Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности




Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации[2].

В процессе административно-правового регулирования используются все свойственные правовому воздействию средства. К таковым следует отнести – предписания, запреты и дозволения.

1. Предписание – это установление определенного порядка действий, побуждение к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом закрепленных в административно-правовой норме.

Не соблюдение такого порядка влечет за собой отсутствие юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.

Так, Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные наказания могут быть наложены не позднее двух месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

1. Вариантом предписания являются также запреты, т.е. установление прямых юридических обязанностей воздержаться от совершения определенных действий в условиях, в условиях предусмотренных данной нормой.

2. Дозволение – это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению, которое предоставляет возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, при этом они не вправе уклониться от такого выбора (принятия решения). Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные наказания либо он может быть освобожден от ответственности.

Итак, соответственно формам государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности формы государственной поддержки предпринимательской деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Так, меры государственного поощрения в своем большинстве являются организационными формами государственной поддержки.

Также, формы государственной поддержки могут носить материальный или моральный характер. Материальными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются, например, государственные инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование.

В связи с этим были приняты такие нормативные акты, как Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон города Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», Федеральный закон «О защите конкуренции» и др.

Применение государством определенной совокупности методов, способов или механизмов, чтобы стимулировать предпринимателей на решение задач, актуальных для экономики страны, называется государственным регулированием предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Сущность государственного регулирования Сущность государственного регулирования деятельности предпринимателей обусловлена необходимостью формирования подходящих экономических условий, обеспечивающих становление и функционирование цивилизованного рынка. Для этого государственные структуры устанавливают единые правила, помогающие упорядочить взаимоотношения действующих хозяйствующих субъектов. Вводятся, например, процедуры регистрации, сертификации производимой продукции, лицензирования деятельности, формы отчетности всех видов, налоговое администрирование и др[3].

Чтобы повысить эффективность принимаемых регуляторных решений, государству необходимо четкое осознание реально существующего состояния национальной экономики и определение путей ее развития, которое базируется на объективной оценке стратегических перспектив научного развития. Верховенство закона в государственном регулировании В осуществлении данного процесса государство может применять только такие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, механизмы и инструменты, которые не нарушают норм законодательства РФ. Это является ключевым моментом. При таком правовом сопровождении возникает соответствующий режим правового государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Различаются следующие методы правового регулирования: Диспозитивный метод (метод рекомендаций), предусматривающий самостоятельное регулирование предпринимателями правовых взаимоотношений и соответствующих наиболее релевантных вариантов поведения. Императивный метод (метод обязательных предписаний), который выдвигает предпринимателю обязательные нормативные предписания. Метод согласования (метод автономных решений), позволяющий выбирать модель своих правовых взаимоотношений по согласию сторон.

В экономической литературе выделяются следующие направления, в которых целесообразно осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности, базирующееся на правовом обеспечении:

Гарантирование права частной собственности: защита конфиденциальных сведений и интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, промышленные образцы, торговые марки); защита от рейдерства; страхование недвижимости, землепользования). Предоставление юридического статуса субъектам предпринимательства (регистрация, лицензирование, разрешение на торговлю). Защита контрактов и правовая регламентация договорных взаимоотношений хозяйствующих субъектов (контрактное право, формы документов, заверяющих право собственности и т. д.). Государственный контроль и арбитраж. Обеспечение безопасности деятельности предпринимателей (терроризм, пожарная и информационная безопасность и др.). Охрана окружающей среды (техногенные выбросы, свалки, незаконная вырубка леса, лесные пожары, браконьерство). Защита конкуренции (антимонопольное законодательство). Регулирование трудовых отношений, развитие социального партнерства (обеспечение охраны труда, мониторинг здоровья работников). Защита прав потребителя (регламентирование качества продукции, запрет недоброкачественной рекламы и навязывания некачественных услуг)[4]. Государственная поддержка специальных, приоритетных для страны видов предпринимательской деятельности (стартапы, технологическое предпринимательство, социально ориентированный бизнес и пр.). Регламентирование внешнеторговой деятельности (нетарифное регулирование, таможенно-тарифное регулирование). Финансовое регулирование (обеспечение доступности инвестиционных ресурсов для субъектов малого бизнеса, валютное регулирование, ставки рефинансирования, банкротство). Налоговое регулирование. Классификация видов государственного регулирования Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности обычно классифицируют в соответствии со следующими категориями:

территориальная распространенность регулирующих действий: макроуровень, мезоуровень и микроуровень; характер влияния на поведение бизнес-структур: прямые и косвенные процедуры регулирования; тип взаимоотношений государственных и бизнес-структур: субординация и координация; отраслевая направленность: регуляторные процедуры, используемые для сельского хозяйства, научной сферы и других видов деятельности. Прямое регулирование – это предъявление предпринимателям императивных требований, предусмотренных законами. К примеру, обязательное ведение бухгалтерской отчетности, лицензирование, регистрация предпринимателей или какие-то решения исполнительных органов, касающиеся конкретных предпринимателей. Суть косвенного регулирования – это осуществление государственного воздействия путем учета предпринимательских интересов, а конкретнее, когда государство для выполнения своих предписаний вместо санкций использует разные экономические стимулы: субсидии, налоговые преференции, приоритетное получение государственных заказов, гарантий и многое другое. Общая классификация приведена ниже.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности не могут быть заданными раз и навсегда. Они изменяются под влиянием множества внешних и внутренних факторов и в контексте конкретных условий развития страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: