Изобразительное искусство. Литература.




Культура Руси 13-16 вв.

Просвещение. Афанасий Никитин, тверской купец «Хождения за три моря» -Персия, Индия 1466-1472);

Последняя четверть 16 века- составление «Большого чертежа» атласа Русского государства;

При Иване 4 начинает действовать первая государственная типография;

С 1550 г. – безвыходная печать (без выходных данных»;

1 апреля 1564 г. Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными), вторая книга «Часослов»;

В 1566 г. И.Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов где работают до1583 г.

1417-1418 гг. – «Житие Сергея Радонежского» Епифаний Премудрый;

«Сказания о князьях Владимирских» - с Великого потопа, Россия продолжает традиции Рима);

«Повесть о вавилонском царстве» - Византийские правители от Вавилонских правителей;

Литература.

Повести и сказания – «О разорении Рязани Батыем», «О Евпатии Коловрате», О Куликовской битве – «Задонщина» (Софоний Рязанец), «Сказание о Мамаевом побоище», о нашествии Тохтамыша 1382 г.

С 14 века начинается московское летописание;

Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) –с древнейших времен до Ивана 4 (не позднее 15 в.);

Хронографы – обзор всемирной истории;

Жития – Жития Дмитрия Донского, Сергея Радонежского, Стефана Пермского – «Житие Стефана Пермского" было написано Епифанием, по-видимому, вскоре после смерти Стефана в 1396 г. Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Тщательно собрав фактический материал о Стефане, Епифаний оформляет его в изящный и торжественный панегирик. "Житие Стефана Пермского" открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и "Плач и похвала инока списающа");

«Великие Четьи-Минеи» - свод составлен митрополитом Макарием (литература которая рекомендуется православным);

«Песня о Щелкане Дудентьевиче» (о восстании в Твери 1237 г.);

«Слово о гибели Русской земли» (в традиции народных плачей) - «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Русской земли и по смерти великого князя Ярослава») — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до нынешняго Ярослава и до брата его Юрия…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен.

Публицистика.

Лицевой свод (60-70-е гг. 16 вв.);

Степенная книга (1562-1563 гг.) от Владимира до Ивана 4 (описание князей и митрополитов)

Казанская история (60-е гг 16 в.);

Сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского (переписка его и Ивана Грозного) и др.

Летописец начала царства – годы правления Ивана 4, нужность венчания на царство;

Повести. «Повесть о прихождении Стефана Баторияна…» - иконописец Василий; (Осада Пскова (18 августа 1581 — 4 февраля 1582) Стефаном Баторием- король польский и великий князь литовский);

«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» - патриарх Иов;

Живопись. С 60-70-е гг.- период национального подъёма.

Новгородская школа – Феофан Грек;

Московская школа- Андрей Рублев;

Строгановская школа – Прокопий Чирин, Никифор Савин;

Иконописец творения Как выглядит
Феофан Грек Фрески церкви Преображения на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине, росписи церквей в Великом Новгороде; Успение 1392   Донская икона Божией Матери
Андрей Рублев Росписи Благовещенского собора в Кремле (1405 г.); Успенского собора во Владимире(1408г.), фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастыря (1420 г.), Икона «Троица» Троица 1412 (Третьяковская галерея)
Дионисий Росписи Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтово монастырей, иконостас Успенского собора Московского кремля. Одигитрия Смоленская. 1482 г.

 

Андрей Чохов Царь-пушка
Андре́й Чо́хов (около 1545 — 1629) — выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629.

 

Архитектура.

 

город памятник Как выглядит
Москва Успенский собор (мастера Захарий, Иосиф, Николай) разрушился
  Собор Спаса на Бору (Гойтан, Семен, Иван)
  Белокаменный кремль Кремль при Иване Калите. А.М.Васнецов
  Каменный собор Чудова монастыря Уничтожен 1929 г.
  Троице-Сергиев монастырь, Троицкий собор (1422-1423), Успенский собор (1559-1585)
  Стены Белого Кремля – мастер Федор Конь Федор Савельевич Конь, судя по всему, происходил из Смоленской губернии, поскольку его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители — собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, несшей небольшую главу. Обе постройки были взорваны немцами в 1943 г. О дате рождения и о биографии Ф.С.Коня остается только догадываться. Зато весьма красноречивы сооруженные им на территории Московской Руси укрепления и монастыри. В 1586 г. началось строительство так называемого Белого города Москвы — каменных стен и башен, располагавшихся по линии теперешнего бульварного кольца. Бурный рост столицы привел к тому, что за пределами города как такового (Кремль, плюс Китай-город), получившего свои каменные стены в 1534—1538 гг., — вырос так называемый посад, разбегавшийся многочисленными обширными слободами вдоль дорог, ведших к Москве. Московский посад составлял значительную часть столицы, поэтому хорошо было бы подумать о его защите на случай военной опасности. Набег крымских татар в 1571 г. послужил поводом для сооружения Белого, или Царева, города Москвы. Постройку поручили городовых дел мастеру Федору Коню. Ему предстояло построить 9 км стен с боевыми башнями, десять из которых были проездными. Легко себе представить, какими недюжинными способностями и организаторским талантом надо было обладать, чтобы возвести подобную стену с 28 башнями всего за шесть лет.
Архитекторы – Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк Рязин Успенский собор (1475-1479)
Архангельский собор 1505—1508 годы  
Благовещенский собор (1485-1489) Благовещенский собор, построенный русскими мастерами в 1485 – 1489 годах, был домовой церковью великих князей и царей московских. Храм строился как часть дворцового комплекса, его северо-западная галерея служила парадным входом в царский дворец. В соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного.  
Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин Строительство 1505 -1508 год годы  
Грановитая палата (для торжественных приемов) Внутренний вид  
  Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (в честь рождения Ивана 4) первый каменный шатровый храм в России. Василий 3
  Покровский собор (Василия Блаженного) в честь взятия Казани. Архитекторы Барма и Постник
Новгородские церкви Николы на Липне (1292-1294 гг.) Церковь была расписана фресками в 1293—94 году. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалась композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной». В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко. После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня. Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, по временам подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, отстоявшими в 6 км., на западном берегу оз.Ильмень - р.Волхов, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки. В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.
  Благовещенская на Городище В 1103 году сын князя Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович заложил здесь церковь Благовещения – вторую после Софии каменную постройку Новгорода и перенес сюда свою резиденцию. В 1342-1343 г.г. на месте разрушившегося храма был возведен новый, простоявший 600 лет. И стоял бы дальше, но фашистские снаряды разрушили его в годы войны. Это историческое здание представляет собой руины, по которым, тем не менее, возможно составить представление об утраченном.
  Спаса на Ковалеве (1345 г.) В годы Второй мировой войны храм был разрушен до высоты в 5 метров. По официальной версии, храм был выбран советской армией в качестве опорной точки обороны советской армии и, как все подобные точки, упорно обстреливался противником до вхождения советской армии в Новгород. Только настоящий подвиг реставраторов А. П. и В. Б. Грекова, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволил восстановить значительную часть первоначальной росписи собора. В 1970 г. по проекту Л. Е. Красноречьева была поставлена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен.
  Успенья на Волотовом поле (1352г.)
  Федора Стратилата на Ручью (1360-1361)
  Спасо-Преображения на Ильине улице (1374)
  С 15 в. Строятся каменные жилые дома (палаты Посадника Борецкого)  

 

Архитектура.

 

стиль памятник Как выглядит
Шатровый стиль Архангельский собор в кремле Нижнего Новгорода (1631)
  Церковь Покрова в Медведкове имени князя Пожарского (1620-е гг.)
  Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1682) Церковь Димитрия на крови в Угличе возвышается на крутом берегу Волги и входит в ансамбль Угличского кремля. Храм был возведен на месте убийства царевича Димитрия, последнего из представителей династии Рюриковичей. В первые годы XVII века на этом месте была поставлена деревянная часовня. В 1630 году ее сменила деревянная церковь, а в 1692 году построена существующая и ныне каменная церковь. Храм расположен на берегу Волги в северо-восточной части Кремля. Красные поверхности наружных стен выделяют белоснежные декоративные детали - наличники, полуколонны, карнизы, делая церковь очень красивой. Роспись внутри храма заслуживает особого внимания. Она осуществлена артелью художников московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Сюжеты изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами, которая произошла 15 мая 1591 года. Большинство росписей посвящены библейской тематике. Например, интерьер низкой трапезной части церкви расписан в 1772 году мастером Петром Хлебниковым нa темы библейских сказаний “О сотворении мира” и “О грехопадении Адама и Евы и изгнании их из Рая”. Из деталей интерьера интересна дверь трапезной, сохранившаяся со времен основания церкви. Полотно двери расписано и мастерски украшено коваными металлическими накладками ажурного рисунка. В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, возвестивший горожанам o гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибири. В настоящее время храм является музеем.
  Трехэтажные терема в Московском Кремле (строители-Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларионов Ушаков)
  Московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках,
  Церкви Ильи Пророка в Ярославле, Вознесенская в Великом Устюге (колокольня)
Каменное строительство Во второй половине 17 в. – Новодевичий, Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимьев монастыри. Перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале установлен памятник герою 1612 года, Дмитрию Пожарскому, возглавившему народное ополчение, освободившее Русь от иноземных захватчиков. Памятник установлен именно здесь так как именно в Спасо-Евфимиевом монастыре находится родовая усыпальница князей Пожарских и здесь же похоронен Герой.
Нарышкинское барокко Церковь в Филях и Троицком-Лыкове
  Собор 12 Апостолов в Кремле (по заказу Никона)

Изобразительное искусство.

Иконописец творения Как выглядит
Симон Федорович Ушаков(1626-1686) «Нерукотворный спас» «Древо государства Российского» «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.
Тихон Филатьев (конец 17 в.) На его иконах появляется реалистические пейзажи Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития 1689 г.
Портретный жанр Портреты царя Федора Ивановича (1600)
  Полководца М. Скопина-Шуйского (1610)
  ПАРСУНЫ-от искаженного слова «персона», портретная живопись в России конца 16-начала 17 вв., сохраняющая приемы иконописи, но уже с элементами реализма.  
  Портреты Алексея Михайловича (С.Лопуцкий) Федора Алексеевича (И.Богданов)
  Патриарха Никона (И.Детерсон, Д.Вухтерс)

Театр. В 1672-1676 гг. в Москве открыт театр, созданный по распоряжению Алексея Михайловича. Организатор пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе Готфарид Грегори. В труппе было 60 актёров (иностранцы). Ставились пьесы на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр закрыт.

История.

«Книга Марсова», «История Свейской войны» -описание Северной войны;

В.Н. Татищев (1686-1750) – «История Российская с самых древнейших времен».

Байер, Миллер – норманнская теория;

Общественно-политическая мысль. И.Т. Посошков (1652-1726) – «Книга о скудости и богатстве».

П.П. Шафиров (1669-1739) – «Рассуждения о причинах Свейской войны».

Феофан Прокопович (1681-1736) – «Правда воли монаршей», автор Духовного регламента.

Деятели русского Просвещения. Н.И. Новикова (1744-1818) – журналы «Трутень», «Кошелок», «Живописец».

Архитектура.

стиль памятник Как выглядит
Нарышкинское барокко (Москва) Церковь Покрова в Филях
  Церковь Ивана Воина на Якиманке
  Церковь Архангела Гавриила на чистых прудах (Меньшикова башня»
Барокко Ф. Растрелли (1700-1711) – ансамбль Смольного монастыря, 1735-1739гг. – Зимний дворец, Большой (Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе;
  Д.В. Ухтомский (1719-1774) – Кузнецкий мост (Москва), пятиярусная колокольня (высота 84 м.) в Троице-Сергиевом монастыре; Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши.
  А.Ринальди (1710-1794) – Мраморный дворец (Петербург)
  Д. Трезини. Летний дворец Петра 1, здание 12 коллегий, колокольня Собора В Петропавловской крепости;
Классицизм(со второй половины 18 в.) И.Е. Ставров (1737-1799) – Таврический дворец (Петербург)
  Д. Кваренги (1744-1817) – Английский дворец, Эрмитажный театр, Здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе, Разрушен в 1942 г.
  В.И. Баженов (1737-1790) – дом Пашкова (Москва)
  М.Ф. Казаков (1738-1812) здание Сената в Кремле. – Путевой дворец (Петровский дворец), Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793)
сентиментализм Парковая архитектура – «гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»

 

Скульптура.

  К. Растрелли (1675-1744) – бронзовые бюсты А. Меншикова, Петра 1, Анны Ивановны.
  Ф.И. Шубин (1740-1805) – скульптурные портреты Г. Потемкина, П. Румянцева, Павла 1;
  Э. Фальконе (1716-1791) – Медный всадник (памятник Петру1),
  М.И. Козловский (1753-1802) – памятник А. Суворову (Петербург), статуя каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва»

 

Живопись.

 

  1757 г. – создание Академии художеств (при Елизавете Петровне)
  И.Н. Никитин (1690-1742) – «Напольный гетман» (гетман граф Казимир Ян Сапега), «Петр 1 на смертном одре»
  А.М. Матвеев (1701-1739) – «Автопортрет с женой», портреты Петра1,
  А.П. Антропов (1716-1795) – коронационный портрет Петра 3;
  И.П. Аргунов (1729-1802) – портрет Екатерины 2 для Сената, «Портрет известной крестьянки в русском платье»;
  Ф.С. Рокотов (1735-1808) – парадные портреты И. Шувалова, Г. Орлова, Екатерины 2, интимные портреты – Струйской,
  Д.Г. Левицкий (1735-1822) – цикл портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц; Екатерина 2
  В.Л. Боровиковский (1757-1825) – портреты целых семей, Портрет Лопухиной М.И.
Исторический жанр А.П. Лосенко (1737-1773) – «Владимир перед Рогнедой», Прощание Гектора с Андромахой»
  Г.И.Угрюмов (1764-1823) – «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского в Псков», «Взятие Казани»;
Бытовой жанр М. Шибанов (умер после 1789 г.) – «Празднество свадебного договора», «Крестьянский обед».

Ф.Г.Волков (1729-1763) в 1750 г. организовал в Ярославле любительский театр;

30 августа 1756г. – указом Елизаветы Петровны в Петербурге учрежден «Русский для представления трагедии и комедии театр». Его директором стал поэт Сумароков.

Наука.

Н.И. Лобачевский (1792-1856) – неевклидова геометрия
Н.Н. Зинин (1812-1880) -синтез анилина (краситель для текстильной промышленности)
В.В. Петров (1761-1834) – исследование электрической дуги (возможность освещения, сварки металла);
Б.С. Якоби (1801-1874) –открыл метод гальванопластики;
П.П. Аносов (1799-1851) – раскрыл тайну древнего булата, заложил основы науки о качественных сталях;
1839 г. – завершено строительство Пулковскойобсерватории под Петербургом.
В.Я. Струве (1793-1864) – обнаружил скопление звезд в главной плоскости Млечного пути.
Н.И. Пирогов (1810-1881) – провел операции под эфирным наркозом, впервые применил гипсовые повязки при переломах;

 

Журналистика.

1811-1821 гг. – первая провинциальная газета «Казанские известия»;

С 1838 г. – начинается регулярное издание «Губернских ведомостей» в каждой губернии;

Официальной общероссийской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости»;

Частную газету «Северная пчела» издавал Ф.В. Булгарин;

Журналы:

«Вестник Европы» - основан Н.М. Карамзиным;

«Московитянин» - под редакцией МП. Погодина;

«Московский телеграф» - Н.А. Полевого (1825-1834);

«Телескоп» -Н.И. Надеждин (1831-1836);

«Современник» - основан А.С. Пушкным в 1836г. Возобновлён в 1847 году Н.А. Некрасовым;

«Отечественные записки» - издавались А.А. Краевским, затем Н.А Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.З. Елисеевым (1839-1884);

Альманахи.

«Полярная звезда» - издатели А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев – издавали три выпуска, события 14 декабря 1825 г., привели к остановке издания.

«Северные цветы» (1825-1831) и «Литературная газета» (1830-1831) – издавались А.А. Дельвигом;

ЛИТЕРАТУРА.

Стили и направления авторы Как выглядел
Классицизм(в 20-е гг.19 века переживает кризис А.С. Грибоедов (1795-1829) – «Горе от ума»
Сентиментализм(вторая половина 18-начало 19 века) В.А. Жуковский (1783-1852) – «Сельское кладбище»; Н.А. Карамзин (1766-1826) – «Бедная Лиза»; В.А.Жуковский портрет Брюллов сделал
Романтизм(расцвет приходится на средину 20-х гг.19 века) В.А. Жуковский(1783-1852) – баллады «Людмила», «Светлана»; К.Ф. Рылеев (1795-1826) – «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко»; А.И. Одоевский (1802-1839) – поэма «Василько»; В.К. Кюхельбекер (1797-1846) – «Смерть Байрона», «Тень Рылеева», «Прокопий Ляпунов»; М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – «Пророк», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Маскара»; Рылеев К.Ф. Одоевский А.И.
Реализм(утверждается в 30-40-е гг. 19 века) А.С. Пушкин (1799-1837) – романтизм- «Кавказский пленник», «Цыганы», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан»; На стыке романтизма и реализма – «Евгений Онегин», «Повести Белкина», реализм «История пугачевского бунта»; Н.В. Гоголь (1809-1852) – «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». Портрет Кипренского. Ф.Моллер.

 

Театр и музыка.

Петровский театр в Москве (до 1824); 1832 г. – Петербург- Александринский театр (драматический);

Большой театр (с 1825) - оперно-балетная труппа;

Малый (драматический театр) (с 1825 г.) – драматическая труппа;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: