербализации эмоциональных состояний детей. В ней основными методами работы, являются:создание психолого-педагогических условий по развитию восприятия и понимания эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте и изучение стилевых особенностей взаимодействия ребенка и взрослого.

Обратимся к вопросам профилактических мероприятий, которые необходимы с целью создания благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.

Г.И. Колесникова [37] рекомендует проводить для профилактической работы, направленной на развитие положительных психологических условий в группе, следующие мероприятия: 1.Правильно организовать деятельность воспитателя, которая включает проведение семинаров по данной тематике. 2.Организация консультаций с родителями и детьми с целью выявления проблемных детей и определения психологических проблем у ребенка. 3.Организация анкетирования с родителями. 4.Организация индивидуального консультирования, как с воспитателями, так и с детьми. 5.Диагностические мероприятия с целью определения факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отражаться на взаимоотношениях детей в группе.

О.М. Дьяченко [24] полагает, что правильно выстроенная психологическая работа, как со стороны психолога, так и со стороны воспитателей будет способствовать снижению эмоционального дискомфорта ребенка в группе, и будет направлена на улучшение условий для ребенка в среде дошкольного учреждения, и следующим важным этапом работы считает реализацию профилактических мероприятий, где особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, имеющими определенные проблемы.

Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения А.В. Белошистая [12] предлагает использовать различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу добрые, ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

О.В. Пастюк [62] считает, что созданию доброжелательных отношений между детьми способствует также совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях малышей.

О.Г. Холодкова [79] придает важное значение психологической обстановке в группе для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. Так, одинаковые или похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить, в группе создаются специальные уголки для игр с куклами и т.д.

Для формирования благоприятной обстановки Л. Г. Богославец [13] рассматривает создание в группе общих традиций, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников. Особое внимание предлагается уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.

По мнению Е.В. Герасиной [22] обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр. Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание.

Безруких М. М. [9] поддерживает мнение о том, что одной из первостепенных задач воспитателя является создание в группе благоприятного микроклимата – эмоционально-положительной, теплой атмосферы взаимопонимания и принятия каждого ребенка, что поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка. Для этого у воспитателя есть множество разнообразных методов и приемов.

Ю.И. Федорук [78] соглашается с тем, что к условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относят следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов; ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Ю.В. Атемаскина [5] подчеркивает наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывание друг другу своего мнения, а выслушивание интересов каждого, и общее, компромиссное решение; создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в дошкольном учреждении и сохранение стабильно-положительных отношений между собой; развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества; развитие эмпатийных способностей, умения и потребности в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Важное значение в работе воспитателя по созданию благоприятного психологического климата в группе детей дошкольного возраста имеет личностно-ориентированный подход.

С точки зренияВ.Н. Белкиной[10] личностно-ориентированный подход по своей сущности в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в группе: учёт индивидуальных особенностей детей; гуманистический стиль общения, доброжелательность отношений; сотрудничество как основной принцип общения, развитие навыков общения и сотрудничество; поддержка самореализации личности.

Придерживаясь определенной тактики взаимодействия, Дьяченко О. М. [24] считает необходимым компенсировать негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка. Эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие. Такую работу необходимо проводить как с отдельными детьми, так и с группами детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. При этом целесообразно использовать игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, театральные, игры-драматизации.

Выводы по 1 главе:

1. Психологический климат в группе предполагает психологическую атмосферу, которая связана с эмоциональным настроем детей, с общим психологическим состоянием детского коллектива.

2.Развитие благоприятных психологических условий в дошкольном учреждении возможно методами игровых программ, с помощью методов скакзотерапии, музыкотерапии, методами вербализации эмоциональных состояний и другими.

3.К основным важным условиям, направленным на развитие благоприятного психологического климата относятся: формирование положительных межличностных отношений; стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом; игры, направленные на преодоление отчужденного отношения к сверстникам за счет упражнений, побуждающих детей говорить друг другу добрые, ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу хорошее, приятное.

4.Важным в поддержании психологического климата является профилактическая работа со стороны психолога и воспитателей, направленная на создание благоприятной психологической атмосфере в группе.

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

2. Антонова Н. В. Социально-психологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры / Н. В. Антонова // Современные технологии управления, 2014. – №01 (37). – С. 5-11.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - 526 с.

