Психологический климат у дошкольников в группах детского сада




ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами современного общества и государственной политики.

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

В федеральном государственном образовательном стандарте отражены требования к организации среды в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается важность дошкольного возраста: характер взаимодействия с взрослыми, другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

Одним из приоритетных принципов работы дошкольного образовательного учреждения оказывается принцип психологической комфортности в группе, который предполагает создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы в группах детского сада.

Психологический климат представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, которая возникает на основе симпатии, совпадения интересов, склонностей и характеров, именно от психологического климата во многом зависит психоэмоциональное развитие детей в дошкольном учреждении.

Дошкольное детство представляет собой важный период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуального развития творческих способностей ребенка, следовательно, одним из главных аспектов в работе воспитателя является создание благоприятных условий для нормального развития ребенка в условиях дошкольного учреждения.

В современной действительности наблюдается недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования психологического климата детей в разновозрастной группе, решение данной проблемы будет способствовать более глубокому изучению взаимоотношений детей в разновозрастной группе.

В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влиянию психологического климата в коллективе на личность уделено большое внимание в работах Г.М. Андреевой, В. В. Бойко, Г.В. Бороздина, Л.П. Буева, В.Г. Казакова, Е.С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина, К.К.Платонова, Л.Г. Почебут, В.М. Шепель.

Изучением психологического климата в детских коллективах занимались В.В. Косолапова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и другие.

Проблемы формирования благоприятного психологического климата у детей рассматриваются в исследованиях А. А. Реан, Я.Л. Коломенского, С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк, Е. Г. Юдина, И.О. Карелина Н. П. Аникиевой. Вместе с тем Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко и В.М. Холмогорова занимались изучением проблемы поведения детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.

Особенности взаимодействия детей разного возраста определены также в исследованиях Т.А. Дороновой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон. В исследованиях А.Г. Арушановой, В.В. Гербовой, А.Н. Давидчук убедительно показано, что разновозрастная группа имеет значительный развивающий потенциал, однако для его реализации необходимы определённые условия. Влияние совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей исследовано В.Г. Нечаевой, М.В. Минкиной.

Н.П. Флегонтовой выявлено, что игровое взаимодействие детей разного возраста в сюжетно-ролевой игре может быть психологически значимым как для старших, так и для младших дошкольников, так как у первых удовлетворяется потребность оценивать других, а у вторых - потребность получить признание.

Безусловный интерес представляют исследования Н.Н. Авдеевой, В.В. Ветровой, Л.Н. Галигузовой, выполненные в контексте коммуникативной деятельности. Проблема общения воспитателя с дошкольниками разновозрастной группы, формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности нашла отражение в исследованиях ученых Т.Н. Ковалёвой, В.В. Авраменко, Л.Н. Башлаковой, А.М. Счастной и др.

Однако современное состояние проблемы межличностного сотрудничества в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах.

Изучение особенностей психологического климата разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения психолого-педагогических условий для формирования благоприятного психологического климата в разновозрастной группе детского сада.

Создание атмосферы благоприятного психологического климата в группе детского сада дает возможность быстрее и эффективнее пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению, формирует нормальное психоэмоциональное развитие детей и является важным составляющим в работе воспитателя.

Таким образом, учитывая современные условия развития детей в дошкольных учреждениях, важным является формирование благоприятного психологического климата, особенно это касается развития детей в разновозрастной группе, где наиболее сложно сформировать дружеские отношения между детьми, выстроить систему доверия, сформировать благожелательную и спокойную творческую атмосферу. Здесь надо продумать противоречие.

Для создания благоприятного климата в детском коллективе необходимо обращать внимание воспитателя на то, как дети устанавливают контакт между собой, развивать у детей умение чувствовать состояние и настроение сверстников; учить детей согласовывать свои действия с партнером по общению; развивать наблюдательность у детей и развивать чувство эмпатии.

Цель работы: выявление психолого-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в разновозрастной группе детского сада.

Объект исследования – психологический климат в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – процесс формирования благоприятного психологического климата в группе детей 3-7 лет.

Гипотеза исследования: для создания благоприятного психологического климата в разновозрастной группе необходимо создание специальных условий, направленных на:

1) формирование положительных межличностных отношений,

2) поддержание за счет определенных игр интереса детей к сверстникам,

3) стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом,

4) преодоление отчужденного отношения к сверстникам за счет игр, и игровых упражнений, побуждающих детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное. Не подойдет.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ Изучить современное состояние проблемы изучения психологического климата в психологических и педагогических исследованиях.

2. Разработать, апробировать и выявить степень эффективности системы мероприятий, направленных на создание благоприятного психологического климата у детей в разновозрастной группе детского сада.

Методологические основы исследования: принципы диалектико-материалистической философии (детерминизма, развития, системности, личностный и деятельностный подходы); развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.); принцип активности личности в процессе жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Петровский и др.); о социализации ребенка через общение, установление многообразных отношений с окружающей средой (М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.); о системе работы по формированию благоприятного психологического климата (В.М, Шепель, Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин и др.).

Методы исследования:

– анализ психологических исследований по проблеме;

– эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

– диагностические методы (Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Г. Любиной, «Паровозик» С. В.

Велиевой, «Домики» О. А. Ореховой, «Я в детском саду» М. Быковой);

– количественный и качественный анализ данных.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для создания психологического климата в разновозрастной группе в дошкольных общеобразовательных детских образовательных учреждениях.

Исследование происходило в несколько этапов:

I этап (с мая 2015 г. по сентябрь 2015 г.) − подбор и анализ литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности темы, определение цели, задач исследования, разработка научного аппарата, определение базы исследования.

II этап (с сентября 2015 г. по декабрь 2015 г.) − проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ данных, разработка и проведение формирующего этапа.

III этап (с декабря 2015 г. по январь 2016 г.) − обобщение результатов, формулировка выводов, окончательное оформление бакалаврской работы.

Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного дошкольном учреждении «Детский сад №12» г. Чебоксары. На разных этапах работы было охвачено 40 детей 3-7 лет.

Апробация исследования: результаты проведенного нами исследования обсуждены на педагогическом совете с педагогами, работающими с детьми; а также представлены родителям детей на родительском собрании.

Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Проблема изучения понятия «психологический климат» в современных исследованиях

 

Говоря о понятии психологического климата, следует отметить, что до настоящего времени нет строгого определения его сущностных особенностей. Несовершенство понятийного аппарата порождает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам психологического климата.

По мнению Г.М. Андреевой [1] в науку психологию термин "климат" был позаимствован из метеорологии, где под ним понимается совокупность метеорологических условий, которые свойственны какой-либо местности, и помог осмыслить практическое значение ряда групповых эффектов в виде особых условий жизнедеятельности человека в группе.

Психологический климат, как считает В.М. Шепель [79] представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, которая возникает не основе симпатии, совпадения интересов, склонностей и характеров. Согласно этому, данный автор рассматривает сущность психологического климата, прежде всего, в эмоциях. Также он определяет, что социально-психологический климат имеет следующие составляющие: социальный климат, в который входит осознание общих целей и задач коллектива, моральный климат, который определяется принятыми моральными ценностями и неофициальными отношениями в группе.

В определении К.К.Платонова [35], В.Г. Казакова [37] климат – это свойство группы, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроение и мысли, где категория «отношения» является центральной при определении социально-психологического климата выражает характер, уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и по вертикали, включая его организацию.

В.В. Бойко [2], И.П. Волков [19], Ю.Н. Емельянов [8],А.Г. Ковалев [12], В.Н. Парфенов [32] полагают, что в качестве структурных элементов вводятся понятия – «групповые настроения и мысли», свидетельствующие о преобладании эмоционального компонента, выражающего настроение в группе.

Психологический климат в группе предполагает психологическую атмосферу, которая связана, прежде всего, с эмоциональным настроем, с общим психологическим состоянием коллектива, куда входит настроение представителей данной группы, уровень активности в группе.

В современной психологической науке по мнению А.В. Петровского[ ] (Петровский А.В, Ярошевский А.В. Психология. М.: Академия; Высшая школа, 2009. – 512 с.) определение психологического климата трактуется как качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в совокупности психологических условий, которые способствуют либо препятствуют продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. М.Ю. Кондратьев [] Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2008.-383с. понимает психологический климат как интегральную характеристику системы межличностных отношений в группе. Можно сказать, что эти определения близки по своей сути в том, что выделяют черту климата, как отражение целостной специфики отношений между людьми в некой общности.

Согласно мнению Л.Г. Почебут [38] в отечественной психологии четко прослеживается четыре основных подхода к пониманию сущности психологического климата.

К представителям первого подхода относятся Л.П. Буева [2] и Е.С. Кузьмина [2], которые понимают психологический климат как общественно-психологический феномен и состояние коллективного сознания. В их понимании климат является отражением в сознании личностей определенного комплекса явлений, которые связаны с взаимоотношениями людей в группе и социальными условиям.

Так, Е.С. Кузьмин [2] определяет понятие психологического климата как характер взаимоотношений между людьми, в основе психологического климата располагается преобладающий тон общественного настроения, условия деятельности и отдыха в коллективе.

Следующий подход представлен в работе А.Н. Лутошкина [25], который подчеркивает, что основной характеристикой психологического климата является именно эмоционально-психологический настрой, царящий в группе. Он определял климат в коллективе как настроение группы людей.

В.А. Покровский [34], В.М. Шепель [79] рассматривают психологический климат с точки зрения стиля взаимоотношений людей, которые контактируют между собой. В результате в процессе формирования психологического климата развивается система межличностных отношений, которые определяют психологическое и социальное самочувствие каждого члена группы в определенном коллективе.

В четвертом подходе под руководством В.В. Косолапова [13] и А.Н. Щербань [34] психологический климат понимается через социально-психологическую совместимость членов группы, через морально-психологическое единство, сплоченность группы, наличие обычаев и определенных традиций группы.

В зарубежной психологии, в частности в области исследования психологического климата Роберт Брюс Шо [35] считает, что основой благоприятного климата является доверие в группе, понимая под ним мощную универсальную силу, которая влияет на все, что происходит внутри самого коллектива.

Б. Ф. Ломов подчеркивает добавляет[28] (Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов.- М.: Наука, 2007.- 229 с.), что в основе межличностных отношений, способствующих благоприятному психологическому климату, располагается симпатия и дружба, в основе неблагоприятного психологического климата лежит антипатия, высокая конфликтность в общении. К психологическим механизмам взаимодействия между людьми, оказывающими влияние на психологический климат, относятся сопереживание, механизм подражания (особенно это важно в дошкольном возрасте), содействие.

В.В.Бойко [15], А.Г.Ковалев [15], В.Н.Панферов [15] считают важным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе форму обращения между членами группы, особенности вербального общения, общую психологическую атмосферу группы, при этом коммуникативные связи в группе выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата коллектива.

Т.Н. Соколова [71] дополняет общую картину взаимодействия в коллективе взаимоотношениями, которые напрямую связаны с психологической атмосферой в группе. Взаимоотношения представляют собой систему взаимосвязей людей между собой в группе. Удовлетворенность взаимоотношениями в группе напрямую связана с благополучием психологического климата коллектива, это является важным показателем сплоченности в группе.

Б.Д. Парыгин [24] включает в содержание психологического климата наряду с эмоциональным компонентом и элементы социального восприятия, полагая, что психологический климат обнаруживает себя, прежде всего, в отношениях друг к другу, к самому себе и к миру в целом.

А.М. Бандурка [3], Г.В. Бороздина [14] считают, что психологический климат включает в себя когнитивные, эмоциональные, мотивационные и другие компоненты. Так, существенным критерием когнитивного компонента является «знание - незнание особенностей членов группы». В качестве основного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». В мотивационном компоненте предполагается критерий «желание - нежелание находиться в данной группе», «желание - нежелание общаться».

С точки зрения А.И. Волковой [12] психологические особенности каждого человека наиболее ярко проявляются и от к рываются именно в формах коллективного взаимодействия, поэтому самооценка личности способна выступать в качестве группового эффекта как одна из форм проявления психологического климата коллектива. Именно оценка своего реального положения в группе, в системе общественных отношений, удовлетворенность собой рождает определенное отношение к представителям группы.

Н.В. Котикова [40]приходит к выводу, что в результате самооценка, настроение и самочувствие личности в коллективе – это важные социально-психологические явления, которые оказывают влияние на микросреду группы и формируют комплекс условий деятельности личности в коллективе. При этом самооценка, настроение и самочувствие каждого члена группы выступают как субъективные формы проявления психологического климата коллектива.

О.В. Истомина [34] к формам проявления психологического климата относит сработанность, уровень конфликтности в группе, сплоченность, совместимость, формы общения, удовлетворенность, самооценку, самочувствие и настроение.

А.К Ишмекеева [35] отмечает, что психологический климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально-психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций детей. Формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей.

Е.В. Маняпова [49] указывает, что процесс общения в группе зависит от установления контактов и связан с взаимоотношениями между представителями группы, от того, как представители группы выстраивают процесс общения, зависит благоприятная или неблагоприятная атмосфера будет выстроена в группе.

О.В. Бережнова [11] под атмосферой понимает окружающие условия, обстановку, которые периодически изменяются или имеют относительно постоянный характер.

Согласно мнению Н. С. Ежковой [25], стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

- отношениями между воспитателем и детьми;

- отношениями между самими детьми;

- отношениями между воспитателями;

- отношениями между воспитателями и родителями.

Т.Н. Захарова [28], считает, что воссоздавая благоприятную, атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы. Атмосфера и климат теснейшим образом связаны друг с другом: изменения в атмосфере сказываются на изменении климата.

Важно выделить и использовать средства, влияющие на климат и на создание творческой атмосферы. Л. Г. Федоренко [45], Н. Е. Щуркова [45] к ним относят: материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный); четкость организации деятельности; направленность деятельности коллектива, единство требований; эстетика условий жизни; стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры; специальные средства, рассчитанные на корректировку психологической атмосферы: педагогические ситуации, игры, приемы психической саморегуляции; средства педагогического воздействия и взаимодействия с детьми: особенности педагогической техники (мимика, пластика (жесты, позы), интонации, темпоритм, такесика (прикосновение), праксемика (положение в пространстве)); владение воспитателем педагогической технологией как искусством взаимодействия с детьми; личностные характеристики воспитателя и ребенка.

Характер психологического климата в целом зависит от уровня развития группы.

В.В. Гузеев [23] указывает, что психологический климат является важной характеристикой детского коллектива и определяется как феномен, который представляет собой динамическое поле отношений, где развивается групповая деятельность, где определяется самочувствие личности и мера проявления личностного «Я».

Н.М.Фатеев [45] выделяет благоприятный, здоровый психологический климат там, где правильность организации факторов соотносится с положительным отношением представителей коллектива к данным факторам. Он называет его зрелым.

Второй вид психологического климата, по его мнению, – отстающий, характеризуется тем, что при правильности организации данных коллективов обнаруживается неудовлетворенность ими членов коллектива.

В дополнении к этому П.И. Пидкасистый [65] отмечает, что в современных исследованиях психологический климат классифицируют как благоприятный или неблагоприятный.

К основным признакам благоприятного психологического климата относятся: общий эмоциональный настрой в группе, активность, доброжелательное отношение в группе, отсутствие аутсайдеров, способность в реализации, отсутствие давления и манипуляции в группе.

С.А Иванова [30] подчеркивает, что благоприятный психологический климат −это целая система работы, направленная на формирование положительной благоприятной атмосферы. Одним из главных составляющих благоприятного психологического климата является атмосфера доверия и доброжелательное отношение членов группы друг к другу.

Тогда, как неблагоприятный психологический климат, по мнению автора, характеризуется раздражительностью в группе, напряженностью, высокой степенью конфликтности в группе, неуверенностью, неприятием членов группы, недоверием и т.д.

Следует отметить, что психологический климат формируется не одинаково в различных коллективах.

М.Б. Калашникова М.Б. [36] полагает, что создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Психологический климат выступает условием, обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья.

Н.В. Знаменская [29] поддерживает эту точку зрения, считая важной роль психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка. Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием ребенка в группе. К нему относятся: удовлетворенность деятельностью, взаимоотношениями, защищенность личности в данной группе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка.

Е.П. Ильин [31] подчеркивает, что потребность обладать качествами, вызывающими похвалу окружающих, возникает у ребенка на основе потребности в общении, что и обеспечивает егоэмоциональное благополучие.

Клюева О.М. [52] считает очень важной общую направленность оценивания, степень доброжелательности. Задача, которая решается ребенком в эмоционально напряженной обстановке, − это психологически иная задача, чем та, что решается в нормальной атмосфере. Эмоциональная агрессивность оценок поведения ребенка вызывает подавленное состояние. Ребенку достаточно несколько раз пережить подобное состояние, чтобы выработать стойкое негативное отношение к определенной деятельности.

О.М. Клюева [52] выделяет при этом эмоционально значимую позицию воспитателя для дошкольников в силу того, что он выполняет функцию оценивания. От того, какую информацию о личности ребенка даст сам воспитатель родителям, другим взрослым, сверстникам, во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в этих сферах.

Анализ разнообразных точек зрения на содержание понятия психологического климата дает возможность сделать вывод, что он представляет собой некое полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность группы.

Итак, мы рассмотрели особенности психологического климата: это свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Под психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом. Психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Выделили виды психологического климата: благоприятный и неблагоприятный и определили формы проявления психологического климата: уровень конфликтности в коллективе, сплоченность, совместимость, формы общения, удовлетворенность, самочувствие и настроение.

 

 

Психологический климат у дошкольников в группах детского сада

Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности развития творческих способностей ребенка.

Большое значение и актуальность приобретает изучение психологического климата в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в первоначальном становлении социально-психологического благополучия ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности, в т.ч. на социально-психологическое здоровье. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией – группой детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Изучение проблематики психологического климата дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в исследование психологического климата у детей разного возраста внесли А.Г.Арушанова[], А.Н.Давидчук []Давидчук, А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада, / А.Н. Давидчук, А.Т. Тамбовцева. - М., 1988. – 352 с., Т.Н.Доронова []Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях, / Доронова Т.Н. // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 2 - С.46-48., Т.А.Макеева [], В.Г.Щур []Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях, / Доронова Т.Н. // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 2 - С.46-48.,, С.Г.Якобсон []Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях, / Доронова Т.Н. // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 2 - С.46-48., и др.

Е.Н. Герасимова [] Герасимова, Е.Н. Разновозрастные группы в детском саду, / Е.Н. Герасимова//. Дошкольное воспитание. - 2000.- № 21. - С. 27-32. считает, что в самом общем смысле слова разновозрастная группа – объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы.

Разновозрастная группа дошкольников — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения и,которая характеризуется соседством различных систем социального взаимодействия: «ребенок-взрослый»; «ребенок-сверстник»; «ребенок- ребенок старшего возраста»; «ребенок-ребенок младшего возраста».

По мнению В.А. Ясвин []Ясвин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада, / В.А. Ясвин //. Образование и наука. – 2006. – № 5 – С. 27-33

взаимодействие в таких группах может складываться по существенно разным сценариям: 1- старший ребенок берет на себя роль «взрослого» по отношению к младшему, учится заботиться о нем, ухаживает, а младший в свою очередь относится к старшему как к «наставнику» и перенимает от старшего ребенка накопленный им опыт; 2 - старшие дети не воспринимают младших как партнеров по общению, обижают, притесняют их, а младшие в свою очередь мешают старшим полноценно заниматься. Поэтому невозможно определенно сказать о положительном либо отрицательном влиянии создания таких групп на межличностные контакты детей. Однако можно с уверенностью говорить о том, что общение ребенка со старшими по возрасту детьми способствует усвоению некоторых правил социального поведения и в значительной степени определяет социальные установки ребенка в будущем. Что же касается относительно сложившегося внутри группы разновозрастного взаимодействия, то, по мнению ряда авторов на этот факт в значительной мере влияют личные установки воспитателя, стили общения воспитателя с детьми и, конечно же, личный пример воспитателя отношения к младшим.

В.А. Бутенко [] Смирнова Е.О.,Б Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада //Вопросы психологии. 2003. №5 и Е.О. Смирнова [] Смирнова Е.О.,Б Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада //Вопросы психологии. 2003. №5 рассматривают разновозрастную группу детского сада как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети — разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и пр. Они полагают, что отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.

В результате их авторского исследования [] Смирнова Е.О.,Б Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада //Вопросы психологии. 2003. №5 были выделены следующие типы отношений между детьми:

Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила.

Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.

Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.

Конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревновательное начало.

Н. П. Ансимова [59] считает одним из главных условий полноценного развития личности ребенка в дошкольном учреждении - это его эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный психологический климат.

Обратимся к описанию возрастных особенностей детей.

Как полагает Е. В. Герасимова [21] в возрасте 3-х лет обращения ребенка к сверстникам носят очень редкий и кратковремен­ный характер. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные, и в основном из-за игрушек. Дети практически не обращаются друг к другу за сопереживанием, но в то же время уже в этом возрасте в характере и поведении ребенка можно заметить элементы сотрудничества. Так, дети могут наблюдать за предмет­ной деятельностью другого ребенка и пытаться «помогать» — протягивают ему подходящую игрушку, деталь. Если это существенно не нарушает игры ребенка, то такое «совместное» действие проходит гладко, без конфликтов.

Е. В. Герасимова [21] отмечает, что после 4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает. С развитием языка у ребенка формируется способность к целеполаганию, а также способность к оценке личностных качеств других людей и чувствительность к ним. Личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенного фактора, регулирующего взаимоотношения между детьми, а одним из важнейших объектов для оценки стано­вится поступок личности. Это оказывает положительное влияние на психологический климат в группе.

К 5 годам, по мнению автора, ребенок уже интенсивно играет, способен делиться с другими детьми, умеет чувствовать и проявлять сочувствие к окружающим детям, но еще не способен нести ответственность за младших детей и за свое поведение. Умения детей взаимодействовать в игровой деятельности, определенным образом, также оказывают влияние на психологический климат в группе.

К дополнению выше изложенного Е. В. Герасимова [21] добавляет, что в 6 лет ребенок любит играть со своими сверстниками, становится более независимым, старается, хотя это не всегда, получается, контролировать свои эмоции и свое поведение за счет того, что у ребенка формируются постепенно произвольные формы концент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: