Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности




Базовые положения системы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности заложены в Конституции и Гражданском кодексе РФ. Основным регулирующим актом в этой области является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее 135-ФЗ). Важными актами системы регулирования являются также:

закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее -147-ФЗ);

закон «О рекламе» от 13.03. 2006 № 38-ФЗ;

закон «О контрактной системе…» от 5.04.2013 № 44-ФЗ.

Значительное количество норм, составляющих антимонопольное регулирование, содержится в иных нормативных актах разного уровня. Подробнее об этом рассказывается в статьях «Антимонопольное законодательство РФ - основные акты» и «Закон о защите конкуренции - основные положения».

Государственную работу в этой области проводит ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Об особенностях функционирования этого органа говорится в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Государство воздействует на предпринимательскую деятельность с целью противодействия монополистическим проявлениям посредством различных мер:

экономических,

административных,

правовых.

Весь комплекс мер, применяемых государством в определенной сфере, именуется государственной политикой. Такая политика противодействия проявлениям монополизма освещена в статье «Государственная антимонопольная политика - цели и задачи».

Государство использует следующие способы борьбы с монополистической деятельностью:

ограничение монополизации рынков;

запрет на введение монополистических цен;

содействие конкуренции на рынках;

непрерывное отслеживание правонарушений в этой области.

Подробно перечисленные способы противодействия рассмотрены в статьях «Государственный контроль за экономической концентрацией», «Что не является признаком монополистической деятельности?» и «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

135-ФЗ осуществляет общее антимонопольное регулирование товарных рынков в стране. Данный акт вводит определения основных положений, относящихся к сфере борьбы с проявлениями монополизма. В законе определен круг обязанностей и компетенция антимонопольного государственного органа (ФАС), введена ответственность за нарушения в этой области и урегулированы процедурные вопросы рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях[5].

135-ФЗ вводит ряд запретов на действия предпринимателей. К таковым относятся:

запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке;

запрет соглашений предпринимателей, ограничивающих конкуренцию (т. е. создание картелей);

запрет определенных законом недобросовестных действий предпринимателей, направленных против конкуренции;

запрет на действия государственных и муниципальных структур, приводящие к нарушениям конкурентной борьбы (выражающиеся как в принятии нормативных актов, так и в непосредственных действиях);

запрет нарушения честной конкуренции при проведении торгов.

Понятие естественной монополии

Поскольку регулирование, осуществляемое 135-ФЗ, было рассмотрено в вышеупомянутых статьях, в данной статье мы рассмотрим антимонопольные правила, содержащиеся в иных нормативных актах. Так, некоторым своеобразием отличается подход законодателя к работе естественных монополий, деятельность которых лишь частично урегулирована 135-ФЗ.

Признаки естественной монополии:

рынок относится к сфере деятельности, указанной в ст. 4 закона 147-ФЗ;

нужды потребителей лучше удовлетворяются в отсутствие конкуренции;

возможность заменить товар/услугу отсутствует;

потребность в товаре/услуге при повышении цен на них стабильна и неизменна.

2 последних признака свидетельствуют о том, что такие товары относятся к жизненно необходимым. Сферы деятельности, рынки которых находятся в состоянии естественной монополии, определены в ст. 4 147-ФЗ.

ФАС в своем письме от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 указала, что для отнесения организации к субъектам естественной монополии необходимо установить 2 основных критерия:

наличие (в собственности, в аренде и т.п.) у предприятия имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности;

наличие факт осуществления регулируемой деятельности.

Косвенным признаком отнесения предприятия к субъектам естественной монополии является факт наличия установленного тарифа.

Регулирование субъектов естественных монополий

Предприниматели, действующие на таких рынках, именуются субъектами естественных монополий. Они могут как производить, так и только реализовывать товар. ФАС ведет реестры таких субъектов.

В судебной практике превалирует мнение, что включение предпринимателя в реестр естественных монополий возможно только на основании конкретных данных о состоянии определенного рынка (постановление ФАС МО от 13.06.2002 № КА-А40/3439-02). Отметим, что понятие рынка товара у́же понятия сферы деятельности. Например, рынки различаются по территориальному признаку (федеральный, межрегиональный, местный).

В отношении рынков, находящихся в состоянии естественной монополии, государство применяет 2 способа регулирования:

установление цен посредством тарифов;

установление категорий потребителей, которым предприниматель не имеет права отказать в обслуживании (в зависимости от особенностей конкретного рынка может определяться минимальный уровень потребления).

За нарушение установленных государством цен введена административная ответственность. Подробно об этом рассказано в статье Нарушение установленного порядка ценообразования [6].

Антимонопольное регулирование рынка электроснабжения

Одной из важнейших отраслей экономики является электроэнергетика. Электроснабжение -это сфера деятельности, находящаяся в состоянии естественной монополии и поэтому подлежащая специальному регулированию и контролю со стороны государства. Базовый акт для данной отрасли -закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее -35-ФЗ).

Задачи регулирования электроэнергетики сформулированы в ст. 20 35-ФЗ. Среди них антимонопольными являются:

обеспечение доступности электроэнергии для любых потребителей и защита их прав;

развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности в отрасли;

достижение баланса потребителей и поставщиков;

государственное регулирование тех рынков отрасли, на которых конкуренция отсутствует или ограничена;

недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий, действующих в отрасли.

Для достижения этих задач применяются следующие методы:

государственное регулирование и контроль субъектов естественных монополий;

государственное регулирование цен и контроль над их соблюдением.

В 35-ФЗ подробно определены:

полномочия госорганов по регулированию и контролю в данной области (статьи 21 и 24);

особенности регулирования цен в отрасли (статьи 23, 23.1 и 23.2);

нюансы регулирования при полном отсутствии или ограничении конкуренции (ст. 23.3);

особенности антимонопольных мер в отрасли (ст. 25);

доступ потребителей к приобретению продукции и услугам в отрасли (ст. 26).

Антимонопольное регулирование некоторых рынков

Сходным образом осуществляется антимонопольное регулирование и в других важнейших для массового потребителя сферах экономики. Перечислим базовые акты:

в теплоснабжении -федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ;

в водоснабжении -федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ;

в сфере связи -федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ;

в газовой сфере федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ;

в сфере железнодорожных перевозок -федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Антимонопольное регулирование в сфере рекламы

В данной области действует закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Этот закон выполняет следующие задачи:

следование идее честной конкуренции на рынках;

осуществление права потребителя на получение честной рекламы;

гарантирование единого экономического пространства;

профилактика нарушений в сфере рекламы;

борьба с противоправной рекламой;

благоприятствование социальной рекламе.

В законе установлены и определены:

общие требования к рекламе;

исчерпывающий перечень товаров, реклама которых запрещена;

особенности разных способов распространения рекламы (например, на телевидении, на радио, на транспорте);

особенности рекламы разных видов товаров (например, алкогольной продукции, лекарств, ценных бумаг) [7].

правила государственного надзора в этой области;

полномочия надзорного органа (ФАС) при осуществлении надзора;

ответственность за нарушения в области рекламы.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Лицами, подлежащими ответственности за правонарушения в рекламе, являются (ст. 37 35-ФЗ):

юрлица и их должностные лица;

физлица (в т. ч. ИП);

должностные лица государственных и муниципальных органов.

Такие нарушения могут привести к следующим видам ответственности:

гражданско-правовой;

уголовной;

административной;

дисциплинарной (косвенным образом для должностных лиц госорганов).

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда подобными нарушениями (например, вред, нанесенный имуществу физлица из-за неправдивой рекламы). Такие отношения регулируются гл. 59 Гражданского кодекса.

Уголовная ответственность за преступления против конкуренции установлена ст. 178 Уголовного кодекса.

Несколько составов за подобные нарушения содержит Кодекс об административных правонарушениях. Их можно поделить на 2 группы:

Нарушения, совершенные должностными лицами в процессе их функционирования.

Нарушения, совершенные должностными лицами при их взаимодействии с ФАС.

К 1-й группе относятся:

злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2 КоАП);

соглашения предпринимателей, ограничивающие конкуренцию (ст. 14.32 КоАП);

недобросовестные действия, направленные против конкуренции (ст. 14.33 КоАП).

Ко 2-й группе относятся:

неисполнение предписания ФАС (ст. 19.5 КоАП);

непредставление в ФАС информации, ходатайств, заявлений, обязательных в силу закона (ст. 19.8 КоАП).

Регулирование в данной области должно способствовать конкуренции на рынках при сбалансированности интересов всех участников -как предпринимателей, так и потребителей. Для достижения этой цели была разработана и утверждена Президиумом ФАС 03.07.2013 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на 2013–2024 гг.». В этом документе констатировано, что к 2013 году в стране сформирована как юридическая, так и организационная база развития и защиты конкуренции.

В то же время в правовом регулировании данной области существуют определенные проблемы.

Из анализа документа видно, что к основным проблемам в данной области ФАС, в частности, относит:

отсутствие регулирования порядка недискриминационного доступа к некоторым ограниченным ресурсам (диапазон частот электромагнитного поля, недра);

отсутствие правовых норм, стимулирующих внедрение антимонопольного регулирования на корпоративном уровне;

отсутствие правовых антиконкурентных механизмов в сфере интеллектуальной собственности.

Некоторые проблемы регулирования, отмеченные в документе, уже решены. Так, в 2015 году в 135-ФЗ был введен перечень запрещенных деяний, признаваемых недобросовестной конкуренцией (гл. 2.1. 135-ФЗ).

 

 

Заключение

Свобода предпринимательства – это конституционное право субъектов, согласно которому они имеют возможность использовать финансовые активы для создания, сбыта и продвижения продукции на рынке товаров/услуг. В РФ свобода предпринимательства защищена 8 и 34 статьями Конституции. Согласно данным статьям – любое лицо имеет право на ведение предпринимательской деятельности в соответствии со своими возможностями и целями. При этом предприниматель вправе самостоятельно выбрать организационную и правовую форму предпринимательской деятельности. Свобода предпринимательства характеризуется следующими признаками: Обладая материальными и иными ресурсами, бизнесмены вправе применить их по собственному усмотрению. Предприниматели имеют право заниматься тем видом хозяйственной деятельности и продавать те товары, которые сочтут нужными. В ходе предпринимательской деятельности бизнесмены могут заключать любые сделки, не противоречащие законодательству. Несмотря на предоставление свободы ведения хозяйственной деятельности, у всех вариантов волеизъявления есть определенные юридические ограничения. К важнейшим задачам управления российской экономикой в период перехода к рынку относится обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на их имущество, включая некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей) на всей территории Российской Федерации и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Решению этой задачи посвящен Федеральный закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ("антимонопольный закон"), определяющий организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках России, а также ограничения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления.

В тексте антимонопольного закона используются следующие основные понятия:

конкуренция– состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция– любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

доминирующее положение– исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов;

монополистическая деятельность– противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направлен­ные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Характерная особенность российского антимонопольного законодательства заключается в том, что наряду с предупреждением и пресечением монополистической деятельности хозяйствующих субъектов оно предусматривает также меры, направленные на предупреждение и пресечение ограничения конкуренции (актами и действиями) органами государственной власти и местного самоуправления. Помимо этого, устанавливая запреты на совершение монополистических действий и ответственность за их нарушение, оно в то же время определяет и различные меры по поддержке предпринимательства, разукрупнению монополистических структур, выделению из крупных монополизированных организаций их структурных подразделений. Таким образом, в антимонопольном законе эффективно сочетаются две его важнейшие функции – репрессивная (пресечение монополистической деятельности) и созидательная (поощрение конкуренции и развитие товарных рынков).

В первую очередь антимонопольный закон предусматривает создание административных механизмов предупреждения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, поощрения конкуренции и развития товарных рынков. Центральное место в законе отводится организации государственного контроля за хозяйствующими субъектами, занимающими домини­рующее положение на рынке. Их деятельность ограничивается целым рядом существенных запретов.

 

 

Библиографический список:

Правовые акты

1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. (с измен. и доп. от 0.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)

2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с измен. и доп. от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 766.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с измен. и доп. от 28 декабря 2018 г. № 217-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ(с измен. и доп. от 27 декабря 2018 г. № 546-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.

5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с измен. и доп. от 27 декабря 2018 г. № 514-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 27 декабря 2018 г. № 537-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4006.

7. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с измен. и доп. 27 декабря 2018 г№ 498-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 13 мая 2011 г. № 23.

8. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 28 ноября 2015 г. № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 13 мая 2013 г. № 19 ст. 2305.

 

Специальная литература

9. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. В 2 т.
[Текст] / С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.-368с.

10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник [Текст] / А.С. Автономов. - М.: Велби: Проспект, 2014.-358 с.

11. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Зорькина В.Д. – М.: Норма–Инфра – М, 2015. – 387с.

12. Александрова, К. И. Предпринимательское право / К.И. Александрова, Н.М. Голованов, Л.В. Мась. - М.: Гиорд, 2015. - 320 c.

13. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2015. -298с.

14. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / С.С. Алексеев. - Свердловск: СЮИ, 2014.-378с.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Баглай. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015.-328с.

16. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. СПб., 2013. -457с..

17. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. О. Н. Садикова. М., 2014.-387с.

18. Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.,2015. -445с.

19. Гражданское право: В 2 т. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2016.-441с.

20. Гражданский процесс: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В.В. Блажеев, Е.Е. Уксусова. М.: Проспект, 2015. 736 с.

21. Дойников, И. В. Актуальные проблемы предпринимательского права. Методические материалы для магистрантов и аспирантов / И.В. Дойников. - М.: Юркомпани, 2015.-441с.

22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2014. -456с.

23. Крылатова И.Ю. Конституционно-судебная защита экономических прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. - 27 с.

24. Кабанова И.Е. Проконкурентная и антиконкурентная деятельность публичных субъектов: элементы характеристики // Юрист. 2015. № 18. С. 4 - 9.

25. Карасевич М.С. Содержание преференций и их влияние на формирование правосознания // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2012. № 5. С. 121 - 125.

26. Лапина Е.Б. Государственная поддержка конкурентной среды в аспекте эффективности государственных закупок // Юрист. 2014. № 5. С. 18 - 22.

27. Лескова Ю.Г. Предпринимательская и приносящая доход деятельность некоммерческих организаций // Цивилист. 2009.№ 2. С. 27 - 30.

28. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013. 384 с.

29. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М.: Издательство «ЭКОМ», 2014.-447с.

30. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е. Кутафина. М., 2013. -368с.

31. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. 6-е изд. М., 2015.-368с.

32. Чебан. Е.П. Свобода личности как условие демократического развития личности // Госу­дарство и право. - 2016. - № 5. - С. 7-15.

33. Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (вопросу о содержа­нии базовых категорий государства и права) // Государство и право. - 2016. № - 10. - С. 11-25.

34. Эбзеев Б.С. «Круглый стол»: принципы, пределы, оснований ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право.- 2015. - № 7.-С.17-25.

Материалы судебной практики

35. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8(с измен. и доп. от 3 марта 2015 г. № 9) // СПС «Консультант плюс» Дата обращения 20.07.2018).

36. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23(с измен. и доп. от 07.07.2015 № 32) // СПС «Консультант плюс» Дата обращения 20.07.2018).

 


[1] Брагинский М.И. Клейн Н.И. Левшина Т.Л. Гражданское право России.М.,2015.-С.57.

[2] Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. О. Н. Садикова. М., 2014.С.119.

[3] Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.,2015.С.187.

[4] Гражданское право: В 2 т. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2016.-С.172.

[5] Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.,2015.С.116.

[6] Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.,2015.С.103.

[7] Гражданский процесс: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В.В. Блажеев, Е.Е. Уксусова. М.: Проспект, 2015.С.136.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: