Культура Руси 13-16 вв.
Просвещение. Афанасий Никитин, тверской купец «Хождения за три моря» -Персия, Индия 1466-1472);
Последняя четверть 16 века- составление «Большого чертежа» атласа Русского государства;
При Иване 4 начинает действовать первая государственная типография;
С 1550 г. – безвыходная печать (без выходных данных»;
1 апреля 1564 г. Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными), вторая книга «Часослов»;
В 1566 г. И.Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов где работают до1583 г.
1417-1418 гг. – «Житие Сергея Радонежского» Епифаний Премудрый;
«Сказания о князьях Владимирских» - с Великого потопа, Россия продолжает традиции Рима);
«Повесть о вавилонском царстве» - Византийские правители от Вавилонских правителей;
Литература.
Повести и сказания – «О разорении Рязани Батыем», «О Евпатии Коловрате», О Куликовской битве – «Задонщина» (Софоний Рязанец), «Сказание о Мамаевом побоище», о нашествии Тохтамыша 1382 г.
С 14 века начинается московское летописание;
Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) –с древнейших времен до Ивана 4 (не позднее 15 в.);
Хронографы – обзор всемирной истории;
Жития – Жития Дмитрия Донского, Сергея Радонежского, Стефана Пермского – «Житие Стефана Пермского" было написано Епифанием, по-видимому, вскоре после смерти Стефана в 1396 г. Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Тщательно собрав фактический материал о Стефане, Епифаний оформляет его в изящный и торжественный панегирик. "Житие Стефана Пермского" открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и "Плач и похвала инока списающа");
|
«Великие Четьи-Минеи» - свод составлен митрополитом Макарием (литература которая рекомендуется православным);
«Песня о Щелкане Дудентьевиче» (о восстании в Твери 1237 г.);
«Слово о гибели Русской земли» (в традиции народных плачей) - «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Русской земли и по смерти великого князя Ярослава») — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.
Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до нынешняго Ярослава и до брата его Юрия…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен.
|
Публицистика.
Лицевой свод (60-70-е гг. 16 вв.);
Степенная книга (1562-1563 гг.) от Владимира до Ивана 4 (описание князей и митрополитов)
Казанская история (60-е гг 16 в.);
Сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского (переписка его и Ивана Грозного) и др.
Летописец начала царства – годы правления Ивана 4, нужность венчания на царство;
Повести. «Повесть о прихождении Стефана Баторияна…» - иконописец Василий; (Осада Пскова (18 августа 1581 — 4 февраля 1582) Стефаном Баторием- король польский и великий князь литовский);
«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» - патриарх Иов;
Живопись. С 60-70-е гг.- период национального подъёма.
Новгородская школа – Феофан Грек;
Московская школа- Андрей Рублев;
Строгановская школа – Прокопий Чирин, Никифор Савин;
Иконописец | творения | Как выглядит |
Феофан Грек | Фрески церкви Преображения на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине, росписи церквей в Великом Новгороде; | Успение 1392 Донская икона Божией Матери |
Андрей Рублев | Росписи Благовещенского собора в Кремле (1405 г.); Успенского собора во Владимире(1408г.), фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастыря (1420 г.), Икона «Троица» | Троица 1412 (Третьяковская галерея) |
Дионисий | Росписи Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтово монастырей, иконостас Успенского собора Московского кремля. | Одигитрия Смоленская. 1482 г. |
|
Андрей Чохов | Царь-пушка |
Андре́й Чо́хов (около 1545 — 1629) — выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629. |
Архитектура.
город | памятник | Как выглядит |
Москва | Успенский собор (мастера Захарий, Иосиф, Николай) | разрушился |
Собор Спаса на Бору (Гойтан, Семен, Иван) | ||
Белокаменный кремль | Кремль при Иване Калите. А.М.Васнецов | |
Каменный собор Чудова монастыря | Уничтожен 1929 г. | |
Троице-Сергиев монастырь, Троицкий собор (1422-1423), Успенский собор (1559-1585) | ||
Стены Белого Кремля – мастер Федор Конь | Федор Савельевич Конь, судя по всему, происходил из Смоленской губернии, поскольку его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители — собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, несшей небольшую главу. Обе постройки были взорваны немцами в 1943 г. О дате рождения и о биографии Ф.С.Коня остается только догадываться. Зато весьма красноречивы сооруженные им на территории Московской Руси укрепления и монастыри. В 1586 г. началось строительство так называемого Белого города Москвы — каменных стен и башен, располагавшихся по линии теперешнего бульварного кольца. Бурный рост столицы привел к тому, что за пределами города как такового (Кремль, плюс Китай-город), получившего свои каменные стены в 1534—1538 гг., — вырос так называемый посад, разбегавшийся многочисленными обширными слободами вдоль дорог, ведших к Москве. Московский посад составлял значительную часть столицы, поэтому хорошо было бы подумать о его защите на случай военной опасности. Набег крымских татар в 1571 г. послужил поводом для сооружения Белого, или Царева, города Москвы. Постройку поручили городовых дел мастеру Федору Коню. Ему предстояло построить 9 км стен с боевыми башнями, десять из которых были проездными. Легко себе представить, какими недюжинными способностями и организаторским талантом надо было обладать, чтобы возвести подобную стену с 28 башнями всего за шесть лет. | |
Архитекторы – Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк Рязин | Успенский собор (1475-1479) | |
Архангельский собор | 1505—1508 годы | |
Благовещенский собор (1485-1489) | Благовещенский собор, построенный русскими мастерами в 1485 – 1489 годах, был домовой церковью великих князей и царей московских. Храм строился как часть дворцового комплекса, его северо-западная галерея служила парадным входом в царский дворец. В соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного. | |
Колокольня Ивана Великого | Бон Фрязин Строительство 1505 -1508 год годы | |
Грановитая палата (для торжественных приемов) | Внутренний вид | |
Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (в честь рождения Ивана 4) | первый каменный шатровый храм в России. Василий 3 | |
Покровский собор (Василия Блаженного) в честь взятия Казани. Архитекторы Барма и Постник | ||
Новгородские церкви | Николы на Липне (1292-1294 гг.) | Церковь была расписана фресками в 1293—94 году. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалась композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной». В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко. После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня. Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, по временам подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, отстоявшими в 6 км., на западном берегу оз.Ильмень - р.Волхов, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки. В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид. |
Благовещенская на Городище | В 1103 году сын князя Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович заложил здесь церковь Благовещения – вторую после Софии каменную постройку Новгорода и перенес сюда свою резиденцию. В 1342-1343 г.г. на месте разрушившегося храма был возведен новый, простоявший 600 лет. И стоял бы дальше, но фашистские снаряды разрушили его в годы войны. Это историческое здание представляет собой руины, по которым, тем не менее, возможно составить представление об утраченном. | |
Спаса на Ковалеве (1345 г.) | В годы Второй мировой войны храм был разрушен до высоты в 5 метров. По официальной версии, храм был выбран советской армией в качестве опорной точки обороны советской армии и, как все подобные точки, упорно обстреливался противником до вхождения советской армии в Новгород. Только настоящий подвиг реставраторов А. П. и В. Б. Грекова, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволил восстановить значительную часть первоначальной росписи собора. В 1970 г. по проекту Л. Е. Красноречьева была поставлена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен. | |
Успенья на Волотовом поле (1352г.) | ||
Федора Стратилата на Ручью (1360-1361) | ||
Спасо-Преображения на Ильине улице (1374) | ||
С 15 в. Строятся каменные жилые дома (палаты Посадника Борецкого) |
Архитектура.
стиль | памятник | Как выглядит |
Шатровый стиль | Архангельский собор в кремле Нижнего Новгорода (1631) | |
Церковь Покрова в Медведкове имени князя Пожарского (1620-е гг.) | ||
Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1682) | Церковь Димитрия на крови в Угличе возвышается на крутом берегу Волги и входит в ансамбль Угличского кремля. Храм был возведен на месте убийства царевича Димитрия, последнего из представителей династии Рюриковичей. В первые годы XVII века на этом месте была поставлена деревянная часовня. В 1630 году ее сменила деревянная церковь, а в 1692 году построена существующая и ныне каменная церковь. Храм расположен на берегу Волги в северо-восточной части Кремля. Красные поверхности наружных стен выделяют белоснежные декоративные детали - наличники, полуколонны, карнизы, делая церковь очень красивой. Роспись внутри храма заслуживает особого внимания. Она осуществлена артелью художников московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Сюжеты изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами, которая произошла 15 мая 1591 года. Большинство росписей посвящены библейской тематике. Например, интерьер низкой трапезной части церкви расписан в 1772 году мастером Петром Хлебниковым нa темы библейских сказаний “О сотворении мира” и “О грехопадении Адама и Евы и изгнании их из Рая”. Из деталей интерьера интересна дверь трапезной, сохранившаяся со времен основания церкви. Полотно двери расписано и мастерски украшено коваными металлическими накладками ажурного рисунка. В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, возвестивший горожанам o гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибири. В настоящее время храм является музеем. | |
Трехэтажные терема в Московском Кремле (строители-Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларионов Ушаков) | ||
Московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках, | ||
Церкви Ильи Пророка в Ярославле, Вознесенская в Великом Устюге (колокольня) | ||
Каменное строительство | Во второй половине 17 в. – Новодевичий, Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимьев монастыри. | Перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале установлен памятник герою 1612 года, Дмитрию Пожарскому, возглавившему народное ополчение, освободившее Русь от иноземных захватчиков. Памятник установлен именно здесь так как именно в Спасо-Евфимиевом монастыре находится родовая усыпальница князей Пожарских и здесь же похоронен Герой. |
Нарышкинское барокко | Церковь в Филях и Троицком-Лыкове | |
Собор 12 Апостолов в Кремле (по заказу Никона) |
Изобразительное искусство.
Иконописец | творения | Как выглядит |
Симон Федорович Ушаков(1626-1686) | «Нерукотворный спас» «Древо государства Российского» «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее. | |
Тихон Филатьев (конец 17 в.) | На его иконах появляется реалистические пейзажи Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития 1689 г. | |
Портретный жанр | Портреты царя Федора Ивановича (1600) | |
Полководца М. Скопина-Шуйского (1610) | ||
ПАРСУНЫ-от искаженного слова «персона», портретная живопись в России конца 16-начала 17 вв., сохраняющая приемы иконописи, но уже с элементами реализма. | ||
Портреты Алексея Михайловича (С.Лопуцкий) | Федора Алексеевича (И.Богданов) | |
Патриарха Никона (И.Детерсон, Д.Вухтерс) |
Театр. В 1672-1676 гг. в Москве открыт театр, созданный по распоряжению Алексея Михайловича. Организатор пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе Готфарид Грегори. В труппе было 60 актёров (иностранцы). Ставились пьесы на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр закрыт.
История.
«Книга Марсова», «История Свейской войны» -описание Северной войны;
В.Н. Татищев (1686-1750) – «История Российская с самых древнейших времен».
Байер, Миллер – норманнская теория;
Общественно-политическая мысль. И.Т. Посошков (1652-1726) – «Книга о скудости и богатстве».
П.П. Шафиров (1669-1739) – «Рассуждения о причинах Свейской войны».
Феофан Прокопович (1681-1736) – «Правда воли монаршей», автор Духовного регламента.
Деятели русского Просвещения. Н.И. Новикова (1744-1818) – журналы «Трутень», «Кошелок», «Живописец».
Архитектура.
стиль | памятник | Как выглядит | |
Нарышкинское барокко (Москва) | Церковь Покрова в Филях | ||
Церковь Ивана Воина на Якиманке | |||
Церковь Архангела Гавриила на чистых прудах (Меньшикова башня» | |||
Барокко | Ф. Растрелли (1700-1711) – ансамбль Смольного монастыря, 1735-1739гг. – Зимний дворец, Большой (Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе; | ||
Д.В. Ухтомский (1719-1774) – Кузнецкий мост (Москва), пятиярусная колокольня (высота 84 м.) в Троице-Сергиевом монастыре; Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе | Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. | ||
А.Ринальди (1710-1794) – Мраморный дворец (Петербург) | |||
Д. Трезини. Летний дворец Петра 1, здание 12 коллегий, колокольня Собора В Петропавловской крепости; | |||
Классицизм(со второй половины 18 в.) | И.Е. Ставров (1737-1799) – Таврический дворец (Петербург) | ||
Д. Кваренги (1744-1817) – Английский дворец, Эрмитажный театр, Здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе, | Разрушен в 1942 г. | ||
В.И. Баженов (1737-1790) – дом Пашкова (Москва) | |||
М.Ф. Казаков (1738-1812) здание Сената в Кремле. – Путевой дворец (Петровский дворец), Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) | |||
сентиментализм | Парковая архитектура – «гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы» |
Скульптура.
К. Растрелли (1675-1744) – бронзовые бюсты А. Меншикова, Петра 1, Анны Ивановны. | ||
Ф.И. Шубин (1740-1805) – скульптурные портреты Г. Потемкина, П. Румянцева, Павла 1; | ||
Э. Фальконе (1716-1791) – Медный всадник (памятник Петру1), | ||
М.И. Козловский (1753-1802) – памятник А. Суворову (Петербург), статуя каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» |
Живопись.
1757 г. – создание Академии художеств (при Елизавете Петровне) | ||
И.Н. Никитин (1690-1742) – «Напольный гетман» (гетман граф Казимир Ян Сапега), «Петр 1 на смертном одре» | ||
А.М. Матвеев (1701-1739) – «Автопортрет с женой», портреты Петра1, | ||
А.П. Антропов (1716-1795) – коронационный портрет Петра 3; | ||
И.П. Аргунов (1729-1802) – портрет Екатерины 2 для Сената, «Портрет известной крестьянки в русском платье»; | ||
Ф.С. Рокотов (1735-1808) – парадные портреты И. Шувалова, Г. Орлова, Екатерины 2, интимные портреты – Струйской, | ||
Д.Г. Левицкий (1735-1822) – цикл портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц; Екатерина 2 | ||
В.Л. Боровиковский (1757-1825) – портреты целых семей, | Портрет Лопухиной М.И. | |
Исторический жанр | А.П. Лосенко (1737-1773) – «Владимир перед Рогнедой», Прощание Гектора с Андромахой» | |
Г.И.Угрюмов (1764-1823) – «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского в Псков», «Взятие Казани»; | ||
Бытовой жанр | М. Шибанов (умер после 1789 г.) – «Празднество свадебного договора», «Крестьянский обед». |
Ф.Г.Волков (1729-1763) в 1750 г. организовал в Ярославле любительский театр;
30 августа 1756г. – указом Елизаветы Петровны в Петербурге учрежден «Русский для представления трагедии и комедии театр». Его директором стал поэт Сумароков.
Наука.
Н.И. Лобачевский (1792-1856) – неевклидова геометрия | |
Н.Н. Зинин (1812-1880) -синтез анилина (краситель для текстильной промышленности) | |
В.В. Петров (1761-1834) – исследование электрической дуги (возможность освещения, сварки металла); | |
Б.С. Якоби (1801-1874) –открыл метод гальванопластики; | |
П.П. Аносов (1799-1851) – раскрыл тайну древнего булата, заложил основы науки о качественных сталях; | |
1839 г. – завершено строительство Пулковскойобсерватории под Петербургом. | |
В.Я. Струве (1793-1864) – обнаружил скопление звезд в главной плоскости Млечного пути. | |
Н.И. Пирогов (1810-1881) – провел операции под эфирным наркозом, впервые применил гипсовые повязки при переломах; |
Журналистика.
1811-1821 гг. – первая провинциальная газета «Казанские известия»;
С 1838 г. – начинается регулярное издание «Губернских ведомостей» в каждой губернии;
Официальной общероссийской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости»;
Частную газету «Северная пчела» издавал Ф.В. Булгарин;
Журналы:
«Вестник Европы» - основан Н.М. Карамзиным;
«Московитянин» - под редакцией МП. Погодина;
«Московский телеграф» - Н.А. Полевого (1825-1834);
«Телескоп» -Н.И. Надеждин (1831-1836);
«Современник» - основан А.С. Пушкным в 1836г. Возобновлён в 1847 году Н.А. Некрасовым;
«Отечественные записки» - издавались А.А. Краевским, затем Н.А Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.З. Елисеевым (1839-1884);
Альманахи.
«Полярная звезда» - издатели А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев – издавали три выпуска, события 14 декабря 1825 г., привели к остановке издания.
«Северные цветы» (1825-1831) и «Литературная газета» (1830-1831) – издавались А.А. Дельвигом;
ЛИТЕРАТУРА.
Стили и направления | авторы | Как выглядел |
Классицизм(в 20-е гг.19 века переживает кризис | А.С. Грибоедов (1795-1829) – «Горе от ума» | |
Сентиментализм(вторая половина 18-начало 19 века) | В.А. Жуковский (1783-1852) – «Сельское кладбище»; Н.А. Карамзин (1766-1826) – «Бедная Лиза»; | В.А.Жуковский портрет Брюллов сделал |
Романтизм(расцвет приходится на средину 20-х гг.19 века) | В.А. Жуковский(1783-1852) – баллады «Людмила», «Светлана»; К.Ф. Рылеев (1795-1826) – «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко»; А.И. Одоевский (1802-1839) – поэма «Василько»; В.К. Кюхельбекер (1797-1846) – «Смерть Байрона», «Тень Рылеева», «Прокопий Ляпунов»; М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – «Пророк», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Маскара»; | Рылеев К.Ф. Одоевский А.И. |
Реализм(утверждается в 30-40-е гг. 19 века) | А.С. Пушкин (1799-1837) – романтизм- «Кавказский пленник», «Цыганы», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан»; На стыке романтизма и реализма – «Евгений Онегин», «Повести Белкина», реализм «История пугачевского бунта»; Н.В. Гоголь (1809-1852) – «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». | Портрет Кипренского. Ф.Моллер. |
Театр и музыка.
Петровский театр в Москве (до 1824); 1832 г. – Петербург- Александринский театр (драматический);
Большой театр (с 1825) - оперно-балетная труппа;
Малый (драматический театр) (с 1825 г.) – драматическая труппа;