4. Арсеньевская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

5. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – СПб.: Детство–пресс, 2011. – 321 с.

6. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников / О. В. Баженова. – М.: Речь, 2010. – 192 с.

7. Барабах С.А. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации / С. А. Барабах, Н. В. Ионова. – Череповец: Дашков и К, 2014. – 188 с.

8. Баранова, Э. А. Оформление студенческой исследовательской работы: учеб.-метод. пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары:Чуваш.гос. пед. ун-т, 2012.

9. Безруких, М. М. Дошкольник: мифы и реальность / М. М. Безруких // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4(29). – 24-29 с.

10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В. Н. Белкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 270 с.

11. Бережнова, О. В.Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.:Цветной мир, 2013. – 124 с.

12. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А. В. Белошистая // Пед. технологии. – 2010. – №2. – С. 9-18.

13. Богославец, Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ / Л. Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 134 с.

14. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 294 с.

15. Бойко,В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. – М.: Мысль, 2008.- 193с.

16. Васькевич, В. А. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе / В. А. Васькевич, А. В. Саутина. – Барановичи:Барановичский государственный университет, 2014. – 93 с.

17. Велиева, С. В. Цветовые психодиагностические методики изучения психических состояний / С. В. Велиева. – Чебоксары: Чуваш гос. пед. ун-т, 2011. – 105 с.

18. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н. А. Виноградова. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 64 с.

19. Васюкова, Н. Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет / Н.Е. Васюкова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 67 с.

20. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

21. Герасимова, Е. В. Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении / Е. В. Герасимова, Е. Н. Терпигина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 19. – ART 131963. – 0,3 п. л. – URL: https://www.kids.covenok.ru/131963.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307–9282.

22. Герасина, Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов / Герасина Е. В. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 285 с.

23. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2009. – 81 с.

24. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.:Эксмо, 2009. – 176 с.

25. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 1. / Н. С. Ежкова. – М.:Владос, 2010. – 128 с.

26. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев; О. П. Елисеев. - СПб. и др: Питер, 2000. - 554с

27. Жданов, О. И. Социально-психологический климат в коллективе / О. И. Жданов. – М.:ВолтерсКлувер, 2011. – 401 с.

28. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 11-19.

29. Знаменская Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста / Н. В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. – № 2 (31). – апрель – июнь. – С. 80–88.

30. Иванова С.А. Создание психологической безопасности личности ребенка в ДОУ через внедрение системы психологического сопровождения / С. А. Иванова // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И. А. Синкевич. – Мурманск: МГГУ, 2014. – Т. 2. – 236 с. – С. 93–98.

31. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.

32. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах / А. В. Иртегов. – Уссурийск:Молодой ученый, 2011. – 97 с.

33. Исаченко А.В. Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей дошкольного возраста / А. В. Исаченко. – Яйва, 2012. – 76 с.

34. Истомина О.В. Социально-психологический климат детей дошкольного возраста / О. В. Истомина, Н. В. Скоробогатова // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – № 7 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.sibac.info/archive/guman/7(22).pdf. – С. 33–40.

35. Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально-психологического климата в педагогическом коллективе / А. К. Ишмекеева // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 31-39.

36. Калашникова М.Б. Корпоративная культура как средство обеспечения психологической безопасности ребенка в детском саду / М. Б. Калашникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2012. – Выпуск № 70. – С. 54-59.

37. Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога / Г. И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 357 с.

38. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель. 2011. – 143 с.

39. Карелина И. О. Психолого-педагогические условия развития у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний. - Ярославль, 2008

40. Котикова, Н. В. Постоянно действующий семинар для педагогов по формированию у детей эмоциональной стабильности / Н. В. Котикова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – №1. – С. 16-24.

41. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. Практическое пособие – М.: Генезис. 2002. - 208с.

42. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с.

43. Локтионова, Т. Е. Модель процесса педагогического проектирования социально-психологического климата в ДОУ / Т. Е. Локтинова // Концепция стратегического развития системы образования. Коллективная монография. – Красноярск: НИИЦ, 2012. – С. 147–183.

44. Локтионова Т.Е. Модель процесса педагогического проектирования социально-психологического климата в ДОУ / Концепция стратегического развития системы образования. Коллективная монография / Т. Е. Локтионова. – Красноярск: НИИЦ, 2012. – С. 147–183.

45. Локтионова Т.Е. Условия формирования благоприятного социально- психологического климата в ДОУ / Т. Е. Локтионова // Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сборник научных статей / Под ред. А. Г. Кутузова. – Вып.4 –М.: МГПИ, 2011.– С. 21-25.

46. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 793 с.

47. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 582 с.

48. Мананикова, Е. Н. Психология личности / Е. Н. Мананикова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 218 с.

49. Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов формирования благоприятного психологического климата / Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – Тобольск. – 2010. – № 2. – С. 37-42.

50. Масягина, О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход, психологические механизмы,модель развития / О. Ю. Масягина // Психологические науки:теория и практика. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 106–110.

51. Микляева, Н. В. Детский сад будущего. Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 79 с.

52. Клюева О.М. Создание психологического комфорта в группах детского сада / О.М Клюева // MAAM / 2013 // https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-v-grupah-detskogo-sada-seminar-praktikum.html

53. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания / Н. В. Микляева. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 267 с.

54. Микляева, Н. В. Социальное партнерство детского сада с родителями / Н. В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 83 с.

55. Мурашова Л.А. Социально-психологический климат как показатель состояния коллектива / Л. А. Мурашова // Перспективы науки. – Тамбов, 2011. – № 6(21). – С. 47–50.

56. Назарова, В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ / В. М. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. – № 6. – С. 8-16.

57. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 687 с.

58. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О. Д. Никольская // Вестник ОГУ. – 2009. – № 10. – С. 57-63.

59. Общая психология / Н. П. Ансимова и др.; под общ.ред. проф. А. В. Карпова. - М.:Гардарики, 2005. - 231 с

60. Общая психология: учеб.пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 479 с.

61. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 86 с.

62. Пастюк О. В. Психолого-педагогические подходы к процессу формирования партнерских взаимоотношений в детском саду и начальной школе / О. В. Пастюк // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 41-48.

63. Прохоров, А. О. Психология состояний / под ред. А. О. Прохорова. – М.:Когито-Центр, 2011. – 624 с.

64. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до 6 лет: (новый взгляд на дошкольное детство) / Н. Н. Поддъяков. – СПб.: Речь, 2010. – 103 с.

65. ПидкасистыйП.И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Юрайт, 2012. - 512 с.

66. Розин, В. М. Психология: наука и практика: учеб.пособие [для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.01 - Психология)] / В. М. Розин. - М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. - 543 с.

67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.

68. Саблин, В. С. Психология человека: учебник / В. С. Саблин, С. П. Слаква. - М.: Дашков и К, 2006. - 741 с.

69. Сарычев, С. В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп / С. В. Сарычев. – М.: ЛАП – Ламберт, 2011. – 262 с.

70. Скворцова, М. В. Экспериментальное исследование состояния психологического климата в группах старших дошкольников / М. В. Скворцова. – М.: Академия, 2014. – 240 с.

71. Соколова, Т. Н. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия воспитанников ДОУ / Т. Н. Соколова // Росток. – 2013. – №6. – С. 4-9.

72. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с.

73. Социальная психология: / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 600 с

74. Соколова, Т. Н. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия воспитанников ДОУ / Т. Н. Соколова // Росток. – 2013. – №6. – С. 4-9

75. Степанов В. Е. Психология / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий; под ред. Ю. М. Забродина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 731 с.

76. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – № 1155.

77. Федина, Н. В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Н. В. Федина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – №2. – С. 13-17.

78. Федорук, Ю. И. Роль педагога в создании благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении / Ю. И. Федорук // Первое сентября. – Фестиваль педагогических идей. – М.: Педагогический университет. – 2014. – 42 с.

79. Холодкова, О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе старших дошкольников / О. Г. Холодкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 71–74.

80. Широкова, Г. А. Школа общения для дошкольников / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 287 с.

81. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 17-21

82. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. - М., 2002.

83. Трушникова О.И. Радужная Неделя Психологии (РНП) // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников / О. И. Трушникова. – 2014. – № 11. – ART 134152. – URL: https://www.kids.covenok.ru/134152.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: