Новгородская монументальная живопись XIV в. (Церковь Успения на Волотовом поле).




XIV в., а особенно его вторая половина, – время интенсивной художественной жизни Новгорода. Основными чертами изобразительного искусства того времени можно считать чёткость стилистических формулировок и ясность эстетических приоритетов.

Сохранившиеся памятники монументальной живописи Новгорода имеют довольно пёстрый состав, который свидетельствует о многосложности художественной жизни города.

Практически все известные фрески Новгорода относятся к последней трети XIV в. Они довольно сильно отличаются от основной линии развития византийской живописи в тот период.

В этот период в Новгороде работало много приезжих мастеров из Византии и с Балкан, демонстрирующих яркую творческую индивидуальность и широкий спектр стилистических течений. Однако в памятниках Новгорода, несмотря на влияние и участие византийских мастеров, сохранился уникальный дух этого художественного центра с эмоционально ярким выражением эстетических идеалов. Монументальные памятники Новгорода, несмотря на различие стилистических ориентиров и разную степень художественной выразительности, составляют целостную художественную картину.

Центральным памятником новгородской монументальной живописи середины XIV в., несомненно, являются росписи церкви Успения на Волотовом поле, располагавшейся на окраине Новгорода. Храм был расписан в 1363 г. по инициативе новгородского архиепископа Алексия. В 1941 г. храм был разрушен, однако фрески были сфотографированы, частично скопированы и тщательно описаны, что позволяет составить общее представление о росписи.

Церковь отличалась скромными размерами (7х9 м), росписи покрывали стены и своды. В выборе и расположении сюжетов прослеживается повторение некоторых узловых элементов декорации Новгородской Софии. Однако в волотовских фресках проявилось и влияние новых идей и тем, характерных для палеологовской эпохи.

Лейтмотивом росписи церкви Успения на Волотовом поле является тема Софии Премудрости Божией, раскрывающаяся через сопоставление христологических и богородичных сюжетов, и через ветхозаветные прообразы и гимнографических иллюстраций, центральное место которых занимают образы Богородицы как Храма Премудрости.

Верхние регистры храма занимали традиционные сюжеты. Купол был расписан фигурой Пантократора в окружении небесных сил и пророков, расположенных в простенках барабана. На парусах были изображены евангелисты, на сводах арок – пророки.

В композициях парусов появляются изображения персонификации Премудрости – ангела с ромбовидным («софийским») нимбом, который диктует евангелистам откровения благой вести.

Своды и люнеты были заняты сценами евангельской истории, а средняя зона была отведена под Протоевангельский цикл, где раскрывалась история Богородицы. Сама Богородица – зримый образ Храма Премудрости, вместивший в Себе Высшее божество.

Один из центральных образов храма – медальон с Богоматерью Знамение в зените западного свода, где Богородица и воплотившийся в Её лоне Младенец-Христос окружены текстом гимна Косьмы Маюмского, где Богородица называется Храмом Премудрости.

Поэтические аллюзии Ветхого Завета и гимнографические образы богослужебных текстов пронизывают всю роспись церкви и сосредотачивают в образах самих гимнографов – Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина, которые изображены в поклоне Богородице, восседающей на троне в конхе алтарной апсиды.

Уникальный подбор ветхозаветных прообразов Богоматери представлен и в притворе церкви. Акцент сделан на софийской тематике. Главными в росписи притвора оказываются иллюстрации на притчи Соломона «Премудрость созда себе дом», истории Иакова («Единоборство Иакова с ангелом» и «Лествица Иакова») и Моисея («Моисей получает скрижали» и «Моисей в Скинии завета»).

Анализ фресок позволяет установить, что художник работал над росписями вместе с учениками. Это говорит о том, что перед зрителем не просто творчество гениального художника-одиночки, а выражение определённого стилистического направления.

В волотовских фресках главенствует быстрый, экспрессивный и в то же время предельно обобщённый рисунок, а живописная структура фрески сведена до простого выразительного минимума. Преобладают красно-коричневые, палевые, жёлтые и оливковые цвета; краска положена тонким слоем, в построении формы отсутствуют сложные, плотные цветовые проработки.

Отличительной особенность волотовских фресок можно считать белильную проработку формы, добавляющую выразительности. Белильные оживки преображают форму и добавляют плоскости фактурность и пластичность.

Гениальная простота художника волотовских фресок выражается в его динамичных композициях и расстановке фигур. Персонажи расположены свободно, несмотря на сложность архитектуры храма; двигаются энергично, при этом сохраняя композиционную гармонию. В этих динамичных позах нет стандартных положений. Лики святых обладают живой индивидуальностью.

За всем этим, безусловно, стоит фигура мастера, его неповторимая художественная личность. Художник открывает перед зрителем трепетный мир своих персонажей, пронизанный духом поэтической образности. Каждая иллюстрация будто прошла сквозь призму души художника. Таков художественный язык этих росписей.

Принцип, сформированный в волотовских росписях, очень точно выражает основную религиозную формулу исихазма, в которой идея индивидуального приближения к Богу и преображения человека является главной.

 

Список литературы:

  1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: