КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир вокруг нас»
Экологическое направление
Класс: 3 Б
Срок реализации: 8 часов
Программу составила:
учитель начальных классов:
Левашева С.Р.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 8 часов
п.Чагода 2020 г.
Направленность программы. Программа «Мир вокруг нас» является программой общеинтеллектуальной направленности.
Новизна программы. Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения окружающей природы. Программа кружка «Мир вокруг нас» разработана в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а так же занятия будут способствовать изучению экологических проблем Вологодской области и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
Экологическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
|
Педагогическая целесообразность программы.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Цель данной программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачипрограммы
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 9-10 лет
В основе обучения групповые занятия, проводимые дистанционно. Набор детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений. Наполняемость группы составляет не более 15 человек.
|
Принцип построения программы:
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и экологической работе. Процесс обучения строится на единстве методов и приемов активного и увлекательного обучения, при которых усвоения знаний, умений и правил происходит эффективнее и развиваются познавательные начала.
Формы занятий
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий в дистанционном форматеи закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (8 часов).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Проявлять:
· трудолюбие;
· самостоятельность;
|
· уверенность в своих силах.
Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях в объединении является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт общения. В конце освоения программы проводится итоговое занятие.
Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час. | Образовательные ресурсы |
Тайны мира птиц | Птицы. Познавательный фильм для детей и не только. v-4CYHChw | ||
Загадки мира животных | https://videouroki.net/blog/vidieokrossvord-v-mirie-zhivotnykh.html Видеокроссворд В мире животных. | ||
По странам и континентам | Интерактивная программа для детей Путешествие по странам и континентам. | ||
Лекарственные растения | Видеофильм Детям о лекарственных растениях. | ||
Итоговое занятие | |||
Всего: | 8 ч |
Содержание разделов, блоков, тем.
Тема 1.Тайны мира птиц.
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
Тема 2. Загадки мира животных.
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему и летнему периоду. Учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие, познакомятся с животными, живущими в наших лесах и их повадками.