Основания для взыскания сумм налогов с дебиторов
налог уплата дебитор
Порой неисполнение обязательств контрагентом приводит к тому, что организации трудно найти денежные средства на уплату налогов и она сама может стать должником перед бюджетом. В этом случае организация должна предоставить в налоговый орган сведения о дебиторах для взыскания с них налогов. Рассмотрим, всегда ли эффективно такое обращение, какие могут возникнуть проблемы при подготовке документов о наличии дебиторской задолженности для подачи в налоговый орган, а также иные вопросы, связанные с уплатой налогов за счет дебиторов.
Каждая организация, имеющая задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязана предоставить перечень дебиторов и копии документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, в налоговый орган по месту постановки на учет этой организации (не ее дебиторов) (подп. 1.5 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Задолженность по налогу возникает со дня, следующего за последним│
│днем срока его уплаты. Налоги должны быть перечислены до окончания│
│последнего дня срока их уплаты, установленного НК или решениями местных│
│органов власти. Если этот день приходится на нерабочий день, днем│
│окончания срока уплаты налогов считается ближайший следующий за ним│
|
│рабочий день (ч. 6, 9 ст. 3-1 НК) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Налоговый орган вправе взыскать налоги с дебиторов плательщика не только на основании перечня дебиторов. В этот орган может быть направлено заявление об уступке организацией налоговому органу требования кредитора (вместе с актом сверки или иным документом, подписанным дебитором и плательщиком, подтверждающим наличие дебиторской задолженности) (ч. 1 п. 2 ст. 58 НК). В отличие от перечня дебиторов, направление данного заявления - это право, а не обязанность организации, имеющей задолженность по уплате налогов.
Сумма, которую налоговый орган вправе взыскать с дебиторов плательщика-организации, не может быть больше суммы задолженности дебитора плательщику. В связи с этим организация должна предоставить в налоговый орган информацию о дебиторской задолженности только на сумму задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, при этом субъект хозяйствования сам определяет дебиторов, в отношении которых подаются сведения.
Направление перечня дебиторов (заявления об уступке требования кредитора) в налоговый орган не отменяет обязанности организации представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты), а в обслуживающий банк - платежные поручения на уплату налогов в установленные сроки (подп. 1.1, 1.4 ст. 22 НК). При этом по письменному заявлению организации, поданному в банк после взыскания налогов с дебиторов, платежные поручения по налогам, помещенные в картотеку, могут быть отозваны в полной сумме или частично (п. 120, 121 Инструкции о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66), например, когда налоги уже взысканы.
|
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Не взыскиваются с дебиторов плательщика-организации суммы│
│административных штрафов, примененных налоговыми органами. При неуплате│
│таких штрафов в установленные законодательством сроки и отсутствии на│
│банковских счетах организации средств для этого суммы штрафов│
│взыскиваются в судебном порядке (ст. 15.3, 15.4 Процессуально-│
│исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных│
│правонарушениях) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Срок предоставления сведений о дебиторах
Перечень дебиторов и копии документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, должны быть представлены не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, пеней (подп. 1.5 ст. 22 НК). Сведения о дебиторах могут подаваться в налоговый орган (например, направляться по почте) до 24 часов последнего (десятого) рабочего дня этого срока (ч. 7 ст. 3-1 НК).
|
Пример.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Последний день срока, когда должен быть уплачен налог, приходится│
│на субботу 22 января 2011 г. Значит, налог может быть уплачен в│
│понедельник 24 января, иначе с 25 января (вторник) возникает│
│задолженность. С этого дня (включительно) в течение 10 рабочих дней│
│(т.е. по понедельник 7 февраля включительно) организация должна│
│направить в налоговый орган сведения о дебиторах. │
│ Срок для представления в налоговый орган заявления об уступке│
│требования кредитора законодательством не установлен │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Сведения о дебиторах
Перечень дебиторов с указанием сумм их задолженности составляется в произвольной форме. Для обеспечения взыскания с дебиторов сумм налогов перечень целесообразно оформить следующим образом:
Наименование дебитора, УНП, место нахождения, банковские реквизиты (наименование, адрес и код банка, номера счетов, в том числе валютных) | Сумма дебиторской задолженности (руб.) | Срок исполнения обязательств дебитором (или "Срок оплаты") | Документ (документы), подтверждающий наличие дебиторской задолженности и срок исполнения обязательств дебитором (дата и номер) |
Заявление об уступке требования кредитора
Установлена форма такого заявления (приложение 9 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.12.2003 N 117 "О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения налогового обязательства, уплаты пеней"). Формулировка может быть следующей:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ЧТУП "Товары", УНП 700777777, г. Минск, ул. Притыцкого, д. 154, к. 8,│
│в лице директора Птичкина Дмитрия Анатольевича, действующего на│
│основании устава, уступает инспекции Министерства по налогам и сборам│
│Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска право требования│
│исполнения обязательства по договорам купли-продажи от 07.07.2010 N 90,│
│от 18.09.2010 N 115, заключенным между ЧТУП "Товары" и обществом с│
│ограниченной ответственностью "Цены" (УНП 700888888, г. Минск,│
│ул. Восточная, д. 8, к. 1, расчетный счет N 3000000000000 в ОАО "Банк",│
│г. Минск, код 15300000), в размере 3000000(три миллиона) рублей. │
│ Приложение: на 4 листах │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В заявлении можно предусмотреть уступку требований к одному дебитору по нескольким обязательствам. Если дебиторов несколько, следует направить в налоговый орган несколько заявлений - по числу дебиторов. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером, в нем проставляется дата подачи.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах│
│дебиторской задолженности несет организация, предоставившая эти│
│сведения в налоговый орган (п. 3 ст. 58 НК) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Документы, подтверждающие факт наличия дебиторской задолженности
Основной документ, подтверждающий факт наличия и сумму задолженности дебитора, - акт сверки взаимных расчетов между организацией - плательщиком налогов и ее дебитором. Акт подписывается уполномоченными лицами: руководителями организаций или иными работниками, которым выдана доверенность на его подписание, с указанием их должностей, данных доверенности, фамилий и инициалов. Если акт подписан не руководителем, прилагаются копии доверенностей. Подписи уполномоченных лиц заверяются печатями организаций. Акт сверки взаимных расчетов, составленный для представления в налоговый орган, свидетельствует о признании дебитором суммы долга и не является первичным учетным документом.
Формулировка доверенности на подписание акта сверки взаимных расчетов может быть, например, такой:
В настоящее время отсутствуют законодательные нормы, обязывающие дебитора подписать акт сверки, предоставленный кредитором. По этой причине организации-кредиторы порой сталкиваются с проблемами при подготовке для налоговых органов документов о дебиторской задолженности. Отметим, что именно акт сверки или иной документ, подписанный дебитором и кредитором и свидетельствующий о дебиторской задолженности, подается вместе с заявлением об уступке требования кредитора (ч. 1 п. 2 ст. 58 НК). Состав документов, прилагаемых к перечню дебиторов, представляемому в налоговый орган, не конкретизирован: документы должны подтверждать наличие дебиторской задолженности (подп. 1.5 ст. 22 НК). Это могут быть договоры и накладные, платежные поручения, свидетельствующие о неполной оплате, иные документы, подтверждающие дебиторскую задолженность (в налоговый орган подаются копии этих документов).
Документы, подтверждающие сроки исполнения обязательств дебиторами
Налоговый орган принимает решение о взыскании налогов с дебиторов с учетом сроков исполнения ими обязательств перед организацией (ч. 2 п. 1 ст. 58 НК). В связи с этим для обеспечения взыскания налогов за счет средств дебитора наряду с указанным выше перечнем (заявлением об уступке требования кредитора) и документами, подтверждающими дебиторскую задолженность, целесообразно представлять в налоговый орган копии документов, которые свидетельствуют о сроке исполнения обязательств, установленном для дебитора, и о пропуске им такого срока. Это может быть копия договора и дополнительных соглашений к нему, а если в договоре срок оплаты не предусмотрен (или договор отсутствует) - копия письменного требования об уплате суммы долга, которое не исполнено дебитором в семидневный срок со дня поступления (дата поступления определяется на основании даты в почтовом уведомлении о вручении), и почтовое уведомление, в котором имеется срок получения дебитором этого требования (ч. 2 п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Судебная практика свидетельствует, что решение налогового органа о│
│бесспорном взыскании сумм налогов за счет средств дебитора до│
│наступления срока расчета, установленного договором между дебитором и│
│организацией, признается недействительным (Постановление Кассационной│
│коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.05.2007│
│(дело N 20-1/2007/390К)). Если такое взыскание произошло по причине│
│направления организацией в налоговый орган недостоверных сведений о│
│дебиторе (его задолженности), то впоследствии дебитор вправе взыскать│
│убытки с этой организации (ст. 14 ГК, п. 3 ст. 58 НК) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Действия налогового органа по взысканию налогов и пени с дебиторов
Налоговый орган вправе взыскать суммы налогов, сборов (пошлин), пени с дебиторов организации на основании ее заявления (плательщик обязан предоставить соответствующие сведения) или по собственной инициативе (если по результатам проверки, проведенной налоговым органом, начислены налоги (пеня) и выявлены дебиторы проверенной организации, а также по результатам мероприятий по выявлению имущества плательщика-должника и (или) его дебиторов) (п. 2 ст. 58 НК).
Налоговый орган рассматривает документы о дебиторской задолженности, представленные плательщиком, и на основании этих документов или сведений с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком налогов и его дебиторами оформляет справку о наличии дебиторской задолженности у плательщика.
В соответствии с этой справкой руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в котором числится на учете плательщик (не его дебитор), принимает решение о взыскании налога (пени) за счет средств дебиторов (п. 2 ст. 58 НК). Затем решение и платежные инструкции на бесспорное взыскание сумм налогов выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган.
Если после направления сведений о дебиторах в налоговый орган организация самостоятельно уплатила суммы задолженности по налогам и пеню, эти суммы не взыскиваются с ее дебиторов. Организации следует сообщить налоговому органу об уплате налогов, платежные поручения по которым находились в картотеке, если сведения о дебиторах уже предоставлены. Если платежные требования предъявлены в банк дебитора, налоговый орган их отзывает, так как он вправе взыскивать с дебиторов организации-налогоплательщика только сумму задолженности по налогам, которая в данной ситуации отсутствует (п. 1, 2 ст. 5 5 НК).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Со счетов дебиторов - индивидуальных предпринимателей, а также с│
│корреспондентских счетов, благотворительных счетов (для внесения│
│(поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств,│
│в том числе в иностранной валюте), счетов по учету бюджетных средств│
│государственного казначейства и местных бюджетов, открытых в банках│
│дебиторам-организациям, налоговый орган не взыскивает денежные средства│
│в счет уплаты налогов плательщиком-организацией (решение о взыскании не│
│выносится) (ч. 1 п. 1, ч. 3 п. 2 ст. 58 НК) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Возможные действия дебиторов
Дебитор может не согласиться со списанием денежных средств со счета, но его возражения, предъявленные банку, не будут рассмотрены (ч. 2 ст. 207 Банковского кодекса Республики Беларусь).
Дебитор вправе обжаловать решение налогового органа о взыскании за его счет налогов и (или) пени плательщика-организации. Однако судебная практика свидетельствует, что такие иски рассматриваются не в пользу дебиторов (Решение Хозяйственного суда города Минска от 16.09.2009 (дело N 614-18м/09)). Если в налоговый орган были представлены документы о дебиторской задолженности (в частности, акт сверки, подписанный организацией - должником по уплате налогов и ее дебитором) и принято решение о взыскании налогов за счет дебиторов, то наличие спора между организацией, предоставившей сведения в налоговый орган, и ее дебитором по поводу взаимных расчетов не является основанием для удовлетворения требования дебитора об отмене решения налогового органа о взыскании налогов за его счет.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ Дебитор просил признать неосновательным обогащением организации-│
│кредитора (ответчика) списанные по решению налогового органа о│
│взыскании налогов за его счет денежные средства и взыскать их в свою│
│пользу. Истцу было отказано в иске, так как средства с банковского│
│счета дебитора были правомерно списаны по решению налогового органа и│
│ответчик не приобрел эти средства как неосновательное обогащение (ст. 971│
│ГК) (Решение Хозяйственного суда Витебской области от 16.07.2008│
│(дело N 265-4/2008)) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Если денежные средства взысканы с банковского счета организации-дебитора на основании недостоверных сведений о дебиторе (его задолженности перед организацией), направленных организацией-кредитором в налоговый орган, то впоследствии дебитор вправе взыскать убытки с этой организации (ст. 14 ГК, п. 3 ст. 58 НК).
Если налоговый орган не взыскал налоги за счет дебитора
Форма отказа налогового органа во взыскании с дебиторов сумм задолженности по налогам и пене не предусмотрена. О невозможности взыскать налоги (пеню) за счет дебиторов налоговый инспектор обычно информирует плательщика-организацию в устной форме. Чтобы получить письменный ответ от налогового органа о причинах, по которым задолженность не взыскана (если начальник (заместитель) начальника налогового органа не принял соответствующее решение), организация вправе обратиться в налоговый орган с письменной просьбой (заявлением) о разъяснении этих причин (подп. 1.2 ст. 21 НК). Формулировка заявления может быть такой:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ За ЧТУП "Товары" числится задолженность по уплате налогов по│
│состоянию на 01.01.2011 в размере 3000000 руб. Перечень дебиторов (или│
│заявление об уступке права требования), акты сверки взаимных расчетов и│
│копии договоров купли │
│ продажи были направлены в ваш адрес 03.01.2011. Однако решение о│
│взыскании налогов за счет средств дебиторов на основании ч. 2 ст. 58 НК│
│не было вынесено, суммы налогов не взысканы с банковских счетов│
│дебиторов (по нашим сведениям, денежные средства на счетах дебиторов│
│имеются). │
│ В связи с этим прошу разъяснить, по какой причине задолженность│
│ЧТУП "Товары" по налогам не взыскана за счет средств организаций│
│дебиторов │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом и заверено печатью организации.
По результатам рассмотрения этого обращения налоговый орган должен направить организации письменный ответ (решение по обращению).
Организация вправе в течение 30 календарных дней со дня отказа во взыскании налогов (пени) с дебиторов обжаловать действия руководителя налогового органа, в который были направлены сведения о дебиторах. Письменная жалоба с обосновывающими ее документами подается должностному лицу, которому непосредственно подчиняется руководитель налогового органа, куда были представлены сведения о дебиторах. Срок рассмотрения жалоб - месяц (подп. 1.10 ст. 21, ст. 85 - 88 НК). Решение по жалобе направляется организации-заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается представителю организации под роспись (п. 3 ст. 88 НК).
Надлежащее оформление организацией направляемых в налоговые органы документов о дебиторской задолженности и соблюдение срока их подачи поможет исполнить налоговое обязательство даже при наличии финансовых затруднений и сэкономить на судебных расходах при взыскании с дебиторов сумм задолженности. Своевременная оплата по заключенным договорам (подписание дополнительных соглашений об изменении сроков, способа расчетов и т.п.) предотвратит нежелательное бесспорное списание средств налоговыми органами с банковских счетов дебиторов и ухудшение отношений между субъектами хозяйствования.